Педагогические находки: «Формы организации образовательной деятельности «Мы сами», «Мы вместе», «Я и моя семья» при реализации программы ООП в области – «речевое развитие»». Подготовительная к школе группа
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Костенко Елена Геннадьевна

Отчёт содержит  формы организации образовательной деятелности по развитию речи за 2021-2022 учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razviti_rechi_-otchyot_2022.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение центр развития ребенка – детский сад №6 станица Старощербиновская

Педагогические находки:

«Формы организации образовательной деятельности «Мы сами», «Мы вместе»,

«Я и моя семья» при реализации программы ООП в области – «речевое развитие»».

Подготовительная к школе группа

                                                                                  Воспитатели:

                                                                                                                 

                                                                                                            Костенко Елена Геннадьевна

                                                                             

                                                                                                                           

Май 2022 год

Слайд 1

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. 

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

 Слайд 2  

Согласно примерной ООП, по которой мы реализуем свою деятельность, область речевого развития, включает следующие задачи, которые отображены на слайде.

Слайд 3

Воспитание звуковой культуры речи

•        Совершенствовать произношение звуков, особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых  и мягких.

•        Развивать голосовой аппарат (учить произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно).

•        Развивать умение изменять интонацию: произносить заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).

•        Продолжать обучать звуковому анализу слов, т.е. умению вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, ставить ударение.

•        Воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление, учить составлять загадки и рассказы о словах и звуках.

•        Развивать интонационную сторону речи: мелодику, ритм, тембр, силу голоса, темп речи.

Слайд 4

Словарная работа

•        Продолжать работу по формированию всех видов словаря: бытового, природоведческого, обществоведческого, эмоционально-оценочной лексики.

•        Проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

•        Формировать умение выбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте.

•        Учить понимать смысл поговорок и пословиц.

•        Продолжать работу над смысловой стороной слова.

•        Обогащать активный и пассивный словарь.

Слайд 5

Формирование грамматического строя речи

•        Продолжать работу по согласованию существительных, числительных и прилагательных в роде, числе и падеже с усложнением заданий

•        Продолжать работу по согласованию несклоняемых существительных (пошел в новом пальто; ехал в метро).

•        Учить образовывать сравнительную и превосходную степени прилагательных (умный – еще умнее – умнейший; добрый – еще добрее – добрейший).

•        Учить правильно употреблять трудные формы глаголов (одеть, надеть, бежать, класть).

•        Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами.

•        Учить образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов  (бежал

–        перебежал на другую сторону, забежал в дом, выбежал из дома).

•        Закреплять умение образовывать название детенышей животных  в самых разных случаях (у лисы – лисенок; у лошади – жеребенок, а у жирафа, носорога?) и название предметов посуды (сахар – сахарница, хлеб – хлебница, но соль – солонка).

•        Учить подбирать однокоренные слова (зима – зимний – предзимье;  луна –лунный – луноход).

       •        В работе над синтаксисом формировать разнообразные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Слайд 6

Развитие связной речи

•        Формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

•        Развивать образную речь.

Слайд 7

Работу реализовывали по трём блокам: «Мы вместе», «Мы сами», «Я и моя семья», в которых мы использовали разнообразные формы работы с детьми. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра). Выбор форм работы осуществляется нами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагогов.

Слайд 8 «Мы вместе»

Это все виды образовательных событий, различной совместной деятельности с детьми: утренний круг, наблюдения, экскурсии, беседы, режимные моменты, все виды игр, развлечения, праздники, викторины, проектная деятельность, и другое.

- Такая форма, как образовательная ситуация, которая содержит дидактический материал, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Слайд 9

- Ситуация общения – различные беседы, рассматривания картин, фото, иллюстраций. Это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.).

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи.

При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка.

Слайд 10

Ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

Слайд 11

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Слайд 12

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а также, поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Слайд 13

 - И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

* Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).

* Сюжетно-ролевые игры - Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

* Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Слайд 14

*Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

* Квест-игры

* Тризовские игры

 «При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности;

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

Слайд 15   «Мы сами»

Слайд 16

- Дети в самостоятельной деятельности реализуют и закрепляют свои знания умения и навыки в Д/и «Собери картинку», «Найди картинку на заданный звук или букву», «Азбука», «Времена года», «Развивающие кубики» и другие, настольная игра «Мемори», очень полюбилась ребятами.

Слайд 17

Слайд 18

В С/И «Кафе», «Автомастерская», «Ателье», «Неотложка» и др. ребята совершенствую общение со сверстниками.

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Некоторые дети с большим удовольствием любят самостоятельно или в паре рассматривать  книги-энциклопедии и худ. литературу и обсуждать и рассказывать об увиденном изображении, что способствует развитию связной речи.

Слайд 22  «Я и моя семья»

На родительском собрании мы с родителями начали работу по данной теме. «Развитие речи детей 7-го года жизни». Далее в индивидуальных беседах, давали рекомендации для игровых упражнений, заданий по развитию детей связной и образной речи. Родители, хотя и не все, но прислушивались к нашим рекомендациям. Так же родители закрепляли с детьми стихотворения  к праздникам, разучивание слов к сценкам, считалок, скороговорок, чистоговорок.

Родителям Даши И. и Вани Д. было предложено участие их детей в конкурсе «Я исследователь».  

Слайд  23

Предлагали индивидуально в группе ватсап ознакомиться с консультацией «Дидактический Синквейн» и выполнение совместного домашнего задания по составлению Синквейна: о профессиях и по желанию. Также домашним задание было придумать историю о динозаврах для создания книги для проекта. Давали родителям индивидуальные рекомендации и советы: какие книги следует читать детям старшего дошкольного возраста, обязательно задать вопросы и пересказать текс.  

Слайд 24

А некоторые родители по собственной инициативе присылали нам фото о домашней обучающей деятельности детей- совместно с ребёнком и индивидуально.

Слайд 25        

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Слайд 26         

Одним из очень важных составляющих,  конечно невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Слайд 27

Именно поэтому нами в группе создан центр речевой деятельности «Речевичок», который оснащён необходимым материалом, пособиями, дидактическими играми, которые мы приобрели и сделали своими руками.

       Слайд 28        

Речевой центр расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Слайд 29

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие. Образовательная область: речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.

Цель: Совершенствовать фонематический слух.Программное содержание.1.     Образовательные задачи:-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’]  и буквой  «К»;-учить опр...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)...

Задачи и содержание образовательной области "Речевое развитие" подготовительная к школе группа на 2023-2024 учебный год

Задачи и содержание образования образовательной области "Речевое развитие" подготовительной к школе группы на 2023-2024 учебный год...

«Формы организации образовательной деятельности «Мы сами», «Мы вместе», «Я и моя семья» при реализации программы ООП в области – «речевое развитие» в подготовительной к школе группе". ».

    Работу реализовывали по трём блокам: «Мы вместе», «Мы сами», «Я и моя семья», в которых мы использовали разнообразные формы работы с детьми. (о...