Конспекты ООД для дошкольников 5-6 лет по теме: "Космос" и "Звук и буква В"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Подгрупповая ООД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
Конспект подгрупповой ООД по совершенствованию лексико-грамматических представлений
у детей старшей группы
компенсирующей направленности
по теме «Космос»
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Подготовил:
учитель-логопед
Секретова Олеся Юрьевна
Рязань, 2022
Цель: совершенствование лексико-грамматических представлений по теме «Космос».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- активизировать и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Космос»;
- совершенствовать навыки образования существительных родительного падежа множественного числа;
- формировать понимание значения слова;
- совершенствовать навыки образования прилагательных с приставкой БЕЗ.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать зрительное внимание и память, наглядно-образное мышление, общую моторику.
- Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать любовь к планете, на которой мы живём, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: презентация для интерактивной доски, картинки по теме «Космос», карточки с буквами и цифрами, картинки для игры «Где чья тень?», картинка марсиан, картинки телескопа, космического спутника, скафандра, портрет Ю.Гагарина, изображения метеоритов, 2 контейнера, предметные картинки со звуками [Л]-[Ль], аудиозаписи «космический полёт», «трава у дома», раскраски.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе, заучивание текста физкультурной минутки.
Ход ООД:
- Организационный момент. Введение в тему занятия.
- Дети, сегодня я получила послание от жителей планеты Марс. Они просят нас помочь очистить их планету от метеоритов.
- Поможем очистить планету Марс?
- Перед путешествием вспомним, что мы знаем о космосе.
- Наша планета Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы и возникало много вопросов о звездах, планетах, вселенной, и конечно придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах.
- Вспомните, как звали первого космонавта, полетевшего в космос?(показать портрет, слайд на презентации).
- Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток».
- На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета?
- Отправляемся в космическое путешествие. 3, 2, 1 – пуск!
- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце).
- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета, у некоторых планет есть кольца). Чем они походят друг на друга? (круглые).
- Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите. (слайд с планетами)
- Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе?
(8: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
2. Основная часть.
2.1. Упражнение «В космосе много …». Совершенствование навыков образования существительных родительного падежа множественного числа.
- Вспомним, чего много в космосе.
Например, ракета- много ракет; комета – … комет;
планета-… планет; спутник-… спутников
звезда - … звёзд; метеорит - … метеоритов.
2.2. Дидактическая игра «Где чья тень?» Развитие зрительного внимания и памяти, наглядно-образного мышления.
- В космосе темно, но звезды могут освещать космические объекты.
- Посмотрите на объекты и подберите к ним тени.
2.3. Упражнение «Назови и расскажи». Формирование понимания значения слова.
- Дети, жители Марса прислали нам картинки. (слайд с картинками)
- Назовите предмет и расскажите, для чего он нужен. Картинки с изображением ТЕЛЕСКОПА (прибор, при помощи которого наблюдают за космическими явлениями и планетами), СКАФАНДРА (особый костюм, позволяющий космонавту находиться в открытом космосе), СПУТНИКА (объект, который движется вокруг планеты и приносит пользу -собирает новые данные, передаёт сигнал, помогает в навигации).
- Молодцы!
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (ответы детей.)
- Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
2.4. Физминутка «Космонавты». Развитие общей моторики.
- Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
Мы в ракету сели смело (сели на корточки),
Шлем на голову надели (сомкнули руки над головой).
Пуск! И в космос мы летим (встали, тянемся вверх)!
В невесомости парим (руки в стороны, круговые движения тела).
Путь наметили к планете (вытянули руки вперед).
Помахали вслед комете (машем руками над головой).
Посмотрели в телескоп (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него),
Надавили кнопку стоп (хлопнули в ладоши).
Развернули мы ракету (повернуться в другую сторону)!
И продолжили полет (руки в стороны, покачиваемся).
Космос нас с собой зовет (помахали руками)!
2.5. Упражнение «Какая планета, если…?» Совершенствование навыков образования прилагательных с приставкой БЕЗ.
