Наглядное моделирование как средство развития речи дошкольников.
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
наглядное моделирование - мастер- класс | 991.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста по вопросу формирования и развития речи старших дошкольников посредством наглядного моделирования. Задачи - Познакомить учителей-логопедов с практическими аспектами наглядного моделирования. Активизировать самостоятельную работу учителей-логопедов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. Оснащение : мультимедийное оборудование, модели-схемы, пиктограммы, мнемоквадраты, мнемотаблицы, картинки предметные, картинный план для рассказов. Ожидаемый результат . Повысить интерес учителей-логопедов к использованию технологии наглядного моделирования в работе с детьми.
Актуальность В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число обучающихся с недостатками речи. Важным условием успешного обучения является сформированность всей речевой системы обучающегося, это и правильное звукопроизношение, развитые фонематическая, лексико-грамматические категории языка и связная речь. Именно эти компоненты лежат в основе развития речевого общения и навыков чтения и письма. Развитие письменной и устной речи - важнейшее средство получения знаний учащимися. Обучающиеся дошкольного возраста лишены возможности, записать, сделать таблицу, а использование наглядного моделирование в работе – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную и вербальную память. Многие учёные отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает речевые, умственные способности дошкольников. Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: - дети дошкольного возраста легко обучаемы, но для них так, же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес к оречевлению и помогает решить эту проблему; -применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, мышлением, вниманием и речью, так как: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; применяя моделирование дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
«Услышал–забыл, увидел – запомнил, сделал сам–понял». Конфуций. Моделирование по мнению Л.А.Венгера – это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, картинками, макетами, а также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами, пиктограммами. Модель – это схема явления , отражающая его структурные элементы и связи , наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. ЗАДАЧИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 1. Обучать детей правильному звукопроизношению. 2. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение). 3.Ф ормировать лексико-грамматические категории. 4. Формировать связную речь. 5. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. 6. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. 7. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии. 8. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
МОДЕЛИ Геометрические фигуры. Опорные предметные, сюжетные картинки. Опорная схема, карточка Пиктограмма, силуэт, контур. Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица Картинный план
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта; — Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребёнка; — Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни; — Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления; — Одновременно можно использовать модели только одного вида. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ С МОДЕЛЯМИ — замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно); — использование готовых моделей (начиная со средней группы); — построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
1 шаг . Рассматривание изображения и разбор того, что на ней изображено. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). 2 шаг . Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы, весь текст зарисовывается схематично. 3 шаг . После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С МОДЕЛЯМИ
ПРАВИЛА ПРИ РАБОТЕ С НАГЛЯДНЫМИ МОДЕЛЯМИ Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от модели-символа, мнемоквадрата, пиктограммы и постепенно переходить к мнемоцепочкам (мнемодорожкам). Таблицы и схемы должны быть цветными на начальном этапе, так ребенку будет веселее и легче. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника. Не использовать более двух мнемосхем в день. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике: на тему загадок, на стихотворения, на тему сказок, рассказов.
Скороговорка Шашки на столе,шишки на сосне. Предложение Рассказ «Зимним днем» Словосочетание лягушка на болоте Сказка «Колосок» Загадка «доскажи словечко» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МОДЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА 1.Дети танцуют у елки. 2.Петя сделал кормушку . Снег в лесу, сугробов много, но слышна синицы трель, с крыши прямо на дорогу звонко капает (капель)
Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения: 1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 2. Взрослый выразительно читает стихотворение. 3. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемодорожку, мнемотаблицу. 4. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Стихотворение «Снегири» Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири. Распушили перышки греются на солнышке. Головой вертят, улететь хотят. Снегири – лесные птицы, Прилетают к нам зимой, Очень трудно прокормится В стороне глухой лесной. Составим мнемотаблицу для заучивания стихотворения Стихотворение «Береза» Если б дали березе расческу, Изменила б береза прическу, В речку, как в зеркало, глядя, расчесала б кудрявые пряди. И вошло б у нее в привычку по утрам заплетать косичку.
Картинный план
Смотри и рассказывай Строится рассказ по принципу «сверху вниз». Описываем небо, солнце, деревья, кусты, землю, воду и другие объекты. Работа ведется по каждой картинке (одна картинка (изображение) – это одно предложение), причем сначала должно прозвучать предложение о времени года (можно загадать загадку). Далее учитель-логопед задает вопрос: Что изображено здесь, на этой картинке? – Ответ: Небо. Какого цвета оно? – Голубое. Какое оно светлое или хмурое? – Светлое. Затем составляем предложение: Летом небо голубое, светлое…(Предложение проговариваем, повторяем). Далее ведется работа по следующей картинке таким же образом. В конце проговариваем весь рассказ по предложениям, в соответствии с картинкой, находящейся на столе или мольберте у каждого ребенка, если ведется индивидуальная работа. Возможен вариант использования фланелеграфа, магнитной доски ( делим на два поля - голубое и зеленое). Для фланелеграфа готовятся отдельные предметные картинки. Например: кошка, птичка, гнездо, солнце, дерево, травка, зерна, дом. Они помещаются на фланелеграф по очереди солнце, дерево, гнездо, птичка, травка, зерна, дом и кошка. Поместив картинку (солнце) составляем предложение, так же поступаем с каждой картинкой, пересказываем, затем придумываем название и рассказываем получившийся рассказ.
Картинный план рассказ «ЗИМА» ЗИМА. Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Сладко спит в берлоге медведь. Белка и зайчик сменили свои шубки. В лесу рыщет голодный волк.
Картинный план Рассказ «Весна» Весна Солнышко светит ярко. Дует теплый ветерок. Журчат ручьи. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы, жаворонки (птицы).
Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста: 1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 2. Чтение текста взрослым с демонстрацией сюжетной картины. 3. Беседа по содержанию текста. 4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу .
Кот Васька Кот Васька заметил на дереве гнездо. Он быстро полез к гнезду. Старый дрозд увидел кота и клюнул Ваську . Испугался кот и спрыгнул с дерева.
Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа: 1. Рассматривание мнемотаблицы. 2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана. 3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице взрослым. 4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК ПО ПЛАНУ (фланелеграф, магнитная доска, планшетка с липучками) Методика работы как с рассказом « Весна» по картинному плану, используем вопросы к предметным картинкам.
В результате использования моделей -схем , мнемодорожек (мнемоцепочек), мнемотаблиц, пиктограмм, картинного плана : Звукопроизношение улучшается. Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Скороговорки, пословицы –быстрее запоминаются, повторяются,а загадки – разгадываются. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов формирования и развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Наглядное моделирование повышает у детей чувство заинтересованности и ответственности. У каждого ребёнка появляется удовлетворенность в результатах своего труда. Так же данная работа совершенствует такие психические процессы, как память, внимание, мышление, развивает речь, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)
Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".
Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...
Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...
СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....