Конспекты ООД для дошкольников 5-6 лет по теме: "Космос" и "Звук и буква В"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Секретова Олеся Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Конспект подгрупповой ООД по совершенствованию лексико-грамматических представлений

у детей старшей группы

 компенсирующей направленности

по теме «Космос»

«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Подготовил:

учитель-логопед

Секретова Олеся Юрьевна

Рязань, 2022

Цель: совершенствование лексико-грамматических представлений по теме «Космос».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

- активизировать и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Космос»;

- совершенствовать навыки образования существительных родительного падежа множественного числа;

- формировать понимание значения слова;

- совершенствовать навыки образования прилагательных с приставкой БЕЗ.

  • Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать зрительное внимание и память, наглядно-образное мышление, общую моторику.

  • Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать любовь к планете, на которой мы живём, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: презентация для интерактивной доски, картинки по теме «Космос», карточки с буквами и цифрами, картинки для игры «Где чья тень?», картинка марсиан, картинки телескопа, космического спутника, скафандра, портрет Ю.Гагарина, изображения метеоритов, 2 контейнера, предметные картинки со звуками [Л]-[Ль], аудиозаписи «космический полёт», «трава у дома», раскраски.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе, заучивание текста физкультурной минутки.

Ход ООД:

  1. Организационный момент.  Введение в тему занятия.

- Дети, сегодня я получила послание от жителей планеты Марс. Они просят нас помочь очистить их планету от метеоритов.

- Поможем очистить планету Марс?

 - Перед путешествием вспомним, что мы знаем о космосе.

- Наша планета Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы и возникало много вопросов о звездах, планетах, вселенной, и конечно придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах.

- Вспомните, как звали первого космонавта, полетевшего в космос?(показать портрет, слайд на презентации).

- Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток». 

- На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета?

- Отправляемся в космическое путешествие. 3, 2, 1 – пуск!

- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце).

- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета, у некоторых планет есть кольца). Чем они походят друг на друга? (круглые). 

- Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите. (слайд с планетами)

- Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе?

(8: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

2. Основная часть.

2.1. Упражнение «В космосе много …». Совершенствование навыков образования существительных родительного падежа множественного числа.

- Вспомним, чего много в космосе.

Например, ракета- много ракет;  комета – … комет;

планета-… планет;                          спутник-… спутников                                    

звезда - … звёзд;                              метеорит - …  метеоритов.               

2.2. Дидактическая игра «Где чья тень?» Развитие зрительного внимания и памяти, наглядно-образного мышления.

- В космосе темно, но звезды могут освещать космические объекты.

- Посмотрите на объекты и подберите к ним тени.

2.3. Упражнение «Назови и расскажи». Формирование понимания значения слова.

- Дети, жители Марса прислали нам картинки. (слайд с картинками)

- Назовите предмет и расскажите, для чего он нужен. Картинки с изображением ТЕЛЕСКОПА (прибор, при помощи которого наблюдают за космическими явлениями и планетами), СКАФАНДРА (особый костюм, позволяющий космонавту находиться в открытом космосе), СПУТНИКА (объект, который движется вокруг планеты и приносит пользу -собирает новые данные, передаёт сигнал, помогает в навигации).

- Молодцы!

- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (ответы детей.) 

- Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.

2.4. Физминутка «Космонавты». Развитие общей моторики.

- Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. 

Мы в ракету сели смело (сели на корточки),
Шлем на голову надели (сомкнули руки над головой).
Пуск! И в космос мы летим (встали, тянемся вверх)!
В невесомости парим (руки в стороны, круговые движения тела).
Путь наметили к планете (вытянули руки вперед).
Помахали вслед комете (машем руками над головой).
Посмотрели в телескоп (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него), 
Надавили кнопку стоп (хлопнули в ладоши).
Развернули мы ракету (повернуться в другую сторону)!
И продолжили полет (руки в стороны, покачиваемся).
Космос нас с собой зовет (помахали руками)!