- Дети, мы прилетели на планету Марс! (следующие слайды презентации)
- Жители планеты Марс называются марсиане. Они спрашивают, нравится ли нам на их планете?
- Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.
- Марсиане спрашивают, как будет называться планета, если на ней нет воздуха? (Безвоздушная.)
- Если на планете нет воды, то она …(безводная).
- Если на планете нет жизни, то она …(безжизненная).
- Если на планете нет радости, то она … (безрадостная).
2.6. Игра «Разложи по контейнерам метеориты». Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа.
- Смотрите, как много мелких камней упало на поверхность планеты из космического пространства. Эти камни называются метеоритами. На камнях что-то изображено… Рассмотрим и назовем картинки.
- Как мы можем помочь планете Марс, чтобы избавиться от этого беспорядка из метеоритов?
- Соберем мусор.
- Правильно, давайте весь этот мусор соберем, наведем порядок и поможем планете освободиться от камней. Предлагаю не просто собрать мусор, а разложить по контейнерам. В один – со звуком Л, в другой – со звуком Ль.
- Молодцы! Очистили планету Марс от метеоритов!
- Марсиане благодарят вас за помощь!
2.7. Игра «Место посадки». Развитие навыков звукового синтеза.
Звучит песня «Трава у дома».
- Дети, с какой планеты доносятся эти звуки? (ответы детей.)
- С планеты Земля. Мы- жители планеты Земля, мы называемся …(земляне).
- Нам пора возвращаться на Землю. Но прежде чем отправиться домой, нужно узнать место нашей посадки. Для этого раскладываем цифры в правильной последовательности.
-Теперь давайте перевернём карточки и вместе назовем наше место посадки.
К О С М О Д Р О М
1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Вот как здорово, дружно у вас получилось! Молодцы! И теперь мы можем возвращаться обратно к себе в детский сад!
- Закрываем глаза и начинаем обратный отсчет 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - пуск! (музыка, имитируем полет, заставка «Космос, галактика»).
3. Подведение итога занятия.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Где побывали? (Мы побывали в космосе и на планете Марс, где играли и выполняли задания.) Кому помогали?
- У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о космосе. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля».
- За помощь марсиане подарили вам космические раскраски, их раскрасите в группе.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематических процессов с элементами обучения грамоте.
Тема: «Звук и буква В»
Подготовила: учитель-логопед
Секретова О.Ю.
Конспект занятия «Звук и буква В».
Цель: знакомство со звуком и буквой В.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить со звуком [В];
- Формировать умение характеризовать звук с опорой на артикуляцию и схему.
- Познакомить с графическим обозначением звука [В].
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слуховое внимание и память, общую моторику, графомоторные навыки, оптико-пространственные представления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, формирование эмоционально положительного отношения к занятию.
Оборудование: письмо, презентация, индивидуальные зеркала, тетради, пеналы, сигнальные карточки (синие), схема характеристики звука, символ звука [В], синий домик, предметные картинки со звуком [В], звуковая схема слова, картинка к игре «Путаница», «больные» буквы В, картинки к ребусу «зашифрованное имя».
Ход занятия.
1.Организационный момент
Доброе утро, птицы запели.
Здравствуйте, дети, входите к нам в двери.
Милости просим в гости сейчас.
Очень я рада видеть всех Вас!
- Сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа. Послушайте, о чем письмо:
Здравствуйте, дети!
Злая колдунья похитила царевну и спрятала её в башне.
Колдунья плохо знает звуки и буквы.
Победить её можно, правильно выполнив все задания и собрав ключи.
Помогите найти и вернуть царевну домой. (Показ слайдов презентации)
- Поможем?
- Да.
- Кто же прислал нам письмо? Имя зашифровано. В конце занятия расшифруем его.
1.2. Повторение пройденного материала.
- Чтобы выполнить правильно все задания, вспомним, что мы слышим?
- Звуки.
