Методическая разработка интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами программирования
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка представлена для организации совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Занятие по обучению грамоте направлено на закрепление пройденного материала у детей 5-6 лет и позволяет детям данного возраста усовершенствовать приобретенные умения и навыки. Выбранная форма организации занятия («квест-игра») и применение информационно-коммуникационных технологий обучения помогают сделать педагогический процесс более эмоциональным и интересным, привлекают и мотивируют детей к активной деятельности, обеспечивают возможность каждому ребенку проявить инициативу и активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька»
Методическая разработка
интегрированного занятия по обучению грамоте
с элементами программирования
в старшей группе для детей 5-6 лет
«Полёт на планету АБВГДейцев»
Подготовила и провела
старший воспитатель
Гребенникова Елена Вячеславовна
Тамбов, 2022
Образовательная область: речевое развитие.
Форма организации: квест-игра.
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, используя современные технологии и формы организации детей
Задачи:
Обучающие:
закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков и букв;
учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие);
совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом,
формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги;
обучать составлению слов из предложенных слогов, чтению слогов и слов;
обучать основам программирования с помощью мини-робота Bee-Bot «Умная пчела»
Развивающие:
содействовать развитию речи детей в процессе активной деятельности соответственно познавательно-игровой ситуации;
развивать мышление, внимание, память, интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитывающие:
создать хорошее настроение, воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: сконструированная детьми ракета из гига-блоков Lego; мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», интерактивный стол, интерактивная доска, нетбуки для детей, изображения космических объектов: созвездия, кометы, вулкан, светящиеся звёздная карта-панно; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты, учебное пособие «Азбука»; материалы для опыта «Извержение вулкана».
Ход занятия:
- Орг. момент. Эмоциональная настройка.
Воспитатель:
Здравствуйте, мои друзья.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу,
Ведь мы собрались сегодня творить добрые дела.
Сделайте вдох через нос и вдохните всю красоту и доброту,
Выдохнете через рот все тревоги и страхи.
Вдох через нос, выдох через рот.
- Постановка учебной задачи
Ребята, сегодня утором на электронную почту пришло письмо с пометкой «SOS». Без вас я не стала его открывать. Предлагаю, вместе посмотреть, от кого письмо и что в нем написано.
Воспитатель совместно с детьми открывают электронное письмо.
«Здравствуйте, меня зовут Абвгдеец. Я с планеты Абвгдейки. Мне нужна ваша помощь.
Космические пираты похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите мне её вернуть? Космические пираты приготовили много разных заданий, за выполнение которых вам будут присылать звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.
АБВГДеец: Ребята, вы поможете мне?
Дети: Да
Воспитатель: – Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической
Дети (хором): – Ракете
Воспитатель: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете, которую вы самостоятельно сконструировали во время игры.
- Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Но какие дети могут отправиться в космос?
- Может быть Ленивые? (Нет, трудолюбивые)
- Грустные (веселые)
- Трусливые (Смелые)
- Злые (Добрые)
- Глупые (умные)
- Безграмотные (грамотные).
- Игровое упражнение «Определи на слух звук»
Я предлагаю занять места в ракете.
Первым сядет в ракету тот, чье имя начинается на звук «О» (Оля), вторым займет место тот, в чьем имени есть звук «Ш» (Ксюша), (Маша) Третьим – у кого имя начинается и заканчивается на звук «А» (Алина), сядет тот, у кого имя начинается на звук «Нь» (Никита), на звук «У» (Ульяна).
Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места.
V. Беседа
В космос полетят грамотные и подготовленные дети. Для этого нам нужно сдать экзамен и ответить на вопросы «Кубика».
(На дидактическом пособии «Кубик» разноцветные стороны, на которых написаны опорные слова, по которым воспитатель задаёт детям вопросы по пройденному материалу)
- Звуки и буквы.
Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
- Гласные
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.
- Согласные
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими
- Слог
Воспитатель: Как определить сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
- Начало предложения
Воспитатель: С какой буквы пишется начало предложения?
Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.
- Придумайте слова, начинающиеся на согласный звук
Ребята, вы сдали экзамен и за это космические пираты прислали нам первую звезду «А».
