Конспект итоговой ООД "Незнайка идет в школу"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43 комбинированного вида»
Конспект итоговой ООД
по развитию речи
для подготовительной группы компенсирующей направленности
на тему:
«Незнайка идёт в школу»
Воспитатель: Замотаева А.В.
г. Саранск, 2022 г.
Тип занятия: интегрированное.
Вид занятия: итоговое.
Тема: «Незнайка идёт в школу»
Цель педагогической деятельности: создание условий для выявления уровня знаний детей, полученных в течении года.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для совершенствования синтаксической стороны речи (умение отвечать полным ответом в форме сложноподчиненного предложения). Совершенствовать навыки детей по согласованию существительных с числительными, слов в предложении. Продолжать закреплять навыки словообразования однокоренных слов, использование в речи антонимов; знания о назначении школьных принадлежностей. Продолжать формировать умение выявлять причинно-следственные связи.
2. Способствовать закреплению умений слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.
3. Совершенствовать умения аккуратно работать с пластилином.
Развивающие:
- Создать условия для развития самостоятельного речевого творчества, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
- Обеспечить условия для побуждения детей к речевой активности, диалогической речи, правильного произношения.
- Создать условия для развития внимания, мышления, памяти, связной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к родному языку и осознанию детей к языковым явлениям.
- Создать положительный эмоциональный настрой.
- Способствовать сплочению детского коллектива.
- Воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
Коррекционные:
1. Создать условия для повышения умственной и речевой активности детей.
2. Следить за звукопроизношением, упражнять в согласовании существительных с числительными и слов в предложениях.
3. Закреплять навыки словообразования однокоренных слов.
4. Активизировать пассивный словарный запас.
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка): продолжать развивать эстетические качества, стимулировать умение создавать работы по собственному замыслу.
ОО «Познавательное развитие» (социальное окружение): продолжать работу по формированию интереса к учебной деятельности и желанию учиться в школе.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» (игра): создать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества; обогащать игровой опыт детей на основе участия в интегрированной деятельности.
ОО «Физическое развитие»: содействовать гармоничному физическому развитию, добиваться точного выполнения всех заданий.
Методические приёмы:
Оборудование:
Словесные: организационный настрой, вводная беседа, пояснение, указание (т.е. повтори, сравнение, словесные дидактические игры).
Наглядные: сюрпризный момент, рассматривание картины, школьных принадлежностей, показ.
Практический: лепка.
Словарная работа: работа над закреплением словарного запаса детей.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: кукла Незнайка, портфель, школьные принадлежности, различные игрушки (посуда, продукты питания, кубики и т.д.), карточки "Школьные принадлежности", картина "На уроке" из альбома "Мамы всякие важны".
Раздаточный: шаблон портфеля из картона, пластилин, стека, доска, салфетка.
Предшествующая работа: беседа о школе, рассматривание картинок с изображением школьных принадлежностей, сюжетных картин на тему «Школа», разучивание физминутки «Переменка», речевой разминки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Они хотят посмотреть как вы готовы к школе. А теперь встали в круг и все внимание на меня.
Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики. Ребята, сегодня к нам пришел еще один удивительный гость, вы его хорошо знаете. Но кто это вы должны угадать:
Знает то, не знает это,
Но даёт всегда советы.
Этот маленький мальчишка
Болтунишка, хвастунишка!
Он рисует, сочиняет
И на шарике летает.
Он поёт под балалайку
Коротышка наш (Незнайка).
Незнайка (говорит воспитатель за куклу): Здравствуйте ребята, это я Незнайка!
Воспитатель: Здравствуй Незнайка. А почему ты такой грустный?
