НОД развитие речи в подготовительной группе "Как учились дети на Руси"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе по теме "Как учились дети на Руси" в рамках тематической недели "День знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_no_2_kak_uchilis_deti_na_rusi.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Дата: 03. 09 2021 г.
Образовательная область Речевое развитие
Тема: «Как учились дети на Руси»
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Цель занятия: Расширить знания детей о славянской письменности, алфавитом, сходстве и различии азбуки.
Задачи занятия:
обучающие:
- расширить знания детей о основоположниках славянской письменности.
- познакомить со старославянским алфавитом;
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
- содействовать желанию стать школьником, умение работать в группе, оценивать свою деятельность,
развивающие:
- развивать внимание, умение сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений, эмоций,
- совершенствовать умение детей четко произносить звуки.
- развивать фонематические представления, фонематический и слоговой анализ.
- развивать умение детей делить слова на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звука в слове.
- развивать фонематический слух, восприятия, внимания и памяти и словесно-логического мышлений.
- развивать звуковую культуру речи, диалогическую речь.
воспитательные:
- воспитывать дружественные отношения между детьми, культуру общения и поведения
- Воспитывать умение слушать ответы товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
- воспитывать доброжелательность, трудолюбие.
Словарная работа: береста, кириллица, схема предложения, слог, согласны, гласный звук, школьные принадлежности, письменность, азбука школа,
Оборудование и материал: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).
Этапы ОД | Содержание Деятельность педагога | Действия детей результат |
1. организационный момент | Слайд 2)Звучит праздничный колокольный звон. Воспитатель: По широкой Руси нашей, матушке, Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. | Дети стоят в кругу |
2. основная часть | (Слайд 3) Я решила сегодня вам сделать сюрприз. (Выносит букварь) (Слайд 4) Вопросы детям: - Что это? - Для чего она нужна? - Все буквы вместе как называются Ребенок читает стих: Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете! Букв есть множество вокруг, учат их все дети. Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать! Вопросы детям: - Зачем нам нужны буквы? -А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность. Рассказ воспитателя: Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд 5-6) Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9) - Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. - Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд 10-11) Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12) Вот такая история появления письменности. - А я хочу рассказать вам как появилась азбука. Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16) В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18) Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20). Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22 ) Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23) Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25) Физминутка Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем? -У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем… Игра-задание «Напечатай букву» Давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени. Рассказ воспитателя: - Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26) Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27) - Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения? Чтение пословиц и поговорок детьми об учении (Дети рассказывают пословицы об учении) (слайд 28) Не пером пишут — умом. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Побольше грамотных, поменьше дураков. Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Идти в науку – терпеть муку. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Без муки нет и науки. Ничего не мыслить – век киснуть. Рассказ воспитателя Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29) Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. Игра «Разбери буквы» (слайд 30) Рассказ воспитателя: Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31) А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32) (Дети читают стихи) (Слайд 33) Буквы каждому нужны, Буквы каждому важны, Формируем из них слово, А из слова будет речь! Не писать и не читать Люди б не умели, Если б не было букв, Не было б общенья. Два брата Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказать За буквы, что очень нужны нам, Что научили нас читать! | Дети: книга, Азбука Дети: дети учат по ней буквы, учатся читать Дети: Читать Дети: мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак) Дети: нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго. Дети выполняют задание Дети пишут буквы дети складывают написанные на бумаге слоги (выбирается 10 детей. Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам) |
3. Заключительная часть | (слайд 34)- Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги. Многие дети уже знают алфавит, многие уже выучили буквы. И вы сами можете составить свою азбуку. Давайте попробуем создать свою азбуку и сравним их друг с другом. И в память о нашем занятии я дарю вам вот такие блокнотики, чтобы вы создали свою азбуку. | Дети стоят в кругу. Воспитатель дарит детям маленькие блокнотики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.
Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память.3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по карти...
Конспект ННОД по развитию речи в подготовительной группе. Творческое рассказывание детей из опыта на тему «Любимая игрушка»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.Творческое рассказывание детей на тему «Любимая игрушка»...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. «Учимся говорить правильно»
Учимся говорить правильно» Цели: Упражнять в образовании винительного падежа множественного числа существительных.Учить составлять загадки на основе описательного рассказа.Знакомить с многозначн...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Незнайке пойти учиться в школу!»
открытое занятие по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».
Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.Задачи:-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;-создать условия для пр...
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ТНР " Путешествие в осенний лес"
Конспект для подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Учимся играя-речь развиваем!»
Образовательная область речевое развитие.Цель: Составление рассказа по картинкам на тему «Зима»Задачи:Обучающие:1. Систематизировать знания детей о зиме и...