Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Как учились в старину"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Задачи:

1.Развивать интерес и желание знать прошлое человека.

2.Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.

3.Дать элементарные понятия о том, как учились дети в старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой в день святого Наума.

4.Познакомить детей с праздником святого Наума.  

5.Познакомить с историей ручки, гусиного пера,

  процессом её преобразования человеком.

6.Учить понимать назначение и функции ручки, её  

  необходимость в жизни человека.

7 Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре.

Дети будут знать, как учились в старину. Запомнят, что раньше учились только мальчики, учебный год начинался после уборки урожая. Будут знать, что писали гусиным пером и учил детей дьяк. Узнают почему так называется день -Наум Грамотник. Дети будут интересоваться историей происхождения предметов старины, их назначением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchiis_v_starinu.docx298.63 КБ
Файл prezentatsiya_kak_uchiis_v_starinu_1.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

  

Тема занятия

«Как учились в старину»

Picture background

Тема занятия

«Как учились в старину»

План занятия:

Задачи:

1.Развивать интерес и желание знать прошлое человека.

2.Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.

3.Дать элементарные понятия о том, как учились дети в старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой в день святого Наума.

4.Познакомить детей с праздником святого Наума.  

5.Познакомить с историей ручки, гусиного пера,

  процессом её преобразования человеком.

6.Учить понимать назначение и функции ручки, её  

  необходимость в жизни человека.

7 Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА : церковно-приходская школа, дьяк, гусиное перо, непроливайка-чернильница,

Материально-техническое обеспечение:  иллюстрации по теме, ноутбук для показа слайдов презентации «Как учили в старину»,

Ожидаемый результат:

Дети будут знать, как учились в старину. Запомнят, что раньше учились только мальчики, учебный год начинался после уборки урожая. Будут знать, что писали гусиным пером и учил детей дьяк. Узнают почему так называется день -Наум Грамотник. Дети будут интересоваться историей происхождения предметов старины, их назначением.

Ход  занятия:

Воспитатель:

                 Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу.

                 Посидим рядком, да поговорим ладком!

                 Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Совсем большие стали, подросли. Скоро в школу пойдёте.

 - Ребята, как вы думаете, было ли  время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу? (ответы детей)

Прошли  годы, а поменялось ли обучение детей? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше?

О чём бы вы хотели узнать?

Дети: Когда появилась первая школа?

 Как учились дети?

 Кто их учил?

 Какие были у них учебники?

 Как долго уроки продолжались?

Воспитатель: Вот, мои золотые, сколько много вопросов задали!

Слайд1:

- Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, а дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

-Шло время. России нужны были грамотные и образованные  люди. Постепенно стали открываться начальные школы во всех губерниях. Стали открываться гимназии, университеты.

- Много времени прошло с тех пор. А так хочется посмотреть, как учились дети в старину. Но для нас с вами, ребята, нет ничего невозможного. Давайте закроем глаза и все вместе  мысленно перенесёмся  в школу в далёком прошлом.

В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель.

Освещалась школа с помощью лучины,  поэтому светец – это неотъемлемая часть интерьера  старорусской школы, а отапливалась естественно с помощью печи.

Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.
Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.
 Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями.

Слайд 2

Наши старшие братья и сестры в школу начинают ходить в сентябре, осенью. А в старинные времена было по- другому: учиться шли в школу при храме дети не осенью, а зимой в день памяти пророка Наума – зимой, 14 декабря.

 В старину, с ранней весны и до поздней осени трудились   крестьяне в поле, чтобы прокормить большую семью,

Слайд  

По давно заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум- грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Занятия шли до Великого  праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.

Посмотрим внимательно на икону. Как по ней можно догадаться, что это святой человек? Обратите внимание, что в руках св.Наум держит свернутый лист бумаги. Так на иконах иконописцы изображают пророков.

Слайд

 Так и говорили: «Пророк Наум наставь на ум». В этот

день родители благословляли своих детей на ученье.

Слайд

Воспитатель: Наум-пророк, Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать. (Показ портрета.)

Воспитатель: А как вы думаете, почему народ выбрал именно Наума покровителем грамоты? Потому что Слова похожи! Ум-Наум,

 Именно с этого дня - 14 декабря начинали учить детей грамоте. Отсюда и название - Грамотник.

Слайд

Воспитатель:   Вы ребята осенью пойдём в школу!

Воспитатель:  Ребятишки-то крестьянские шли учиться зимой . Осень помогали в поле урожай собирать, а дети помогали и в поле и дома. Зимой работы поменьше, а зимой времени больше грамоту учить.

Дети: А какой школа была в прошлом?

Воспитатель:  Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю.

Воспитатель: Да и школой не назовёшь! Родители договаривались с учителем- приходским дьячком, т.е. помощником сельского священника.

Слайд

Поднимали детей в этот день ранёшенько, приговаривали:

         Поднимайтесь ранёхонько!

         Умывайтесь белёхонько

         В Божью церковь собирайтесь.

         За азбуку принимайтесь!

         Святой Наум наставит на ум!

         Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. Девочки стали принимать в школу только 100 лет назад. В сельских школах учили только буквы, счет и молитвы.

В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель. Ученики были разных возрастов.

Ученье шло с утра до вечера, в середине дня был перерыв, чтобы ученики могли пообедать. Обычно во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети и ели. Отсюда и пошло выражение «однокашники». А ещё бывшие ученики говорили: «Сколько же нам с тобой пришлось каши съесть!»

   Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. За нарушение правил, за невыученный урок и за другие школьные шалости учеников строго наказывали..

Заметили ли вы, где и как сидят дети? (Синонимия: скамья – лавка)

Почему лавки ставили возле окна?  

Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Правила были строгие. Какие, узнаем, когда поиграем в игру

«Доскажи словечко»:

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (Сорока)

Всё пиши, не отставая,
Слушай … (Не перебивая).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (Руку).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (Поднимать)

Если друг стал отвечать,
Не спеши … (Перебивать)

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (Внимательным).

На математике считают,
На перемене … (Отдыхают).

Слайд

Воспитатель : А  мне бабушка рассказывала, что детей наказывали! Ставили на горох за проказы!

Слайд

Воспитатель: Да, родители так наказывали! А учителю разрешалось бить плёткой нерадивых учеников. Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги.

Считалось, что без розг освоение азбуки и грамоты было невозможно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Розга – это тонкие упругие и гибкие прутья, которые изготавливалась из ивы, берёзы и т.п. Для того чтобы они дольше не ломались и были гибкими их отмачивали в солёной воде.

Слайд

Воспитатель: Пока ни за что. Заранее, чтобы не озорничал, учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.

Слайд

Воспитатель:  Немного об истории школьных принадлежностей.

В древности тетрадей и ручек не было. В древней Руси писали на глиняных плитках. На деревянных дощечках, покрытых воском, на бересте — верхний слой коры берёзы.. Сначала писали палочками из металла или кости. Эти палочки назывались писало. Один конец у них острый, чтобы писать. Другой плоский, чтобы разравнивать воск.

Слайд
 Когда изобрели бумагу и чернила, стали писать гусиным пером. Позже было изобретено перо стальное. Дети носили с собой в школу чернильницы-непроливашки.

Слайд

Воспитатель: Для письма годились только перья из хвостов гусей Перо макали в чернила и писали на бумаге. Чтобы чернила не стекали на бумагу и не делали клякс,кончик пера расщепляли-делали небольшую щёлку, и когда нажимали на перо, по щели текли чернила.

Воспитатель:

 Наш великий А.С. Пушкин написал все свои сказки гусиным пером.макая его в чернила. И часто на листах с записями он рисовал небольшие рисунки: скачущего коня, дерево, избушку…

Слайд

А сейчас вы пишете ручкой.      Как она называется? (шариковая)

А почему так?     На конце ручки есть шарик, еле-еле заметный. Потрогайте кончик ручки, какой он? (твёрдый)

Воспитатель : Ну, мои, славные! Много сегодня узнали. Надо и переменку, как в школе устроить.  поиграем.

Игра «ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(Ребята делятся на 2 команды. Х зачитывает начало пословицы, а участники продолжают её.)

Азбука — наука... (А ребятам мука.)

Что написано пером... (Не вырубишь топором.)

Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)

Не красна книга письмом... (А красна умом.)

Побольше грамотных... (Поменьше дураков.)

Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)

Без муки... (Нет и науки.)

Ученье — красота... (А неученье — простота.)

Книга мала... (А ума придала.)

Воспитатель  Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давайте и мы сейчас немного отдохнём.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.

Мы с вами тоже читаем и пишем, пользуясь буквами кириллицы. На протяжении многих веков одни буквы изменили свой облик, а другие и вовсе исчезли из русского алфавита.

Нелегко давалась Азбука детям, обучавшимся чтению в начале 16 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв, Аз, Буки, Веди, Глаголь Добро, Есть. Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать именем каждую букву слова, пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно начиналось! Представьте себя учениками из 16 века. Сложите из букв слова:

Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали.

По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Особо усердные ученики становились переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

А нашему поколению есть чему у них поучиться:

Во-первых – это аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст.

Во-вторых – терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра и до вечера.

В-третьих – трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями.

А самое главное – послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.

Прекрасна и удивительна современная школа.
В современной школе уже не пишут пером. На смену ему пришел компьютер.

А сейчас мы посмотрим презентацию и повторим всё то, о чём говорили и запомнили.(Показ)

https://xn----8sbanwvcjzh9e.xn--p1ai/800/600/http/images.myshared.ru/6/591553/slide_6.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Как учились дети в старину"

Слайд 2

В старину, с ранней весны и до поздней осени крестьяне трудились

Слайд 3

а зимой отдавали детей на учение в день святого пророка НАУМА

Слайд 8

обучавшиеся в сельской школе, носили обычную повседневную одежду,

Слайд 9

Д евочек раньше в старину грамоте не учили! Считалось, что основная работа растить детей да хозяйством заниматься.

Слайд 11

Детей наказывали! Ставили на горох за проказы!

Слайд 12

учителю разрешалось бить плёткой нерадивых учеников .

Слайд 18

Перо макали в чернила и писали на бумаге

Слайд 20

А сейчас мы пишем ручкой.

Слайд 21

Кирилл и мефодий создатели славянской азбук и

Слайд 24

Прекрасна и удивительна современная школа. В современной школе уже не пишут пером. На смену ему пришел компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"В старину учили так"

Замечательное занятие, познавательное!Знакомство с историей создания ручки,Как учили детей в старину....

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Занятие по познавательно-речевому развитию: "Как учились в старину"

Цель: Познакомить детей со старославянским алфавитом.Задачи: 1. Дать первоначальное представление детям о письме гусиным пером, закрепить навыки письма.2. Развивать диалогическую и монологическую речь...