Конспект открытого логопедического занятия "В королевстве звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление знаний детей о звуках и буквах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_korolevstve_zvukov.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: занятие
Форма организации: групповая
Средства:
Наглядные:
• «волшебный мешочек» с предметами
• «карточки-светофорчики», для определения места звука в слове
• конверты с фишками для звукового анализа слов
• «цветик-семицветик» с предложениями
Мультимедийные: презентация «Щенок в королевстве звуков»
Цель: Закрепить знания детей о звуках и буквах.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа, фонематических представлений, навыка составления предложения по картинкам
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, двигательной активности, артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, дыхания.
- Развивать фонематические представления через определение наличия звука в словах; определение места звука в слове, нахождения количества слогов в слове.
- Развивать в детях эмоционально – положительную отзывчивость от совместной деятельности с педагогом, активную речь детей, обогащение словаря.
- Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент
Дети заходят в зал, здороваются с гостями, встают в круг и вместе с логопедом говорят девиз:
«Говорим красиво, четко, внятно,
Чтобы было всем понятно»
Логопед: Ребята, вы сегодня узнаете, что произошло с одним маленьким щенком. Но прежде мы выполним гимнастику для язычка.
Вместе с логопедом дети подходят к зеркалу, встают в ряд, и выполняют артикуляционную гимнастику по «Сказке о весёлом язычке» (см. в приложении)
- Мотивационный момент (рассказ о щенке)
Дети садятся на стулья. Логопед помещает на магнитную доску картинки щенка и кошки.
Логопед: Однажды щенок проснулся и увидел кошку. «Мяу! – сказала кошка, - как тебя зовут?» Щенок огорчился, потому что у него еще не было имени. «Не огорчайся, отправляйся в королевство звуков и букв» - сказала кошка. Отправился щенок в королевство звуков и букв. Что такое буква?
Дети: Буквы мы видим, читаем, и пишем.
Логопед: Что такое звук?
Дети: Звуки мы слышим и произносим.
Логопед: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Встретили щенка принцессы Гласа и Согласа.
Щенок рассказал, что у него нет имени. «Обойди все королевство и помогай всем, кому нужна твоя помощь, а в благодарность ты получишь буквы для своего имени» - сказали принцессы. Пошел щенок гулять по королевству.
Ребята, поможем щенку собрать буквы для его имени?
- Печатание букв на манной крупе
Логопед: Чтобы нам путешествие начать, нужно буквы написать
Логопед раздает тарелочки с манной крупой каждому ребенку, затем загадывает букву, которую нужно напечатать:
- эта буква самая первая в алфавите;
- эта похожа на ворота;
- эта буква похожа на месяц;
- эта буква похожа на бублик.
- Раздели слова на слоги
Логопед: Ребята, наш щенок пошел гулять по королевству, вдруг видит:
Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать его вам нужно
Будет путь тогда открыт.
Поможем щенку открыть путь?
Дети: Да.
Логопед: Тогда мы сейчас с вами будем делить слова на слоги.
«Игра с мячом»
Логопед: Я сейчас буду бросать мяч, называть слово, кому мяч достается, тот считает, сколько слогов в этом слове, отбивая их по мячу.
Когда игра закончится, логопед дает детям первую букву (размещает на магнитной доске)
Логопед: Молодцы ребята, мы помогли щенку обойти гору, он смог войти в королевство и нашел первую букву.
- Игра «Волшебный мешочек» (найти первый звук в словах)
Логопед берет мешок с предметами
Логопед: Щенок пошел путешествовать по королевству звуков, и встретил Михайло, который нес с собой мешочек. Щенок спросил у Михайло, не нужна ли ему его помощь. Михайло ответил: Да, нужна, у меня в мешке есть предметы, и мне нужно определить на какой звук начинаются эти слова.
Ребята, давайте вместе со щенком, определим первый звук в словах.
Дети достают, не смотря, из мешка по одному предмету, называют его, и определяют первый звук в слове.
Логопед: Молодцы ребята, теперь Михайло подарит щенку ещё одну букву.
- Дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, в королевстве звуков, воздух такой чистый и свежий, давайте вместе со щенком сделаем дыхательную гимнастику.
Чудо-нос
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
- «Веселые утята»
Логопед: Встретил щенок утку. У утки потерялись утята на поляне. Возьмите плоскостные изображения утят и «светофорчики». Если вы услышите звук [ш] в начале слова, утенок будет гулять на красной полянке. Если звук будет в середине слова, утенок будет гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то утенок будет гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь.
Дети отмечают место звука [ш]в слове утенком на «карточке-светофорчике».
Логопед: Молодцы! Вы помогли щенку найти утят. Утка подарила щенку букву У.
- Звуковой анализ слова
Логопед: Вдруг налетели на щенка осы, так и хотят ужалить его. Если выполнить анализ слова осы, они не тронут щенка. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова осы.
Логопед раздает детям фишки и схему слова.
Логопед: Сколько звуков в этом слове?
Дети: В этом слове три звука.
Логопед: Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Дети: Звук [о]. Он гласный.
Логопед: Какой фишкой вы его обозначите?
Дети: Красной.
Логопед: Какой звук следует после него?
Дети: Это звук [с]. Он согласный, твердый, глухой.
Логопед: Каким цветом вы его обозначите?
Дети: Синим.
Логопед: И какой звук последний в этом слове?
Дети: Гласный звук [ы].
Логопед: Каким цветом вы обозначите его?
Дети: Красным.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку выполнить анализ слова осы. Осы подарили щенку букву О.
- Самомассаж ладоней (с применение су-джок мячей)
Логопед: Ребята, чтобы нам дальше помогать щенку, нам нужно немного отдохнуть. Давайте сделаем массаж своим ладоням.
Логопед раздает каждому ребенку мячик су-джок, и дети, повторяя за логопедом, выполняют движения:
Я мячом круги катаю,
Назад-вперед его гоняю.
Я поглажу им ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Каждым пальчиком прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч кидаю между рук.
(Выполнять движения по тексту)
- Игра «Составь слова»
Логопед раздает каждому ребенку конвертик, в котором лежат слоги
Логопед: Щенок попал в красивый сад и встретил жука. Жуку поможем прочитать слова и предложения. Откройте конверты. Посмотрите на слоги и составьте слова из данных слогов.
Дети составляют слова: ножи, жаба, кожа, жуки
- Игра «Цветик-семицветик»
Логопед размещает на магнитной доске цветок, с лепестками, на которых нарисованы картинки и предлоги, из которых нужно составить предложения. Каждый ребенок подходит к магнитной доске, выбирает по одному лепестку, составляет предложение.
Логопед: Оторвите каждый по одному лепестку цветка и прочитайте предложения, написанные на них.
Логопед: Молодцы! Вы помогли щенку составить слова из слогов, прочитать предложения. Жук подарил щенку букву Ж. Щенок получил буквы, из которых можно составить имя.
Дети составляют слово ДРУЖОК.
Логопед: Это имя очень подходит щенку, потому что у него много друзей, с которыми он дружит и никогда не ссорится. Довольный щенок отправился домой.
- Рефлексия
Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Как вы думаете, вы справились с заданиями?
Что вам понравилось больше всего?
Приложение
«Сказка о веселом язычке»
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Утром проснулся язычок (высунуть его из ротика), и первым делом почистил зубы (выполняем упражнение «почистим зубки»).
Затем язычок пошел завтракать. Он очень любил утром кушать блинчики (сделать упражнение «блинчик»). А блинчики он кушал с вкусным вареньем (упражнение «вкусное варенье»).
После завтрака веселый язычок пошел на прогулку во двор, там он катался на качелях (упражнение «качели»), на горке (упражнение «горка»). Но в этот ясный день веселому язычку очень захотелось поехать в гости к своему другу индюку. И он отправился в путь на лошадке (упражнение «лошадка»).
Приехал веселый язычок к своему другу индюку (упражнение «индюк»), они весело поиграли, попили чай из красивых чашек (упражнение «чашка»). А вечером язычок вернулся домой и лег спать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звуки М-Мь. Вгости к трём медведям".
Представляю конспект еще одного открытого логопедического занятия. Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой к...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект открытого логопедического занятия.«Звук [Л]. Дед Мороз спешит на праздник».
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект открытого логопедического занятия : Дифференциация звуков [с] - [ш].
Открытое групповое логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков [с] - [ш]. Тема: Дифференциация С-Ш.Цель: закрепить навык учащихся правильно произносить и различать звуки С &ndash...
Конспект открытого логопедического занятия «Звуки [Г]-[Гь]» в подготовительной логопедической группе
Задачи:...
Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Цель: Автоматизировать произношение звука [Р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:• уточнить артикуляцию звука [Р];• дать характеристику звука [Р];&bull...