Моделирование как средство формирования речи дошкольников
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников
Десятскова Н.Л., «Капельки»
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.
В работе с детьми более старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.
Хотя ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:
Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы.
Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.
Замена реального предмета схематическим изображением.
Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.
Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.
1. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.
2. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото»
Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.
3. Следующий этап - игра: «Угадай»
Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.
4. «На что похоже?»
На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.
5. Еще один способ знакомство детей с моделями.
Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.
Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть.
6. Теперь можно перейти к рассказыванию сказок.
Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например, «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Теремок».
Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».
7. Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...
Метод моделирования как средство развития речи дошкольников.
Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс раз...
Центр речевого развития как средство формирования речи дошкольников
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...
Наглядное моделирование как средство развития речи дошкольников.
ull;Познакомить учителей-логопедов с практическими аспектами наглядного моделирования.•Активизировать самостоятельную работу учителей-логопедов, дать им возможность заимствовать элементы педаго...
Представление опыта работы по теме "Технология моделирования, как средство развития речи дошкольников"
Материал построен с учетом программы "Развитие" под редакцией Булычевой...
"Метод моделирования как средство развития речи дошкольников"
В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком....