ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по логопедии на тему
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Большие возможности применения этого метода при работе над формированием словаря, грамматического строя речи и развитию навыка связного высказывания. Многие авторы разрабатывают вопрос применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агеева Е.Л. и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).
Цель моделирования – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности.
Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:
- знакомство с графическим образом модели;
- дешифровка модели;
- непосредственно работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Комплексную работу по развитию речи с использованием наглядных моделей проводят по следующим направлениям:
· формирование лексико-грамматических представлений;
· работа со звуками;
· развитие словаря и связной речи;
· подготовка к обучению грамоте.
В речевом развитии дошкольников усвоение основных лексико-грамматических категорий происходит спонтанно, но для наиболее успешного освоения этого навыка, а также для закрепления сложных грамматических и синтаксических конструкций целесообразно использовать дополнительные упражнения. В данном случае использование модели предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, а также способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
В данном разделе особенно удобно использование различных пиктограмм:
· образование относительных прилагательных;
· образование превосходной степени прилагательных;
· образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
· образование множественного числа существительных;
· определение рода существительных;
· подбор синонимов;
· подбор антонимов.
Использование моделей при разработке раздела «звуковая культура речи» целесообразно начинать с младшего возраста, при проведении артикуляционной гимнастики, где модели – это картинки-символы, которые соответствуют названию данного упражнения. В младшем возрасте такие картинки должны быть достаточно яркими, в старшем можно использовать более схематичное изображение. Широкое распространение в логопедической практике имеет применение моделей артикуляции звуков, для этого используются различные схемы и графические изображения.
На этапе автоматизации звуков также уместно использовать наглядное моделирование. Е.Л. Барсукова предлагает автоматизировать звуки с помощью мнемодорожек. Прием символизации, по мнению автора, это наиболее короткий путь к запоминанию и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках и стихах.
Важное значение метод наглядного моделирования приобретает при работе над формированием связной речи. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Работа над формированием связного развернутого высказывания ведется в следующих направлениях: составление предложений, пересказ текста, составление описательных рассказов, составление сравнительных рассказов, составление рассказа по сюжетной картине и по серии картин, составление рассказа по замыслу, рассказывание из личного опыта.
При знакомстве с предложением, как правило, используется широко известная модель, в которой каждое слово обозначается линией. Начало и конец предложения также имеют свои графические обозначения. По количеству линий (слов) ребенок составляет предложение либо самостоятельно, либо с опорой на картинку, текст или задание педагога. При этом в период изучения отдельных тем возможно введение дополнительных символов. Например: при изучении предлогов и союзов они обозначаются в предложении треугольником с буквенным обозначением частицы. При изучении глагола – над линией обозначающей эту часть речи рисуется большая стрелка – действие. При изучении прилагательных над линией можно изобразить знак вопроса (при условии, что дети знакомы с этим знаком).
В работе с текстом использование наглядных моделей также является эффективным методом. Здесь может широко использоваться картинно – графический план, пиктограммы, мнемотаблицы, фрагменты картин, и т.п.
В подготовительной школе группе очень эффективным приемом развития речи является составление загадок с опорой на схему, которую они могут изготовить вместе с педагогом.
Критерии оценки детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, дают возможность воспитателям проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников:
· содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста или собственного рассказа);
· логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская излишних вставок и повторений, не пропуская существенных эпизодов);
· грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);
· точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);
· богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie.docx | 25.65 КБ |
prezentaciya_naglyadnoe_modelirovanie.pptm | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для педагогов МДОУ №1 «Радуга»
Подготовила
Учитель-логопед
Проклова Н. А.
гор. округ Власиха 2011 год
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Большие возможности применения этого метода при работе над формированием словаря, грамматического строя речи и развитию навыка связного высказывания. Многие авторы разрабатывают вопрос применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агеева Е.Л. и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).
Цель моделирования – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности.
Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:
- знакомство с графическим образом модели;
- дешифровка модели;
- непосредственно работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Комплексную работу по развитию речи с использованием наглядных моделей проводят по следующим направлениям:
- формирование лексико-грамматических представлений;
- работа со звуками;
- развитие словаря и связной речи;
- подготовка к обучению грамоте.
В речевом развитии дошкольников усвоение основных лексико-грамматических категорий происходит спонтанно, но для наиболее успешного освоения этого навыка, а также для закрепления сложных грамматических и синтаксических конструкций целесообразно использовать дополнительные упражнения. В данном случае использование модели предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, а также способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
В данном разделе особенно удобно использование различных пиктограмм:
- образование относительных прилагательных;
- образование превосходной степени прилагательных;
- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- образование множественного числа существительных;
- определение рода существительных;
- подбор синонимов;
- подбор антонимов.
Использование моделей при разработке раздела «звуковая культура речи» целесообразно начинать с младшего возраста, при проведении артикуляционной гимнастики, где модели – это картинки-символы, которые соответствуют названию данного упражнения. В младшем возрасте такие картинки должны быть достаточно яркими, в старшем можно использовать более схематичное изображение. Широкое распространение в логопедической практике имеет применение моделей артикуляции звуков, для этого используются различные схемы и графические изображения.
На этапе автоматизации звуков также уместно использовать наглядное моделирование. Е.Л. Барсукова предлагает автоматизировать звуки с помощью мнемодорожек. Прием символизации, по мнению автора, это наиболее короткий путь к запоминанию и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках и стихах.
