Организованная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет на тему "Я поэтом стать хочу"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Материал является хорошим подспорьем в работе по направлению речевого развития дошкольников, например, на тематической неделе "Культура и искусство". Дети получают возможность познакомиться с такими понятиями как "рифма", "сравнение", "метафора", пробуют свои силы в составлении стихотворных текстов по модели лимерика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_limerik.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» города Котовска Тамбовской области.
Конспект
организации образовательной деятельности по направлению
«Речевое развитие» в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Прохорова Н.А.
2020 год
Информационная карта образовательной ситуации | |
Тема недели | «Искусство и культура» |
Название ситуации | Я поэтом стать хочу… |
Место проведения | Групповое помещение. |
Длительность | 25 минут |
Цель | Содействие развитию интереса к художественному слову |
Программные задачи | По развитию культуры личности: - Способствовать формированию любви к родному языку, его точности, меткости, образности По развитию способностей: - содействовать развитию способности чувствовать художественную выразительность слова - побуждать детей к стихотворческой деятельности - поддерживать попытки детей в стихосложении По формированию детского коллектива: - помогать в организации взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками на уровне партнерских взаимоотношений. |
Форма ООД | Подгруппа -8-10 чел. Встреча в литературной гостиной |
Приоритетный вид деятельности | речевая деятельность |
Используемая педагогическая система | |
Подход к ребенку и характер воспитательных воздействий | Демократический, содействие, субъективно-ориентированный |
Направление реализации культурной практики | Реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений. |
Используемые технологии | Диалоговые Информационные Здоровьесберегающими Проблемные |
Методы реализации культурной практики | Повышения познавательной активности: Эмоциональной активности Обучения и развития творчества |
Предшествующая работа | - |
Материалы и оборудование | 1.Для обозначения литературной гостиной: – 2-3 столика, кресла, стулья по количеству участников встречи, - портреты авторов литературных произведений (А.С. Пушкин, С. Есенин, М.Ю. Лермонтов, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, Эдуард Лир и др.) - Книги с произведениями вышеперечисленных авторов. 2.Для детской деятельности: - ноутбук, проектор, экран, видеозапись исполнения ребёнком авторского лимерика - модель построения лимерика |
Сценарий деятельности
Воспитатель:Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Меня зовут Надежда Анатольевна.Я воспитатель из детского сада «Солнышко». У нас в детском саду есть литературный кружок. Его посещают дети, которым интересны слова нашей речи, игры со словом, то, что можно с этим словом сотворить: придумать загадку, составить скороговорку, сочинить рассказ или стихотворение. А вам это интересно?
1в. Да.
Воспитатель:Я очень на это надеялась. И запланировала встречу с вами в литературной гостиной. (Показывает.)Проходите, пожалуйста.
2в.Да.Нет. 3 в. Нет.
Воспитатель: Дети, знаете, часто бывает так, что на первый взгляд, нам что-то кажется совсем не привлекательным (игрушка, книга, фильм, выставка…), а начинаешь действовать с игрушкой, листать книгу, видишь первые экспонаты выставки и появляется интерес, желание что-то узнать, посмотреть, попробовать, продолжить.Замечали?
(выслушивает ответы детей).
Воспитатель:Давайте пройдём в литературную гостиную, начнём нашу встречу, а тогда уже вы решите, интересно вам это или нет. Литературная гостиная – это особая гостиная. Её хозяйкой часто бывает Королева красивой речи. Сегодня это роль буду исполнять я (надевает на голову корону.).
(Воспитатель и дети размещаются в гостиной).
Воспитатель. Дети, обратили внимание? В гостиной много портретов авторов литературных произведений. Большая их часть вам известна. Назовите, тех, кого узнали.
(выслушивает ответы детей).
Воспитатель:Какие произведения этих авторов вам больше всего нравятся?
(выслушивает ответы детей).
Воспитатель:А мне, дети, очень нравятся стихи вот этого поэта и художника(Подходит к его портрету.).Это Эдвард Лир. Его стихи очень необычные, шутливые, смешные, похожи на нелепицы! Хотите послушать? (получив утвердительный ответ, читает)
Дама с берега Волги-реки,
Завязать не сумела шнурки;
Бросив в воду ботинки,
Закупила на рынке
Пять собак, а на ноги – коньки.
(Пер. С. Шоргина)
Или вот ещё:
Был один старичок с бородою
Поражавшей своею длиною.
Журавли и синицы,
Что за чудные птицы,
Свили гнёзда в ней вместе с совою.
Воспитатель: Дети, что вы почувствовали, услышав это стихотворение? …
Удивление? Грусть? Удовольствие? Веселье? Вижу, Катя и Дима улыбаются. Что же вызвало вашу улыбку? Поделитесь с нами (воспитатель и дети обсуждают чувства, возникшие после прочтения стихотворения)
Воспитатель: Такие коротенькие юмористические стихи – небылицы и называются необычно. Лимерики. Потому что придумали такие стихи жители города Лимерек. Лимерики нравятся и взрослым и детям. Некоторые даже пробуют сами их сочинять. Послушайте лимерик, который написала воспитанница нашего детского сада Василиса.
