Организованная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет на тему "Я поэтом стать хочу"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал является хорошим подспорьем в работе по направлению речевого развития дошкольников, например, на тематической неделе "Культура и искусство". Дети получают возможность познакомиться с такими понятиями как "рифма", "сравнение", "метафора", пробуют свои силы в составлении стихотворных текстов по модели лимерика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_limerik.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» города Котовска Тамбовской области.

Конспект

 организации образовательной деятельности по направлению

 «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Прохорова Н.А.

2020 год

Информационная  карта образовательной ситуации

Тема недели

«Искусство и культура»

Название ситуации

 Я поэтом стать хочу…

Место проведения

Групповое помещение.

Длительность

25 минут

Цель

Содействие развитию интереса к художественному слову

Программные задачи

По развитию культуры личности:

- Способствовать формированию любви к родному языку, его точности, меткости, образности

 По развитию способностей:

- содействовать развитию способности чувствовать художественную выразительность слова

- побуждать детей  к стихотворческой деятельности

- поддерживать  попытки детей в стихосложении

По формированию детского коллектива:

- помогать  в организации взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками на уровне партнерских взаимоотношений.

Форма ООД

Подгруппа -8-10 чел. Встреча в литературной гостиной

Приоритетный вид деятельности

речевая деятельность

Используемая педагогическая система

Подход к ребенку  и характер воспитательных воздействий

Демократический, содействие, субъективно-ориентированный

Направление реализации культурной практики

Реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание  новых объектов, ситуаций, явлений.

Используемые технологии

Диалоговые

Информационные

Здоровьесберегающими

Проблемные

Методы реализации культурной практики

Повышения познавательной активности:

Эмоциональной активности

Обучения и развития творчества

Предшествующая работа

-

Материалы и оборудование

1.Для обозначения литературной гостиной:

 – 2-3 столика, кресла, стулья по количеству участников встречи,

- портреты авторов литературных произведений (А.С. Пушкин,  С. Есенин,  М.Ю. Лермонтов, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, Эдуард Лир и др.)

- Книги  с произведениями вышеперечисленных авторов.

2.Для детской деятельности:

- ноутбук, проектор, экран, видеозапись исполнения ребёнком авторского лимерика

- модель построения лимерика

Сценарий деятельности

Воспитатель:Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Меня зовут Надежда Анатольевна.Я воспитатель из детского сада «Солнышко». У нас в детском саду есть литературный кружок. Его посещают дети, которым интересны слова  нашей речи, игры со словом, то, что можно с этим словом сотворить: придумать загадку, составить скороговорку, сочинить рассказ или стихотворение. А вам это интересно?

1в. Да.

Воспитатель:Я очень на это надеялась. И запланировала  встречу с вами в литературной гостиной. (Показывает.)Проходите, пожалуйста.

2в.Да.Нет. 3 в. Нет.

Воспитатель: Дети, знаете, часто бывает так, что на первый взгляд, нам что-то кажется совсем не привлекательным (игрушка, книга, фильм, выставка…), а начинаешь действовать с игрушкой, листать книгу, видишь первые экспонаты выставки и появляется интерес, желание что-то узнать, посмотреть, попробовать, продолжить.Замечали?

(выслушивает ответы детей).

Воспитатель:Давайте пройдём в литературную гостиную, начнём нашу встречу, а тогда уже вы решите, интересно вам это или нет. Литературная гостиная – это особая гостиная. Её хозяйкой часто бывает Королева красивой речи. Сегодня это роль буду  исполнять я (надевает на голову корону.).

(Воспитатель и дети  размещаются  в  гостиной).

Воспитатель. Дети, обратили внимание? В гостиной много портретов авторов литературных произведений. Большая их часть вам известна. Назовите,  тех, кого узнали.

(выслушивает ответы детей).

Воспитатель:Какие произведения этих авторов вам  больше всего нравятся?

(выслушивает   ответы детей).