2.5. Упражнение «Какая планета, если…?» Совершенствование навыков образования прилагательных с приставкой БЕЗ.

- Дети, мы прилетели на планету Марс! (следующие слайды презентации)

- Жители планеты Марс называются марсиане. Они спрашивают, нравится ли нам на их планете?

- Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

- Марсиане спрашивают, как будет называться планета, если на ней нет воздуха? (Безвоздушная.)

- Если на планете нет воды, то она …(безводная).

- Если на планете нет жизни, то она …(безжизненная).

- Если на планете нет радости, то она … (безрадостная).

2.6. Игра «Разложи по контейнерам метеориты». Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа.

- Смотрите, как много мелких камней упало на поверхность планеты из космического пространства. Эти камни называются метеоритами. На камнях что-то изображено… Рассмотрим и назовем картинки.

- Как мы можем помочь планете Марс, чтобы избавиться от этого беспорядка из метеоритов?

- Соберем мусор.

- Правильно, давайте весь этот мусор соберем, наведем порядок и поможем планете освободиться от камней. Предлагаю не просто собрать мусор, а разложить по контейнерам. В один – со звуком Л, в другой – со звуком Ль.

- Молодцы! Очистили планету Марс от метеоритов!

- Марсиане благодарят вас за помощь!

2.7. Игра «Место посадки». Развитие навыков звукового синтеза.

Звучит песня «Трава у дома».

- Дети, с какой планеты доносятся эти звуки? (ответы детей.)

- С планеты Земля. Мы- жители планеты Земля, мы называемся …(земляне).

- Нам пора возвращаться на Землю. Но прежде чем отправиться домой, нужно узнать место нашей посадки. Для этого раскладываем цифры в правильной последовательности.

-Теперь давайте перевернём карточки и вместе назовем наше место посадки.

К О С М О Д Р О М

1  2  3  4  5 6  7  8   9

- Вот как здорово, дружно у вас получилось! Молодцы! И теперь мы можем возвращаться обратно к себе в детский сад!

- Закрываем глаза и начинаем обратный отсчет 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - пуск! (музыка, имитируем полет, заставка «Космос, галактика»).

3. Подведение итога занятия.  

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Где побывали? (Мы побывали в космосе и на планете Марс, где играли и выполняли задания.) Кому помогали?

- У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о космосе. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля».

- За помощь марсиане подарили вам космические раскраски, их раскрасите в группе.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте.

Тема: «Звук и буква В»

                                                                    Подготовила: учитель-логопед

Секретова О.Ю.

Конспект занятия «Звук и буква В».

Цель: знакомство со звуком и буквой В.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить со звуком [В];

- Формировать умение характеризовать звук с опорой на артикуляцию и схему.

- Познакомить с графическим обозначением звука [В].

Коррекционно-развивающие:

- Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слуховое внимание и память, общую моторику, графомоторные навыки, оптико-пространственные представления.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе, формирование эмоционально положительного отношения к занятию.

Оборудование: письмо, презентация, индивидуальные зеркала, тетради, пеналы, сигнальные карточки (синие), схема характеристики звука, символ звука [В], синий домик, предметные картинки со звуком [В], звуковая схема слова, картинка к игре «Путаница», «больные» буквы В, картинки к ребусу «зашифрованное имя».

Ход занятия.

1.Организационный момент

Доброе утро, птицы запели.

Здравствуйте, дети, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень я рада видеть всех Вас!

- Сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа. Послушайте, о чем письмо:

Здравствуйте, дети!

Злая колдунья похитила царевну и спрятала её в башне.

Колдунья плохо знает звуки и буквы.

Победить её можно, правильно выполнив все задания и собрав ключи.

Помогите найти и вернуть царевну домой. (Показ слайдов презентации)

- Поможем?

- Да.

- Кто же прислал нам письмо? Имя зашифровано. В конце занятия расшифруем его.