Незнайка: В Цветочном городе все коротышки дразнят меня и говорят, что я ничего не знаю! Но это неправда! Я очень умный и многое умею, только малыши все равно смеются надо мной. А мне обидно. Я не хочу, что бы меня считали глупым! А еще в этом году я пойду в школу в 1 класс, и чтобы проверить мои знания, самый умный коротышка из Цветочного города – Знайка, дал мне целую гору заданий! А я один не справлюсь! Ребята, помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Незнайка, наши дети тоже в этом году пойдут в школу, они много знают и умеют. Ведь в детском саду ребята научились считать, рисовать, лепить, петь и танцевать, знают много сказок и тебя всему научат. Мы же поможет справиться со всеми заданиями от Знайки, правда ребята?
Дети: Да, поможем!
Незнайка: Здорово! Спасибо вам ребята. Я очень хочу всему научиться.
Воспитатель: Ну что ж, тогда давайте посмотрим, какие задания от Знайки нам нужно выполнить.
II. Основная часть занятия.
1. Д/и «Собери портфель».
На столе лежат разные предметы - школьные принадлежности, продукты, игрушки, посуда и т.д.
Воспитатель: Ребята, нам с вами нужно помочь Незнайке собрать портфель. Ведь, он не знает что с собой нужно в школу брать. Поможем Незнайке?
Дети собирают в портфель необходимые предметы для школы.
Воспитатель: Молодцы! Вы помогли с этим заданием Незнайке. Скажите, как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Школьные принадлежности.
Воспитатель: Правильно. Давайте, посмотрим, что там еще за задание приготовил Знайка.
2. Д/и «Для чего нужны школьные принадлежности?»
Воспитатель: Поможем Незнайке узнать для чего нужны школьные принадлежности. Отвечаем полным ответом, чтобы наш гость понял для чего что нужно. Для чего нужен Букварь? (Тетрадь? Дневник? И т.д.)
Дети: Букварь нужен, чтобы научиться читать. (Тетрадь нужна, чтобы научиться писать буквы и цифры. Дневник нужен, чтобы записывать домашнее задание. И т.д.)
Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь для чего нужны школьные принадлежности. Показывай следующее задание.
Воспитатель: Вот, Незнайка, сколько родственных слов мы придумали. Показывай следующее задание!
3. Д/и «Сосчитай школьные принадлежности» (Один - три - пять)
Воспитатель: Вам нужно сосчитать предметы через один. Например: один карандаш - три карандаша - пять карандашей и т.д.
Дети считают школьные принадлежности.
4. Д/и "Сравним предметы" («Наоборот»)
Ручка короткая, а линейка? - …. (длинная)
Тетрадь тонкая, а книга? - ….(толстая)
Резинка маленькая, а пенал? - ….. (большой)
Альбом лёгкий, а портфель?- … (тяжелый)
Простой карандаш острый, а зеленый? - … (тупой)
Альбом длинный, а тетрадь?- …(короткая)
Воспитатель: Пока со всеми заданиями справляетесь! Незнайка, какое ещё задание нужно сделать?
5. Игра «Семейка слов»
Воспитатель: Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом «школа».
- Как называют тех, кто учится в школе? (Школьники)
- Какая в школе столовая? (Школьная)
- Как называют детей, которые еще не ходят в школу? (Дошкольники)
- Какой участок есть при школе? (Пришкольный)
Воспитатель: Молодцы! Повторите слова из одной семейки (Школа, школьники, школьная, дошкольники, пришкольный).
6. Беседа по картине «На уроке»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Она называется "На уроке". Кого вы видите на этой картине?
Дети: На картине мы видим учительницу и первоклассников.
Воспитатель: Где они находятся?
Дети: Они находятся на уроке в школе.
Воспитатель: Что делает учительница?
Дети: Учительница стоит у доски и указкой показывает слова, которые дети должны прочитать.
Воспитатель: Что делают дети?
Дети: Один мальчик стоит у доски. Он сейчас будет читать слова «мама и мы». Другие дети сидят за партами и читают эти слова в букварях.
Воспитатель: Опишите класс, в котором проходит урок.
Дети: Класс большой и светлый. На стене висит зеленая доска. У стены стоит шкаф с книгами. Парты и стулья новые, удобные. Рядом с партами на полу стоят портфели.