Воспитатель:А мне, дети, очень нравятся стихи вот этого поэта и художника(Подходит к его портрету.).Это Эдвард Лир. Его стихи очень необычные, шутливые, смешные, похожи  на нелепицы!  Хотите послушать? (получив утвердительный ответ, читает)

Дама с берега Волги-реки,

Завязать не сумела шнурки;

Бросив в воду ботинки,

Закупила на рынке

Пять собак, а на ноги – коньки.

(Пер. С. Шоргина)

Или вот ещё:

Был один старичок с бородою

Поражавшей своею длиною.

Журавли и синицы,

Что за чудные птицы,

Свили гнёзда в ней вместе с совою.

Воспитатель:  Дети, что вы почувствовали, услышав это стихотворение? …

Удивление? Грусть? Удовольствие? Веселье? Вижу, Катя и Дима улыбаются. Что же вызвало вашу улыбку? Поделитесь с нами (воспитатель и дети обсуждают чувства, возникшие после прочтения  стихотворения)

Воспитатель: Такие коротенькие юмористические стихи – небылицы и называются необычно. Лимерики. Потому что придумали такие стихи жители города Лимерек.  Лимерики нравятся и взрослым  и детям. Некоторые даже пробуют сами их сочинять. Послушайте лимерик, который написала воспитанница нашего детского сада  Василиса.

(включает видеозапись исполнения лимерика)

Воспитатель:А вы хотели бы научиться сочинять лимерики?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, как вы считаете, что в стихах самое главное?... Чем стихотворение отличается от рассказа? Правильно, Лена, в стихотворении слова в конце строчек заканчиваются одинаково (по звучанию). Помните, как Цветик Незнайке объяснял? (выдерживает паузу) - Утка-шутка. Коржик-моржик. Без рифмы нет стихотворения. Вы умеете подбирать  к словам рифмы?

1в. Да.

Воспитатель: Замечательно. У нас в гостиной есть настольная игра «Складные картинки».  Надо найти 2 картинки, слова - названия которых рифмуются, звучат одинаково.

(дети составляют картинки в пары, проверяют созвучие)

2 в. Нет.

Воспитатель: Этому можно научиться. Попробуем? (Ставит на мольберт картинку мак) Какие вспоминаются слова, созвучные слову «мак»? Называйте. Вы много таких слов знаете (в случае, если дети затрудняются, воспитатель называет 1-2 слова: гамак, рыбак + никак, итак, тик-так, натощак, впросак,  пиджак, кулак, кавардак, судак, бак, смак, рак, ишак, верстак, зодиак, пятак, вожак, знак, башмак, полумрак, колпак, рюкзак, лак, чудак, казак, чердак, мрак, червяк, толстяк, сорняк, сквозняк, маяк, моряк, особняк). А сейчас игровое упражнение с картинками. Выбираем картинку, подбираем  к ней картинку с названием в рифму, размещаем на доске и озвучиваем. Вот как много созвучных слов подобрали. Как считаете, научились мы рифму подбирать? Да, я тоже так думаю. 

Воспитатель.  Дети, в стихах поэты часто используют сравнения……

Мы умеем это делать? (Если кто-то из детей ответит, что умеет.) Замечательно. Но, как говорится, без хорошей тренировки нет умения и сноровки. Давайте потренируемся. У меня в волшебном мешочке есть   предметы. (показывает мешочек с предметами). Каждый из нас достаёт из него какой-либо предмет и сравнивает его с чем-то другим по цвету, по форме, вкусу, действию с помощью слов «как», «словно», «точно». У меня яблоко.  «Яблоко круглое как мячик, сладкое словно конфета» (Игра «Подбери сравнения»).

Воспитатель: Дети, мы научились рифмовать слова, подбирать сравнения. Чтобы сочинить лимерек, нам нужно уметь составлять метафоры. Знаете что это такое? Нет? А как можно узнать? (Спросить у кого-то, посмотреть в энциклопедии, словаре или   Интернете.)

Воспитатель: Словарь или энциклопедия у нас с вами есть под рукой? (Нет.)

Воспитатель: А у кого спросить можно. Как думаете? (Например, зрителям.) Задайте, пожалуйста. (Помогает кому-то из детей вежливо обратиться к присутствующим взрослым.)

Воспитатель: Взрослые как-то сложно объяснили.  Давайте ещё  в Интернете посмотрим.

(Воспитатель что-то быстро набирает на планшете и вместе с детьми озвучивает появившийся на экране ответ).

Воспитатель: Давайте попробуем составить метафору. 

Вот…? Да, Куст рябины. (открывает изображение на экране) Подбираем  к нему сравнение по цвету (обводит картинку-символ в правом нижнем углу – палитра красок)

Дети называют свои варианты.

Воспитатель: А знаете, как писал о кусте рябины С. Есенин? «В саду горит костёр рябины красной…». С чем поэт сравнивает огненный цвет ягод?

(выслушивает предположения детей)

Воспитатель: Дети, но ведь С. Есенин даже не использует слово «как». Может быть, это и не сравнение вовсе?

(Рассуждения детей).

Воспитатель: Конечно сравнение, только спрятанное, скрытое. Как думаете, оно красивее обычного?

(Дети высказывают свои соображения по этому поводу).

Воспитатель: Мне тоже метафоры  нравятся больше. Я часто использую их в своей речи, чтобы она стала ещё ярче, ещё точнее и красивее. (открывает изображение на экране. Предлагает кому-то из детей достать из мешочка картинку. Например, изображение радуги.  

Воспитатель: (размещая картинку на мольберте): Какие метафоры можно составить к слову радуга? Она какая?  (выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Какой объект, предмет. Явление может быть таким же?

Дети подбирают возможные варианты (Платок, акварельные краски, цветочная поляна.)

Если такие картинки есть под рукой, воспитатель использует их, если – нет, зарисовывает ответы детей.

Воспитатель: Где мы можем наблюдать радугу? (На небе.)

Воспитатель: А когда именно? (После дождя.)

Воспитатель соединяет крайние картинки двусторонней стрелкой.

Воспитатель: Значит, небо после дождя – это … (Цветочная поляна.)

Аналогично могут быть составлены следующие метафоры:

Дождь – слёзы туч

Гром и гроза – гнев неба, его летящие вниз копья

Лужи – зеркала матушки Природы

Роса – бриллиантовые бусы леса

Трава – лесной ковёр

Берёзовые ветви – кудри берёзы

Закат – костёр вечернего неба

Воспитатель: Как считаете, достаточно у нас поэтических умений. Можем приступать к сочинению Лимерика. В Этом стихотворении всегда 5 строчек. (выставляет на мольберт модель). В первой строчке называется объект, о котором будет идти речь. Она, как правило, начинается со слов: «Жил да был…». Во второй строчке этот объект описывается, с чем-то или с кем-то сравнивается. Здесь можно использовать фразу:«И был он…». Продолжение нам с вами предстоит придумать. В третьей строке говорится о том, что этот объект умел делать. В четвёртой – что из этого его действия выходит (или с кем ещё и как он общается). А в пятой делается вывод.

Воспитатель: Вот теперь и как построить лимерик знаем. О чём мы  скажем в первой строке нашего поэтического произведения? (О каком объекте.) А во второй? (С чем его будем сравнивать?) Правильно. Да ещё и срифмовать эти слова надо. Давайте, чтобы никому не было обидно, выберем пару рифмующихся слов из мешочка. Принимаете такое предложение?

Дети отвечают.

Воспитатель: Тогда выбираем.(Например, олень-тюлень.)

Воспитатель:Давайте попробуем составить первую строчку лимерика.(Всё фиксирует, сразу размещает карточки с изображением оленя и тюленя в конце 1 и 2 строк). ЖБ… олень (картинка). А вот какой он был, мы узнаем, выбрав признак.

Дети вынимают из волшебного мешочка карточку, обозначающую, например, размер.

