Центр речевого развития как средство формирования речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo_tsentr_rechevogo_razvitiya_detey.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Центр речевого развития как средство формирования речи дошкольников.

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Цель речевого уголка «Совунья-говорунья» средней группы - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности.

Наполнение речевого центра  отражает  все направления работы по развитию речи и помогает решать следующие задачи:

  1. Развитие артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках – эта работа способствует воспитанию звуковой культуры речи (совершенствованию речевого дыхания, развитию слухового внимания и фонематического слуха, закреплению в речи чистого звукопроизношения,) развитию словаря ребёнка;

2. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек; массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; народные игры с ладошками; игры с природным материалом; игры с предметами домашнего обихода; веревочки; прищепки; бусины, шнуровки. Стимулирует развитие речи, мозговую деятельность, развивает интеллектуальные способности.

3. Узнавание неречевых звуков: игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Тихо-громко» и другие. Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

4. Работа над грамматическим строем речи: обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи – учим правильно употреблять существительные и прилагательные во всех падежах, правильно использовать предлоги, составлять предложения по картинке, развиваем навыки словообразования и словоизменения.

5. Развитие речевого дыхания: Закрепление правильного речевого дыхания и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.  Комплекс дыхательных упражнений, примеры игр: «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Бабочка, лети!».

Основная задача педагога в данной возрастной группе, чтобы ребенок захотел говорить и выражать свои мысли, поэтому уделили большое внимание театрализованной деятельности. Театральная деятельность является основой самостоятельного творчества каждого ребенка его эстетического чувства, развития артистических способностей. В ходе театрализованной деятельности ребенок развивает игровое поведение, умение творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

6. Играем в театр: С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Немаловажную роль театрализованная деятельность играет в развитии артикуляции, речевой интонационной выразительности и мимики.

7. Книжный уголок: работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы,  работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:

  • Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.

С 2008 года углублённо работаю по методической теме  «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр».    Выбор темы определился результа...

План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему   Развивать спо...

Консультация для педагогов по речевому развитию на тему: «Формирование разговорной диалогической речи дошкольников»

Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов по речевому развитию на  тему: «Формирование разговорной диалогической речи дошкольников»...

«Оснащение центров речевого развития в группах ДОУ и формирование функциональной грамотности в рамках воздействия на детей дошкольного возраста»

       Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мы...

Проект Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Проект Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников...