Методическая разработка интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами программирования
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Гребенникова Елена Вячеславовна

Методическая разработка представлена для организации совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Занятие по обучению грамоте направлено на закрепление пройденного материала у детей 5-6 лет и позволяет детям данного возраста усовершенствовать приобретенные умения и навыки. Выбранная форма организации занятия («квест-игра») и применение информационно-коммуникационных технологий обучения помогают сделать педагогический процесс более эмоциональным и интересным, привлекают и мотивируют детей к активной деятельности, обеспечивают возможность каждому ребенку проявить инициативу и активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька»

Методическая разработка

интегрированного занятия по обучению грамоте

с элементами программирования

в старшей группе для детей 5-6 лет

«Полёт на планету АБВГДейцев»

Подготовила и провела

старший воспитатель

Гребенникова Елена Вячеславовна

Тамбов, 2022

Образовательная область: речевое развитие.

Форма организации: квест-игра.
Цель:
формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, используя современные технологии и формы организации детей

Задачи:

Обучающие:

закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков и букв;

учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие);

 совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом,

формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги;

обучать составлению слов из предложенных слогов, чтению слогов и слов;

обучать основам программирования с помощью мини-робота Bee-Bot «Умная пчела»

Развивающие:

содействовать развитию речи детей в процессе активной деятельности соответственно познавательно-игровой ситуации;

развивать мышление, внимание, память, интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитывающие:

создать хорошее настроение, воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: сконструированная детьми ракета из гига-блоков Lego; мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», интерактивный стол, интерактивная доска, нетбуки для детей, изображения космических объектов: созвездия, кометы, вулкан, светящиеся звёздная карта-панно; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты, учебное пособие «Азбука»; материалы для опыта «Извержение вулкана».

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Эмоциональная настройка.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои друзья.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу,

Ведь мы собрались сегодня творить добрые дела.

Сделайте вдох через нос и вдохните всю красоту и доброту,

Выдохнете через рот все тревоги и страхи.

Вдох через нос, выдох через рот.

  1. Постановка учебной задачи

Ребята, сегодня утором на электронную почту пришло письмо с пометкой «SOS». Без вас я не стала его открывать. Предлагаю, вместе посмотреть, от кого письмо и что в нем написано.

Воспитатель совместно с детьми открывают электронное письмо.

«Здравствуйте, меня зовут Абвгдеец. Я с планеты Абвгдейки. Мне нужна ваша помощь.

Космические пираты похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите мне её вернуть? Космические пираты приготовили много разных заданий, за выполнение которых вам будут присылать звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.

   АБВГДеец: Ребята, вы поможете мне?

    Дети: Да

Воспитатель: – Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

К звездам улетим легко

Не в трамвае, не в метро,

Не в такси, не на мопеде,

А в космической

Дети (хором): – Ракете

Воспитатель: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете, которую вы самостоятельно сконструировали во время игры.

  1. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Но какие дети могут отправиться в космос?

- Может быть Ленивые? (Нет, трудолюбивые)

- Грустные (веселые)

- Трусливые (Смелые)

- Злые (Добрые)

- Глупые (умные)

- Безграмотные (грамотные).

  1. Игровое упражнение «Определи на слух звук»

Я предлагаю занять места в ракете.

Первым сядет в ракету тот, чье имя начинается на звук «О» (Оля), вторым займет место тот, в чьем имени есть звук «Ш» (Ксюша), (Маша) Третьим – у кого имя начинается и заканчивается на звук «А» (Алина), сядет тот, у кого имя начинается на звук «Нь» (Никита), на звук «У» (Ульяна).

Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места.

V. Беседа

В космос полетят грамотные и подготовленные дети. Для этого нам нужно сдать экзамен и ответить на вопросы «Кубика».

(На дидактическом пособии «Кубик» разноцветные стороны,  на которых написаны опорные слова, по которым воспитатель задаёт детям вопросы по пройденному материалу)

  1. Звуки и буквы.

Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

  1. Гласные

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.

  1. Согласные

Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими

  1. Слог

Воспитатель: Как определить сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

  1. Начало предложения

Воспитатель: С какой буквы пишется начало предложения?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.

  1. Придумайте слова, начинающиеся на согласный звук

Ребята, вы сдали экзамен и за это космические пираты прислали нам первую звезду «А».

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, приготовились к старту, можно отправляться.

  1. Работа по программированию. Игровое упражнение «Определи первый звук в слове и обозначь его буквой»

Что такое? Наша ракета не может взлететь, нужно ввести пароль.  Разгадать пароль поможет нам мини-робот «Bee-Bot «Умная пчела».

Чтобы прочесть пароль нужно собрать все звезды по порядку. (Дети собирают звезды от 1 до 4, программируя роботу определенный маршрут. На обороте звезд – предметные картинки. Дети определяют первый звук в слове и выкладывают букву, обозначающую звук, из счетных палочек. Читают «закодированное» слово)

Воспитатель: – Прочитайте, что  получилось.

Дети: – ПУСК!

Воспитатель: – Молодцы. За это задание космические пираты прислали нам вторую звезду (З). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Экипаж! Занять кресла, пристегнуть ремни! Начинаем обратный отсчёт. Три-два-один. (Звук запуска ракеты). И вот, ребята, мы с вами в космическом пространсте.

VI. Деление слов на слоги.

Воспитатель: – Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия. Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове. (Созвездия: Лебедь, Дракон, Лев, Медведица, Кит, Рыбы).

Дети: – (делят слова на слоги)

Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием. За это пираты прислали нам третью звезду (Б).

Гимнастика для глаз

Воспитатель: – Давайте нарисуем на небе свою звезду глазами. Для этого глазами следите за лазерным лучом.

А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

Я плююсь огнём и лавой

Я опасный великан,

Славен я не доброй славой,

Как зовут меня?

Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана.

Дети (хором): – Вулкан.

VII. Звуковой анализ слов. 

Воспитатель: – Ребята, чтобы нас не настигла огненная лава, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова вулкан).

Воспитатель: – Мы замечательно справились с заданием, получили четвертую звезду (У) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль.

VIII. Физкультминутка «На ракете мы летим»

На ракете мы летим,

(Руки вверх домиком).

В невесомости парим.

(Наклоны в стороны).

Смотрим все в иллюминатор,

(Руки ко лбу).

Ищем для посадки кратер.

(Повороты влево, вправо).

Вдруг пошёл метеоритный

Дождь космический магнитный.

(Резко машем кулаками в стороны).

Мы на кнопку нажимаем

(Имитация нажимания пальцами на кнопки).

И ракету опускаем.

(Присели).

Повреждений вроде нету,

(Руки на пояс, повороты туловища).

Мы выходим на планету!

(Маршируем)..

Воспитатель: – Космическим пиратам понравилась наша зарядка, и они прислали нам еще одну звезду с буквой «К».

На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Дети (хором): – Комета.

IX. Составление слов из слогов

Воспитатель: – На хвосте кометы разместились слоги. Космические пираты разбили слова на слоги и перепутали их.

Воспитатель: – Составьте слова с этими слогами.

Воспитатель: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду «А». Теперь можем узнать, какую же книгу похитили пираты.

(Дети из звёзд выкладывают слово.)

Дети: – АЗБУКА. 

Входит космический пират в скафандре

Космический пират: Ребята, здравствуйте, простите меня, пожалуйста, не буду я больше чужие книги забирать и верну Азбуку на планету Абвгедейку.

Воспитатель: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть Азбуку   Абвгдейцу.

А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети (хором): Из полёта возвратились

 И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Дети: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали слова, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, отгадывали загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию по обучению грамоте детей подготовительной группы

Данная методическая разработка содержит конспект совместной деятельности с детьми и презентацию, слайды из которой можно использовать как к данному занятию так и при организации другой совместной деят...

Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе

конспект  интегрированного занятия  по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"...

Методическая разработка "Интегрированные занятия как приоритетная модель обучения дошкольников"

Интегрированное занятие является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста....

Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».

Методическая разработка  «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте»  Тема:   «Звуки «П», «Пь» «Б» «...

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С.

Методическая разработка. Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звук и буква С....

Методическая разработка интегрированного занятия по обучению грамоте с элементами программирования в старшей группе для детей 5-6 лет "Полёт на планету АБВГДейцев"

Образовательная область: речевое развитие.Форма организации: квест-игра.Цель: формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, используя современные технологии и фо...