Воспитатель: Каким мог быть наш олень по размеру? (Маленьким, большим.) Что выберем?(Например, большой.) Как символично обозначим это слово-определение?

Дети озвучивают свои предложения. Воспитатель вместо многоточия быстро рисует выбранный детьми символ. Например, высокий дом.

Воспитатель: Давайте прочтём получившуюся у нас запись.

Все вместе: «Жил да был большой олень».

Воспитатель: Хорошо. Продолжим.Во второй строке мы должны будем оленя сравнить с тюленем. А чем олень может быть похож на тюленя? Какие такие яркие качества есть у тюленя? (Лень.) А олень может быть ленивым, как тюлень? (Да.) «Олень ленивый, как тюлень». Что у нас с вами получилось? (Сравнение.) Попробуем превратить его в скрытое сравнение? В метафору? Олень – тюлень. Но живёт он не в море, а где? (Помните слова из песни: «Вернись … олень…».)(В лесу.) Какая получается фраза? Олень – лесной тюлень. (Фиксирует это всё отдельно от лимерика.)

Воспитатель: Теперь попробуем записать вторую строчку нашего стихотворения и прочитать её вместе с первой: «Жил да был большой олень – лесной тюлень. (Слово «лесной» изображает графически.)А мы можем указать значение признака, по которому мы сравнили оленя с тюленем? Что тогда получится? (Жил да был большой олень. Ленивый лесной тюлень.) А если он был не просто ленивым, а очень ленивым? Как мы его назовём? (Мы говорим: красивый – красивейший, ленивый – …)  (Ленивейший.) Как запишем это слово? (Например, нарисуем печку, или даже две, чтобы показать усиление признака.)Попробуем использовать это слово: «Жил да был большой олень – Ленивейший лесной тюлень». Мы молодцы две строчки у нас уже готовы. О чём будем рассказывать в третьей? (Что он делал.)Или не делал. Ведь он же у нас был ленивым. А что обычно олени в лесу делают? (Едят, бегают, спят, гуляют, рыщут.) Что выберем? (Например, не ел.) И сразу подбираем к слову «не ел» рифму. (Худел, сопел, пыхтел, старел.) Какое действие оставим? Что нам больше всего подходит? Сначала он не ел, а потом что из этого выходило…  (Например, он худел.)А что он не ел? (Траву, побеги деревьев.) Давайте так и запишем. Траву (рисует её на третьей строчке), побеги деревьев (изображает деревья)… Как обозначим, что он всё это не ел?(Например, в виде перечёркнутой тарелки.) Траву, побеги деревьев не ел. И из-за этого… (Например, сильно худел.) (Слова «и», «из-за» можно оставить в буквенном написании, слова «этого», «сильно», «худел» заменить картинками с изображением указывающего пальца, силача, и худой талии соответственно.) Нам осталось сделать вывод об этом олене.

Дети выдвигают свои предложения.

(Например, вот какой ленивый был лесной олень.)

Воспитатель: Читаем всё стихотворение от начала до конца.

Все вместе: Жил да был большой олень –  

Ленивейший лесной тюлень.

Траву, побеги деревьев не ел

И из-за этого сильно худел.

Вот какой ленивый был лесной олень.

Воспитатель: По-моему, замечательно получилось. А вам понравилось наше творчество? Дети, я рада, что наша с вами сегодняшняя встреча состоялась. В память о ней я оставляю вам ваш первый лимерик (отдаёт лист с получившимся стихотворением детям). Надеюсь, что вы сочините ещё много  замечательных произведений для себя и для своих друзей и сможете все их записать вот в эти замечательные блокноты. Спасибо вам за работу. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Организованная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы на тему « Кто самый красивый»

«Формирование у воспитанников и их родителей мотивации в деле сохранения собственного здоровья,навыков здорового образа жизни. Мультипликационная мастерская «Будь здоров малыш» Организованная обр...

Организованная образовательная деятельность с детьми 3 -4 лет на тему «Геометрическое лото».

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и...

Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки»(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)...