Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Комнатные растения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: уточнить  и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;

- учить выделять из текста однокоренные слова.

Развивающие:

- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений;

- активизировать и расширять словарь по теме;

- упражнять в подборе имён прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_na_temu_komnatnye_rastenich.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Комнатные растения»

(для детей подготовительной группы)

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                      Подготовила и провела

                                                                                       воспитатель семьи № 1  

                                                                                                         Рыжкова О.В.

Саранск 2021

Цель: уточнить  и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;

- учить выделять из текста однокоренные слова.

Развивающие:

- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений;

- активизировать и расширять словарь по теме;

- упражнять в подборе имён прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображением комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

Ход ООД

1. Организационный момент

Воспитатель: Сядет тот, кто назовет комнатные растения, которые изображены на картинках. (Названное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, жёлтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы — это нередко очень красивые родственники диких цветов. Весной и летом на полянах полным-полно цветов. Бабочки и другие насекомые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в определённых местах. Такие цветы рвать нельзя!

А ещё цветы можно выращивать дома, на подоконнике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий

Воспитатель: У каждого из вас есть картинка с изображением комнатного растения. Сейчас мы расскажем, чьё это теперь растение.

Игра «Чьё это растение?»

(Образование притяжательных прилагательных.)

У Вовы кактус. Чей это кактус? (Это Вовин кактус.)

У Самиры толстянка. Чья это толстянка? (Это Самирина толстянка.)

У Лорены фиалка. Чья это фиалка? (Это Лоренина фиалка.)

У Самира фикус. Чей этот фикус? (Это Самира фикус)

Воспитатель: Чтобы комнатные растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на картинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?»

(Образование формы прошедшего времени глаголов. Проводится по картинкам с изображением данных действий.)

Маша поливает кактус. А вчера? (Маша поливала кактус.)

Ваня и Лена протирают листья у сансивьеры.

Катя пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Ангелина опрыскивает листья у бегонии.

Дима подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю небольшой рассказ, а вы должны найти в нём слова-родственники к слову цветы.

Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клумбах расцветут разноцветные цветы. Весной наступит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцветные горшки и будут ждать появления цветов. Вскоре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Физкультминутка

На солнечном окошке («Солнце» над головой.)

Фиалка расцвела — («Цветочек»)

Лиловые цветочки

Тихонько подняла. (Взмахи рук снизу вверх.)

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперёд, (Закрывают лицо руками.)

Но всякий к ней наклонится (Наклоняются, не касаясь руками пола.)

И бережно возьмёт. (Тихонько встают.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части»

(Пополнение словаря по теме «Цветы»)

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Воспитатель: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовём их много.

Игра «Один — много»

(Образование формы множественного числа существительных.)

Один стебелёк, а много ... (Стебельков.)

Один лист, а много ... (Листьев.)

Один цветок, а много ... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот» (Подбор антонимов.)

Колючий лист — гладкий лист.

Влажная земля — сухая земля.

Тёплая вода — холодная вода.

Толстый лист — тоненький лист.

Большой цветок — маленький цветок.

Расцвёл цветок — отцвёл цветок.

Мягкая земля — твёрдая земля.

Толстый стебелёк — тонкий стебелёк.

5. Итог занятия

Воспитатель: Как назвать одним словом: герань, фиалка, фикус, толстянка, кактус?

Воспитанники: Комнатные растения.        

Воспитатель: Что нужно делать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли?

Воспитанники: Рыхлить, поливать, пересаживать...

Воспитатель: Что это? (показывает картинку «Части цветка»)

Воспитанники: Стебель, лист, цветок, черенок, корни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи:  Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить  доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...