ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по логопедии на тему

Проклова Наталья Александровна

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
 

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Большие возможности применения этого метода при работе над формированием словаря, грамматического строя речи и развитию навыка связного высказывания. Многие авторы разрабатывают вопрос применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агеева Е.Л. и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).

Цель моделирования – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому  моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности.

Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:

  • знакомство с графическим образом модели;
  • дешифровка модели;
  • непосредственно работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Комплексную работу по развитию речи с использованием наглядных моделей проводят по следующим направлениям:

·       формирование лексико-грамматических представлений;

·       работа со звуками;

·       развитие словаря и связной речи;

·       подготовка к обучению грамоте.

В речевом развитии дошкольников усвоение основных лексико-грамматических категорий происходит спонтанно, но для наиболее успешного освоения этого навыка, а также для закрепления сложных грамматических и синтаксических конструкций целесообразно использовать дополнительные упражнения. В данном случае использование модели предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, а также способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

В данном разделе особенно удобно использование различных пиктограмм:

·       образование относительных прилагательных;

·       образование превосходной степени прилагательных;

·       образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

·       образование множественного числа существительных;

·       определение рода существительных;

·       подбор синонимов;

·       подбор антонимов.

Использование моделей при разработке раздела «звуковая культура речи» целесообразно начинать с младшего возраста, при проведении артикуляционной гимнастики, где модели – это картинки-символы, которые соответствуют названию данного упражнения. В младшем возрасте такие картинки должны быть достаточно яркими, в старшем можно использовать более схематичное изображение. Широкое распространение в логопедической практике имеет применение моделей артикуляции звуков, для этого используются различные схемы и графические изображения.

На этапе автоматизации звуков также уместно использовать наглядное моделирование. Е.Л. Барсукова предлагает автоматизировать звуки с помощью мнемодорожек. Прием символизации, по мнению автора, это наиболее короткий путь к запоминанию и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках и стихах.

Важное значение метод наглядного моделирования приобретает при работе над формированием связной речи. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Работа над формированием связного развернутого высказывания ведется в следующих направлениях: составление предложений, пересказ текста, составление описательных рассказов, составление сравнительных рассказов, составление рассказа по сюжетной картине и по серии картин, составление рассказа по замыслу, рассказывание из личного опыта.

При знакомстве с предложением, как правило, используется широко известная модель, в которой каждое слово обозначается линией. Начало и конец предложения также имеют свои графические обозначения. По количеству линий (слов) ребенок составляет предложение либо самостоятельно, либо с опорой на картинку, текст или задание педагога. При этом в период изучения отдельных тем возможно введение дополнительных символов. Например: при изучении предлогов и союзов они обозначаются в предложении треугольником с буквенным обозначением частицы. При изучении глагола – над линией обозначающей эту часть речи рисуется большая стрелка – действие. При изучении прилагательных над линией можно изобразить знак вопроса (при условии, что дети знакомы с этим знаком).
В работе с текстом использование наглядных моделей также является эффективным методом. Здесь может широко использоваться картинно – графический план, пиктограммы, мнемотаблицы, фрагменты картин, и т.п.

В подготовительной школе группе очень эффективным приемом развития речи является составление загадок с опорой на схему, которую они могут изготовить вместе с педагогом.

Критерии оценки детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, дают возможность воспитателям проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников:

·       содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста или собственного рассказа);

·       логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская излишних вставок и повторений, не пропуская существенных эпизодов);

·       грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

·       точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

·       богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

 

 

 

 

 

 

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

1.    добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2.    формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3.    применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности     коррекционной работы.   
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx25.65 КБ
Файл prezentaciya_naglyadnoe_modelirovanie.pptm2.1 МБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов МДОУ №1 «Радуга»

Подготовила

Учитель-логопед

Проклова Н. А.

гор. округ Власиха 2011 год

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Большие возможности применения этого метода при работе над формированием словаря, грамматического строя речи и развитию навыка связного высказывания. Многие авторы разрабатывают вопрос применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н.М., Агеева Е.Л. и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.).

Цель моделирования – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому  моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности.

Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:

  • знакомство с графическим образом модели;
  • дешифровка модели;
  • непосредственно работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Комплексную работу по развитию речи с использованием наглядных моделей проводят по следующим направлениям:

  • формирование лексико-грамматических представлений;
  • работа со звуками;
  • развитие словаря и связной речи;
  • подготовка к обучению грамоте.

В речевом развитии дошкольников усвоение основных лексико-грамматических категорий происходит спонтанно, но для наиболее успешного освоения этого навыка, а также для закрепления сложных грамматических и синтаксических конструкций целесообразно использовать дополнительные упражнения. В данном случае использование модели предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, а также способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

В данном разделе особенно удобно использование различных пиктограмм:

  • образование относительных прилагательных;
  • образование превосходной степени прилагательных;
  • образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование множественного числа существительных;
  • определение рода существительных;
  • подбор синонимов;
  • подбор антонимов.

Использование моделей при разработке раздела «звуковая культура речи» целесообразно начинать с младшего возраста, при проведении артикуляционной гимнастики, где модели – это картинки-символы, которые соответствуют названию данного упражнения. В младшем возрасте такие картинки должны быть достаточно яркими, в старшем можно использовать более схематичное изображение. Широкое распространение в логопедической практике имеет применение моделей артикуляции звуков, для этого используются различные схемы и графические изображения.

На этапе автоматизации звуков также уместно использовать наглядное моделирование. Е.Л. Барсукова предлагает автоматизировать звуки с помощью мнемодорожек. Прием символизации, по мнению автора, это наиболее короткий путь к запоминанию и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках и стихах.

Важное значение метод наглядного моделирования приобретает при работе над формированием связной речи. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Работа над формированием связного развернутого высказывания ведется в следующих направлениях: составление предложений, пересказ текста, составление описательных рассказов, составление сравнительных рассказов, составление рассказа по сюжетной картине и по серии картин, составление рассказа по замыслу, рассказывание из личного опыта.

При знакомстве с предложением, как правило, используется широко известная модель, в которой каждое слово обозначается линией. Начало и конец предложения также имеют свои графические обозначения. По количеству линий (слов) ребенок составляет предложение либо самостоятельно, либо с опорой на картинку, текст или задание педагога. При этом в период изучения отдельных тем возможно введение дополнительных символов. Например: при изучении предлогов и союзов они обозначаются в предложении треугольником с буквенным обозначением частицы. При изучении глагола – над линией обозначающей эту часть речи рисуется большая стрелка – действие. При изучении прилагательных над линией можно изобразить знак вопроса (при условии, что дети знакомы с этим знаком).
В работе с текстом использование наглядных моделей также является эффективным методом. Здесь может широко использоваться картинно – графический план, пиктограммы, мнемотаблицы, фрагменты картин, и т.п.

В подготовительной школе группе очень эффективным приемом развития речи является составление загадок с опорой на схему, которую они могут изготовить вместе с педагогом.

Критерии оценки детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, дают возможность воспитателям проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников:

  • содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста или собственного рассказа);
  • логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская излишних вставок и повторений, не пропуская существенных эпизодов);
  • грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);
  • точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);
  • богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности     коррекционной работы.    
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: 
метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Лист регистрации на консультации:

«Использование метода наглядного моделирования в процессе формирования речи дошкольников»

Дата: 23. 11. 2011 год.

Фамилия Имя Отчество

Должность

Подпись

Протокол проведения консультации: «Использование метода наглядного моделирования в процессе формирования речи дошкольников».

Дата: 23. 11. 2011

Место МДОУ д/с №1 «Радуга»

Лист регистрации прилагается.

Консультацию провела учитель – логопед МДОУ д/с №1 Проклова Н.А.

Она рассказа об основных целях и задачах решаемых с помощью моделей  в процессе работы по развитию речи, а также об этапах работы с моделью.

