Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: познакомить детей с понятием «насекомые»

Задачи:

Образовательные:

- уточнить названия, внешние признаки, их строение;

- упражняться в составлении предложений с предлогами;

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

- развивать словарь по данной теме;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, словесно - логическое мышление.

- развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_temu_nasekomye.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Насекомые»

(для детей подготовительной группы)

                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                  воспитатель семьи № 1  

                                                                                                     Рыжкова О.В.

Саранск 2022

Цель: познакомить детей с понятием «насекомые»

Задачи:

Образовательные:

- уточнить названия, внешние признаки, их строение;

- упражняться в составлении предложений с предлогами;

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

- развивать словарь по данной теме;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, словесно - логическое мышление.

- развивать общую моторику, координацию.

Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Оборудование: предметные картинки «Насекомые»

Ход ООД

1. Организационный момент

Назвать времена года, начиная с зимы.

Какое время года я не назвала?

Лето наступает после какого времени года?

Какое время года наступает за летом?

Назовите три месяца лета.

Назовите приметы лета.

2. Основная часть

Беседа о насекомых

а) Воспитатель загадывает загадку и выставляет картинку:

И под тяжелой ношей

Спешит на помощь друг.

Тут народ хороший,

В беде не бросят вдруг.

Без работы — хоть убей! —

Жить не может ... (Муравей.)

Воспитатель: Муравьи — полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые.

Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!

б) Воспитатель загадывает загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

(Вывешивается картинка.)

Воспитатель: Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

в) Воспитатель загадывает загадку:

Иглы взял у кузнеца,

Цвет — у огурца,

Крылья — у морошки,

Ножки — у блошки. (Кузнечик.)

(Вывешивается картинка.)

С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.

Подбор слов-признаков, слов-действий (муравей, кузнечик, бабочка).

Дидактическая игра «Составь предложение»

Дети, используя схемы, составляют предложения с предлогами: НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД. Например: Пчела летала НАД красивым цветком.

г) Воспитатель загадывает загадку:

Шесть ног без копыт

Летит — жужжит,

Упадет — землю роет. (Жук.)

Как называются части тела жука?

Дети: Крылья, лапки, брюшко, глаза, усики.

Воспитатель: Куда прикрепляются лапы?

Дети: К груди.

Воспитатель: Чем покрыто тело?

Дети: Жесткими крыльями.

Воспитатель: Что на голове?

Дети: Глаза, ушки, рот, усики.

Воспитатель: Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полёте. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землёй и жужжат.

Голова чёрная, крылья — красные, на крыльях точки — пятнышки. Да жив ли он? Жив! Только прикинулся мёртвым: сложил свои ножки, спрятал усики и ждёт, чтобы отпустили. Кто это? (Божья коровка.)

Чем отличается божья коровка от майского жука?

Физкультминутка

Прилетела к нам вчера, (Дети «летают.)

Полосатая пчела, (Машут руками.)

А за нею шмель — шмелёк

И веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали, (Жужжат.)

От усталости упали. (Падают.)

(Н. Нищева)

Отгадывание загадок

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит — стрекочет. (Стрекоза.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит. (Комар.)

(Дети отгадывают загадки. Воспитатель выставляет картинки.)

Целый день летает,

Вам надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха.)

Воспитатель: Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.

Дидактические игры «Запомни и повтори», «Что изменилось», «Назови ласково»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Муха разносит ... (болезни)

Пчела собирает... (мёд)

Комар кусает ... (человека)

Бабочка летает ... (цветком)

Жук грызет ... (кору)

Божья коровка поедает ... (тлю)

Воспитатель: На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры: они едят всё: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мёд, воск, шёлк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».

Ответы детей.

3. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?

Дети: Мы говорили о насекомых.

Воспитатель: Каких  насекомых вы можете назвать?

Дети: Муха, комар, пчела, жук, божья коровка, стрекоза и т.д.

Воспитатель: Какую пользу приносят насекомые?

Дети: Опыляют растения, дают продукты и сырье (мёд, воск, шёлк), являются «санитарами леса».

Воспитатель: Каких насекомых вредителей вы знаете?

Дети: Муха це-це, комар, колорадский жук, саранча, оса, моль, таракан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи:  Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить  доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Комнатные растения»

Цель: уточнить  и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.Задачи:Образовательные:- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;- учить выделять из тек...