Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Рыбы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико- грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы»

Задачи:

Образовательные:

- закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания, обобщающее слово;

- учить образовывать притяжательные прилагательные;

- учить составлять предложения по опорным словам.

Развивающие:

- развивать у детей внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, классифицировать);

- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Рыбы»;

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе;

- воспитывать интерес к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_temu_ryby.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Рыбы»

(для детей подготовительной группы)

                                                                                         Подготовила и провела

                                                                                             воспитатель семьи № 1  

                                                                                                               Рыжкова О.В.

Саранск 2022

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико- грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы»

Задачи:

Образовательные:

- закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания, обобщающее слово;

- учить образовывать притяжательные прилагательные;

- учить составлять предложения по опорным словам.

Развивающие:

- развивать у детей внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, классифицировать);

- активизировать и обогащать словарный запас по теме «Рыбы»;

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе;

- воспитывать интерес к занятию.

Словарь: рыбы, щука, окунь, лещ, судак, сазан, ёрш, налим, форель, сом, минтай, треска, хек, скумбрия, сельдь, килька, акула, рыбак, рыболов, уха, плавники, жабры, чешуя, пресноводные, морские, аквариумные, удочка, сеть, невод, мальки и др.

Оборудование: предметные картинки на тему «Рыбы»

Ход ООД

I. Организационный момент

Речевая разминка.

Скороговорка: «У Сени и Сани в сетях сом с усами» (тихо, громко, быстро, медленно девочки, мальчики).

П. Основная часть

Воспитатель: Послушайте рассказ.

Чтение рассказа «Щука»

Щука хотела схватить леща и стала мутить воду. В это время рыбаки закинули невод. Щука не видела невода в мутной воде, и рыбаки поймали её.

  • Объяснить значение: мутить воду, закинуть невод.

Беседа по вопросам:

-        Кто такие рыбаки?

-        А как их назвать по-другому?

-        Кто такой рыболов?

-        Кого хотела схватить щука?

-        Что она стала делать?

-        Как рыбаки поймали её?

-        Кто такие щука и лещ?

-        Каких вы ещё знаете рыб? Назовите.

Беседа по картине:

-        Какие рыбы изображены на картине?

-        Как назвать их одним словом?

Рыбы бывают пресноводные (речные, озёрные), морские и аквариумные.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,  (Сложенными вместе ладонями дети

Рыбке весело играть      изображают, как плывёт рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница     (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать      (Медленно сжимают ладони.)

Рыбка спину изогнула  (Снова изображают, как плывёт рыбка.)

Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла           (Снова «плывут»)

Описание внешнего вида рыб: голова, туловище, хвост, плавники, жабры, глаза, рот, чешуя.

Игра «Чей плавник? Чья голова? Чьё туловище?»

Слова: лещ, щука, сазан, акула, ёрш (образование притяжательных прилагательных).

Физкультминутка «Море»

Волны плещут в океане (Дети машут руками, изображая волны.)

Что нам чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед.)

Это мачты кораблей,  (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке, (Наклон вперёд.)

И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулак.)

Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать. (Приседания.)

Беседа по вопросам:

-        Как называется суп из рыбы?

-        Чем ловят рыбу?

-        Кто такие мальки? (Рыбкины детки.)

-        С помощью чего рыбы дышат?

-        Почему говорят: «Молчит как рыба»?

Составление предложений по опорным словам

Рыбаки, поймать, щука.

Чайки, летать, над, вода.

Рыба, жить, в, река.

Акула, обитать, в, моря, и, океаны.

Мама, варить, вкусная, уха.

Старик, закинуть, невод, в, море.

III. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили?

Дети: О рыбах.

Воспитатель: Какие рыбы бывают?

Дети: Морские, речные, аквариумные, озёрные.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи:  Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить  доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Комнатные растения»

Цель: уточнить  и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.Задачи:Образовательные:- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;- учить выделять из тек...