С помощью наглядных  примеров показала, каким образом она использует   модель при развитии звукопроизносительных навыков, формировании лексико-грамматического строя, подготовке детей к обучению грамоте, а также в работе по формированию  связного высказывания у детей.  

Также Наталья Александровна рассказа какие критерии оценки детских рассказов разработала О.С. Ушакова и раскрыла смысловое содержание этих критериев.

В конце выступления Наталья Александрова поделилась результатами своей работы по данному направлению  и сделала выводы о целесообразности использования метода наглядного моделирования в работе по развитию всех структурных компонентов речи.

На консультации использовалась мультимедийная презентация, которая помогла более наглядно представить вариативность использования модели в образовательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МДОУ №1ПРОКЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Слайд 2

Наглядное моделирование - Деятельность воспитателей и детей по замещению существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя (предмета, картинки, схематического изображения) и работа с ним.

Слайд 3

Цель: Обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира. Научить детей передавать эти знания в различных формах речевых высказываний.

Слайд 4

этапы работы с моделью знакомство с графическим образом модели; дешифровка модели; непосредственно работа с моделью.

Слайд 5

Модели могут использоваться: В групповой образовательной деятельности по развитию речи; В индивидуальной образовательной деятельности; В самостоятельной образовательной деятельности детей.

Слайд 6

Задачи решаемые при использовании метода наглядного моделирования: формирование лексико-грамматических представлений ; работа со звуками; развитие словаря и связной речи; подготовка к обучению грамоте.

Слайд 7

Формирование лексико-грамматических представлений

Слайд 8

РАБОТА С ПРЕДЛОГАМИ

Слайд 9

Работа над зввукопроизношением . Обозначение артикуляционных упражнений. Автоматизация поставленных звуков. Усвоение артикуляционного уклада звука. Дифференциация сходных по звучанию и произношению звуков. Анализ звуковых рядов.

Слайд 10

НАЗВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

Слайд 11

Закрепление артикуляционных укладов

Слайд 12

Автоматизация звука в тексте ( мнемотаблица )

Слайд 13

Работа над связной речью: Составление предложений. Пересказ текста. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по сюжетной картине или серии сюжетных картин. Составление рассказа по замыслу. Составление рассказа из личного опыта.

Слайд 14

Работа над предложением. Горизонтальная линия – слово. Короткая вертикальная линия – начало предложения. Точка – конец предложения.

Слайд 15

Дополнительные символы: Δ – предлог или союз. ? - прилагательное. → - глагол.

Слайд 16

Пересказ текста

Слайд 17

Описательный рассказ

Слайд 18

Приемы в работе над текстом. Картинно –графический план. Мнемотаблицы . Фрагменты картин. Контрастные рамки.

Слайд 19

Критерии оценки рассказов (О.С. Ушакова): Содержательность – насколько полно ребенок передал содержание текста или рассказа. Логическая последовательность – логический переход от одной части рассказа к другой. Грамматическая правильность речи. Богатство языковых форм.

Слайд 20

Подготовка к обучению грамоте. Характеристика звука. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов, слов. Определение места звука в слове. Дифференциация звуков по твердости – мягкости. Создание зрительного образа букв с помощью различных материалов (камушки, пуговицы, пластилин, палочки, руки и т.д.).

Слайд 21

Выводы: Наглядное моделирование, как особый вид умственной деятельности позволяет оптимизировать процесс формирования словесло-логического мышления и развития речи дошкольников. На основе моделей у детей складывается представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями речи. Наглядное моделирование реализует принцип наглядности в обучении.

Слайд 22

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В работе представлены актуальность использования метода наглядного моделирования в работе стдетьми дошкольного возраста. Описаны теоретические аспекты и методические приемы. В качестве наглядного мате...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников

В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

«Использование метода наглядного моделирования в познавательно- речевом развитии дошкольников с ОНР»

В настоящее время в системе коррекционного образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи . Актуальност...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....