- Какие бывают звуки?
- Гласные и согласные.
- Какие звуки мы называем гласными?
- Звуки, которые мы можем тянуть и петь, воздушная струя не встречает преграду.
- Какие звуки мы называем согласными?
- Звуки, которые не тянутся и не поются, воздушная струя встречает преграду.
- Молодцы, мы нашли первый ключ.
2. Основная часть.
2.1. Упражнение «Назови звук». Развитие фонематического восприятия.
- Я знаю много имен мальчиков и девочек:
Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?
- Звук В.
- Вот и 2-й ключ.
- Акустико-артикуляционный образ звука. Произнесение звука хором и индивидуально перед зеркалом.
- Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
- Произнесём звук [В] перед зеркалом и расскажем о нём.
- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остаётся щель для прохождения воздуха;
- верхние зубки слегка видны;
- горлышко «работает».
Звук В – согласный, твердый, звонкий.
- Молодцы! Вы нашли 3-й ключ.
5. Упражнение «Найди звук». Развитие фонематического слуха.
- Звук В любит играть:
Поднимите синюю карточку, когда услышите звук В: КОТ, ВАТА, УХО, ВОДА, КАКТУС, ВОРОТА, КОЛЕСО.
- Молодцы! А вот и 4-й ключ!
5. Упражнение «В какой комнате живет звук». Определить место звука в слове.
- Дети, в письме были картинки, давайте назовем, что на них нарисовано.
- Где ты слышишь звук В в слове …, в начале,
в середине или в конце слова? (Картинки: ваза, тыква, валенки, ива, вода, волк, сова и др.)
- Я слышу звук В в середине слова. (Логопед проверяет все слова)
- Правильно. Соберём 5-й ключ.
6. Физ.минутка. Развитие общей моторики.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – спокойно подышать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
7. Игра «Путаница». Развитие навыков фонематического анализа.
- Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.
- Верно ли, что все слова начинаются на звук Л?
- Какое слово лишнее?
- ВАРЕЖКА
- Почему это слово лишнее?
- В слове ВАРЕЖКА первый звук В, а в остальных словах первый звук Л.
- Вы нашли 6-й ключ.
8.Знакомство с буквой В. Развитие графомоторных навыков.
- Слышим звуки, а пишем, читаем?
- Буквы.
«В» - буква очень важная
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
- На доске вы видите буквы В. Посмотрите и повторите за мной, как ее нужно печатать в тетради.
- Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…
- Печатаем в тетради букву В.
- Вы нашли 7-й ключ.
9. Игра «Вылечи букву». Развитие оптико-пространственных представлений.
- Найдите на доске «заболевшие» буквы и напишите их правильно, «вылечите» их.
- Вы нашли 8-й ключ. Попробуем открыть замок на башне.
- Получилось! Мы нашли царевну!
10. Итог занятия.
- Вы молодцы, справились со всеми заданиями! Узнаем, кто же прислал нам это письмо? (Логопед открывает конверт и достает карточку с ребусом).
- Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя отправителя (слова: индюк, волк, аист, ножницы – ИВАН.)
- Да. Письмо прислал нам Иван царевич.
- С каким звуком мы познакомились?
- Дайте характеристику звуку В.
- Молодцы!
- Наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Звук и буква Ц"
Коррекционно-образовательные: *закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах. *соверше...
Программа по выявлению и развитию у старших дошкольников способностей к обучению чтению «Страна звуков и букв».
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.Конечно важнее ребенка не учить читать, а развивать речь, способность различать ...
Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы, по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»
Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы,по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»Цель: Ознакомление с согласным звуком [р, р,], буквой Р,р.Целевые ориентиры:Умет...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов Методы и приемы обучения грамоте старших дошкольников с ОНР «Путешествие по стране звуков и букв»
Цель: сформировать представления педагогов о методах и приемах работы в рамках коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте; познакомить и научить применять данные методы и прие...
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас...
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»...
- Мне нравится (1)