1.2. Повторение пройденного материала.

- Чтобы выполнить правильно все задания, вспомним, что мы слышим?

- Звуки.

- Какие бывают звуки?

 - Гласные и согласные.

 - Какие звуки мы называем гласными? 

- Звуки, которые мы можем тянуть и петь, воздушная струя не встречает преграду.

- Какие звуки мы называем согласными?

- Звуки, которые не тянутся и не поются, воздушная струя встречает преграду.

- Молодцы, мы нашли первый ключ.

2. Основная часть.

2.1. Упражнение «Назови звук». Развитие фонематического восприятия.

-  Я знаю много имен мальчиков и девочек:

Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?

- Звук В.

- Вот и 2-й ключ.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука. Произнесение звука хором и индивидуально перед зеркалом.

- Зубками мы нижнюю губу прикусим,

 Между ними голос пустим.

- Произнесём звук [В] перед зеркалом и расскажем о нём.

- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остаётся щель для прохождения воздуха;

- верхние зубки слегка видны;

- горлышко «работает».

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

- Молодцы! Вы нашли 3-й ключ.

 5. Упражнение «Найди звук». Развитие фонематического слуха.

- Звук В любит играть:

Поднимите синюю карточку, когда услышите звук В: КОТ, ВАТА, УХО, ВОДА, КАКТУС, ВОРОТА, КОЛЕСО.

- Молодцы! А вот и 4-й ключ!

 5. Упражнение «В какой комнате живет звук». Определить место звука в слове.

- Дети, в письме были картинки, давайте назовем, что на них нарисовано.

- Где ты слышишь звук В в слове …, в начале,

в середине или в конце слова? (Картинки: ваза, тыква, валенки, ива, вода, волк, сова и др.)

- Я слышу звук В в середине слова. (Логопед проверяет все слова)

- Правильно. Соберём 5-й ключ.

6. Физ.минутка. Развитие общей моторики.

Раз – подняться, потянуться, 

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – спокойно подышать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

7. Игра «Путаница». Развитие навыков фонематического анализа.

- Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.

- Верно ли, что все слова начинаются на звук Л?

- Какое слово лишнее?

- ВАРЕЖКА

- Почему это слово лишнее?

-  В слове ВАРЕЖКА первый звук В, а в остальных словах первый звук Л.

- Вы нашли 6-й ключ.

8.Знакомство с буквой В. Развитие графомоторных навыков.

- Слышим звуки, а пишем, читаем?

- Буквы.

                 «В» - буква очень важная

                  Воображала страшная.

                  Грудь колесом, живот надут,

                  Как будто нет важнее тут.

- На доске вы видите буквы В. Посмотрите и повторите за мной, как ее нужно печатать в тетради.

- Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…

- Печатаем в тетради букву В.

- Вы нашли 7-й ключ.

9. Игра «Вылечи букву». Развитие оптико-пространственных представлений.

  - Найдите на доске «заболевшие» буквы и напишите их правильно, «вылечите» их.

- Вы нашли 8-й ключ. Попробуем открыть замок на башне.

- Получилось! Мы нашли царевну!

10. Итог занятия.

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями! Узнаем, кто же прислал нам это письмо? (Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).

- Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя отправителя (слова: индюк, волк, аист, ножницы – ИВАН.)

- Да. Письмо прислал нам Иван царевич.

 - С каким звуком мы познакомились?

  - Дайте характеристику звуку В.

- Молодцы!

- Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Звук и буква Ц"

Коррекционно-образовательные:         *закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах.         *соверше...

Программа по выявлению и развитию у старших дошкольников способностей к обучению чтению «Страна звуков и букв».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.Конечно важнее ребенка не учить читать, а развивать речь, способность различать ...

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы, по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы,по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»Цель: Ознакомление с согласным звуком [р, р,], буквой Р,р.Целевые ориентиры:Умет...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»

Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы  в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И  буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята,  я приглашаю вас...

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»...