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, приготовились к старту, можно отправляться.
- Работа по программированию. Игровое упражнение «Определи первый звук в слове и обозначь его буквой»
Что такое? Наша ракета не может взлететь, нужно ввести пароль. Разгадать пароль поможет нам мини-робот «Bee-Bot «Умная пчела».
Чтобы прочесть пароль нужно собрать все звезды по порядку. (Дети собирают звезды от 1 до 4, программируя роботу определенный маршрут. На обороте звезд – предметные картинки. Дети определяют первый звук в слове и выкладывают букву, обозначающую звук, из счетных палочек. Читают «закодированное» слово)
Воспитатель: – Прочитайте, что получилось.
Дети: – ПУСК!
Воспитатель: – Молодцы. За это задание космические пираты прислали нам вторую звезду (З). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Экипаж! Занять кресла, пристегнуть ремни! Начинаем обратный отсчёт. Три-два-один. (Звук запуска ракеты). И вот, ребята, мы с вами в космическом пространсте.
VI. Деление слов на слоги.
Воспитатель: – Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия. Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове. (Созвездия: Лебедь, Дракон, Лев, Медведица, Кит, Рыбы).
Дети: – (делят слова на слоги)
Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием. За это пираты прислали нам третью звезду (Б).
Гимнастика для глаз
Воспитатель: – Давайте нарисуем на небе свою звезду глазами. Для этого глазами следите за лазерным лучом.
А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Я плююсь огнём и лавой
Я опасный великан,
Славен я не доброй славой,
Как зовут меня?
Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана.
Дети (хором): – Вулкан.
VII. Звуковой анализ слов.
Воспитатель: – Ребята, чтобы нас не настигла огненная лава, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова вулкан).
Воспитатель: – Мы замечательно справились с заданием, получили четвертую звезду (У) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль.
VIII. Физкультминутка «На ракете мы летим»
На ракете мы летим,
(Руки вверх домиком).
В невесомости парим.
(Наклоны в стороны).
Смотрим все в иллюминатор,
(Руки ко лбу).
Ищем для посадки кратер.
(Повороты влево, вправо).
Вдруг пошёл метеоритный
Дождь космический магнитный.
(Резко машем кулаками в стороны).
Мы на кнопку нажимаем
(Имитация нажимания пальцами на кнопки).
И ракету опускаем.
(Присели).
Повреждений вроде нету,
(Руки на пояс, повороты туловища).
Мы выходим на планету!
(Маршируем)..
Воспитатель: – Космическим пиратам понравилась наша зарядка, и они прислали нам еще одну звезду с буквой «К».
На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Дети (хором): – Комета.
IX. Составление слов из слогов
Воспитатель: – На хвосте кометы разместились слоги. Космические пираты разбили слова на слоги и перепутали их.
Воспитатель: – Составьте слова с этими слогами.
Воспитатель: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду «А». Теперь можем узнать, какую же книгу похитили пираты.
(Дети из звёзд выкладывают слово.)
Дети: – АЗБУКА.
Входит космический пират в скафандре
Космический пират: Ребята, здравствуйте, простите меня, пожалуйста, не буду я больше чужие книги забирать и верну Азбуку на планету Абвгедейку.
Воспитатель: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть Азбуку Абвгдейцу.
А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Дети (хором): – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали слова, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, отгадывали загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к занятию по обучению грамоте детей подготовительной группы
Данная методическая разработка содержит конспект совместной деятельности с детьми и презентацию, слайды из которой можно использовать как к данному занятию так и при организации другой совместной деят...
Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе
конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"...
Методическая разработка "Интегрированные занятия как приоритетная модель обучения дошкольников"
Интегрированное занятие является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста....
Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».
Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «...
Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.
Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....
Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в средней группе ЗПР с элементами театрализации.
Цель: формирование связанной речи у детей....
Методическая разработка интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами программирования в старшей группе для детей 5-6 лет "Полёт на планету АБВГДейцев"
Образовательная область: речевое развитие.Форма организации: квест-игра.Цель: формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, используя современные технологии и фо...