Воспитатель: Что вы можете сказать об учительнице?
Дети: Учительница молодая, красивая и добрая. Наверное, ребятам нравится учиться у нее в классе.
Воспитатель: Какие ребята?
Дети: Ребята – настоящие первоклассники. Все они внимательно слушают свою учительницу. На них красивая школьная форма. Они аккуратно причесаны.
Воспитатель: Как вы думаете, ребятам нравится учиться?
Дети: Ребятам нравится ходить в школу и учиться. Они хотят узнать много нового и стать умными. Еще ребятам нравится в школе, потому что там у них много друзей. А еще в школе между уроками бывают веселые переменки. Во время переменок можно поиграть и побегать. Бегать, прыгать и играть можно и в спортивном зале на уроках физкультуры.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас пришло время перемены.
Физминутка «Переменка»
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи разомните,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
7. Д/и «Исправь ошибки»
Воспитатель: Ребята, тут Незнайка допустил ошибки, когда составлял предложения. Нужно ему помочь исправить ошибки. Отвечаем полным ответом.
- Дети ходят в школу, чтобы играть с игрушками. (Дети ходят в школу, чтобы учиться)
- Учитель – это человек, который учится. (Учитель – это человек, который учит)
- Ученик – это ребёнок, который учит грамоте. (Ученик – это ребёнок, который учится грамоте)
- Отличник - это тот, кто получает «двойки». (Отличник - это тот, кто получает «пятёрки»)
- Пенал нужен для того, чтобы хранить вторую обувь. (Пенал нужен для того, чтобы хранить карандаши и ручки)
- Портфель нужен для того, чтобы носить в школу бутерброды. (Портфель нужен для того, чтобы носить в школу учебники)
Воспитатель: Незнайка, мы все задания выполнили?
Незнайка: Да, все! Спасибо вам большое!
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сделаем для всех коротышек подарки? Они же тоже идут в первый класс. Я предлагаю украсить вот такие портфели пластилином (воспитатель показывает детям шаблоны портфелей). Сейчас они совсем простые, а коротышки любят все яркое. Правда, Незнайка? (Да).
8. Творческое задание «Укрась портфель» (лепка - элементы пластилинографии: налеп)
Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, за столы на свои места. Перед вами лежит пластилин, стеки, салфетки и шаблон портфеля. Но портфель некрасивый, его нужно украсить с помощью пластилина, техникой налепа. Узор придумываете сами, по вашему желанию самостоятельно. Но сначала нужно подготовить пальцы к работе.
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу»
В школу осенью пойду. («шагают» пальцами по столу)
Там друзей себе найду, (загибают пальцы по одному)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду, (сжимают и разжимают кулачки)
Но свой садик не забуду!
Дети самостоятельно принимаются к выполнению задания. Воспитатель ведет индивидуальную работу по мере необходимости.
По окончании задания работы вывешиваются на доску.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые стали портфели! Незнайка, тебе нравится? (Да). Вы справились со всеми заданиями Знайки и помогли Незнайке подготовиться к школе. Теперь он смело может идти в 1 класс. Правда, Незнайка?
Незнайка: Правда, я теперь стал умным коротышкой! Спасибо, ребята, за вашу помощь! И я очень захотел вас угостить сладеньким! Вот, это вам конфеты! А мне пора возвращаться в Цветочный город. Очень хочу похвалиться своими новыми знаниями! Спасибо! До свидания!
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия "Скоро в школу нам шагать"
Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности...

Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...

Конспект итогового занятия "Скоро в школу"
Конспект итогового занятия для подготовительной к школе группы "Скоро в школу"...
конспект занятия "Маша идет в школу"
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе "маша идет в школу"...

Конспект итогового занятия "Скоро в школу!"
Цель: формировать у дошкольников представления о школе.Задачи:- всесторонняя подготовка детей к школе в игровой форме;- знакомство, снятие эмоционального напряжения, включение детей в рабо...