Важное значение метод наглядного моделирования приобретает при работе над формированием связной речи. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Работа над формированием связного развернутого высказывания ведется в следующих направлениях: составление предложений, пересказ текста, составление описательных рассказов, составление сравнительных рассказов, составление рассказа по сюжетной картине и по серии картин, составление рассказа по замыслу, рассказывание из личного опыта.
При знакомстве с предложением, как правило, используется широко известная модель, в которой каждое слово обозначается линией. Начало и конец предложения также имеют свои графические обозначения. По количеству линий (слов) ребенок составляет предложение либо самостоятельно, либо с опорой на картинку, текст или задание педагога. При этом в период изучения отдельных тем возможно введение дополнительных символов. Например: при изучении предлогов и союзов они обозначаются в предложении треугольником с буквенным обозначением частицы. При изучении глагола – над линией обозначающей эту часть речи рисуется большая стрелка – действие. При изучении прилагательных над линией можно изобразить знак вопроса (при условии, что дети знакомы с этим знаком).
В работе с текстом использование наглядных моделей также является эффективным методом. Здесь может широко использоваться картинно – графический план, пиктограммы, мнемотаблицы, фрагменты картин, и т.п.
В подготовительной школе группе очень эффективным приемом развития речи является составление загадок с опорой на схему, которую они могут изготовить вместе с педагогом.
Критерии оценки детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, дают возможность воспитателям проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников:
- содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста или собственного рассказа);
- логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская излишних вставок и повторений, не пропуская существенных эпизодов);
- грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);
- точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);
- богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
Лист регистрации на консультации:
«Использование метода наглядного моделирования в процессе формирования речи дошкольников»
Дата: 23. 11. 2011 год.
Фамилия Имя Отчество | Должность | Подпись |
Протокол проведения консультации: «Использование метода наглядного моделирования в процессе формирования речи дошкольников».
Дата: 23. 11. 2011
Место МДОУ д/с №1 «Радуга»
Лист регистрации прилагается.
Консультацию провела учитель – логопед МДОУ д/с №1 Проклова Н.А.
Она рассказа об основных целях и задачах решаемых с помощью моделей в процессе работы по развитию речи, а также об этапах работы с моделью.
С помощью наглядных примеров показала, каким образом она использует модель при развитии звукопроизносительных навыков, формировании лексико-грамматического строя, подготовке детей к обучению грамоте, а также в работе по формированию связного высказывания у детей.
Также Наталья Александровна рассказа какие критерии оценки детских рассказов разработала О.С. Ушакова и раскрыла смысловое содержание этих критериев.
В конце выступления Наталья Александрова поделилась результатами своей работы по данному направлению и сделала выводы о целесообразности использования метода наглядного моделирования в работе по развитию всех структурных компонентов речи.
На консультации использовалась мультимедийная презентация, которая помогла более наглядно представить вариативность использования модели в образовательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наглядное моделирование - Деятельность воспитателей и детей по замещению существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя (предмета, картинки, схематического изображения) и работа с ним.
Цель: Обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира. Научить детей передавать эти знания в различных формах речевых высказываний.
этапы работы с моделью знакомство с графическим образом модели; дешифровка модели; непосредственно работа с моделью.
Модели могут использоваться: В групповой образовательной деятельности по развитию речи; В индивидуальной образовательной деятельности; В самостоятельной образовательной деятельности детей.
Задачи решаемые при использовании метода наглядного моделирования: формирование лексико-грамматических представлений ; работа со звуками; развитие словаря и связной речи; подготовка к обучению грамоте.
Формирование лексико-грамматических представлений
РАБОТА С ПРЕДЛОГАМИ
Работа над зввукопроизношением . Обозначение артикуляционных упражнений. Автоматизация поставленных звуков. Усвоение артикуляционного уклада звука. Дифференциация сходных по звучанию и произношению звуков. Анализ звуковых рядов.
НАЗВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Закрепление артикуляционных укладов
Автоматизация звука в тексте ( мнемотаблица )
Работа над связной речью: Составление предложений. Пересказ текста. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине или серии сюжетных картин. Составление рассказа по замыслу. Составление рассказа из личного опыта.
Работа над предложением. Горизонтальная линия – слово. Короткая вертикальная линия – начало предложения. Точка – конец предложения.
Дополнительные символы: Δ – предлог или союз. ? - прилагательное. → - глагол.
Пересказ текста
Описательный рассказ
Приемы в работе над текстом. Картинно –графический план. Мнемотаблицы . Фрагменты картин. Контрастные рамки.
Критерии оценки рассказов (О.С. Ушакова): Содержательность – насколько полно ребенок передал содержание текста или рассказа. Логическая последовательность – логический переход от одной части рассказа к другой. Грамматическая правильность речи. Богатство языковых форм.
Подготовка к обучению грамоте. Характеристика звука. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов, слов. Определение места звука в слове. Дифференциация звуков по твердости – мягкости. Создание зрительного образа букв с помощью различных материалов (камушки, пуговицы, пластилин, палочки, руки и т.д.).
Выводы: Наглядное моделирование, как особый вид умственной деятельности позволяет оптимизировать процесс формирования словесло-логического мышления и развития речи дошкольников. На основе моделей у детей складывается представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями речи. Наглядное моделирование реализует принцип наглядности в обучении.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...
Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников
В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Работа построена на использовании двух методик: Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики Н.В. Соловьёвой "Исполь...
«Использование метода наглядного моделирования в познавательно- речевом развитии дошкольников с ОНР»
В настоящее время в системе коррекционного образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи . Актуальност...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....