(включает видеозапись исполнения лимерика)
Воспитатель:А вы хотели бы научиться сочинять лимерики?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, как вы считаете, что в стихах самое главное?... Чем стихотворение отличается от рассказа? Правильно, Лена, в стихотворении слова в конце строчек заканчиваются одинаково (по звучанию). Помните, как Цветик Незнайке объяснял? (выдерживает паузу) - Утка-шутка. Коржик-моржик. Без рифмы нет стихотворения. Вы умеете подбирать к словам рифмы?
1в. Да.
Воспитатель: Замечательно. У нас в гостиной есть настольная игра «Складные картинки». Надо найти 2 картинки, слова - названия которых рифмуются, звучат одинаково.
(дети составляют картинки в пары, проверяют созвучие)
2 в. Нет.
Воспитатель: Этому можно научиться. Попробуем? (Ставит на мольберт картинку мак) Какие вспоминаются слова, созвучные слову «мак»? Называйте. Вы много таких слов знаете (в случае, если дети затрудняются, воспитатель называет 1-2 слова: гамак, рыбак + никак, итак, тик-так, натощак, впросак, пиджак, кулак, кавардак, судак, бак, смак, рак, ишак, верстак, зодиак, пятак, вожак, знак, башмак, полумрак, колпак, рюкзак, лак, чудак, казак, чердак, мрак, червяк, толстяк, сорняк, сквозняк, маяк, моряк, особняк). А сейчас игровое упражнение с картинками. Выбираем картинку, подбираем к ней картинку с названием в рифму, размещаем на доске и озвучиваем. Вот как много созвучных слов подобрали. Как считаете, научились мы рифму подбирать? Да, я тоже так думаю.
Воспитатель. Дети, в стихах поэты часто используют сравнения……
Мы умеем это делать? (Если кто-то из детей ответит, что умеет.) Замечательно. Но, как говорится, без хорошей тренировки нет умения и сноровки. Давайте потренируемся. У меня в волшебном мешочке есть предметы. (показывает мешочек с предметами). Каждый из нас достаёт из него какой-либо предмет и сравнивает его с чем-то другим по цвету, по форме, вкусу, действию с помощью слов «как», «словно», «точно». У меня яблоко. «Яблоко круглое как мячик, сладкое словно конфета» (Игра «Подбери сравнения»).
Воспитатель: Дети, мы научились рифмовать слова, подбирать сравнения. Чтобы сочинить лимерек, нам нужно уметь составлять метафоры. Знаете что это такое? Нет? А как можно узнать? (Спросить у кого-то, посмотреть в энциклопедии, словаре или Интернете.)
Воспитатель: Словарь или энциклопедия у нас с вами есть под рукой? (Нет.)
Воспитатель: А у кого спросить можно. Как думаете? (Например, зрителям.) Задайте, пожалуйста. (Помогает кому-то из детей вежливо обратиться к присутствующим взрослым.)
Воспитатель: Взрослые как-то сложно объяснили. Давайте ещё в Интернете посмотрим.
(Воспитатель что-то быстро набирает на планшете и вместе с детьми озвучивает появившийся на экране ответ).
Воспитатель: Давайте попробуем составить метафору.
Вот…? Да, Куст рябины. (открывает изображение на экране) Подбираем к нему сравнение по цвету (обводит картинку-символ в правом нижнем углу – палитра красок)…
Дети называют свои варианты.
Воспитатель: А знаете, как писал о кусте рябины С. Есенин? «В саду горит костёр рябины красной…». С чем поэт сравнивает огненный цвет ягод?
(выслушивает предположения детей)
Воспитатель: Дети, но ведь С. Есенин даже не использует слово «как». Может быть, это и не сравнение вовсе?
(Рассуждения детей).
Воспитатель: Конечно сравнение, только спрятанное, скрытое. Как думаете, оно красивее обычного?
(Дети высказывают свои соображения по этому поводу).
Воспитатель: Мне тоже метафоры нравятся больше. Я часто использую их в своей речи, чтобы она стала ещё ярче, ещё точнее и красивее. (открывает изображение на экране. Предлагает кому-то из детей достать из мешочка картинку. Например, изображение радуги.
Воспитатель: (размещая картинку на мольберте): Какие метафоры можно составить к слову радуга? Она какая? (выслушивает ответы детей)
Воспитатель: Какой объект, предмет. Явление может быть таким же?
Дети подбирают возможные варианты (Платок, акварельные краски, цветочная поляна.)
Если такие картинки есть под рукой, воспитатель использует их, если – нет, зарисовывает ответы детей.
Воспитатель: Где мы можем наблюдать радугу? (На небе.)
Воспитатель: А когда именно? (После дождя.)
Воспитатель соединяет крайние картинки двусторонней стрелкой.
Воспитатель: Значит, небо после дождя – это … (Цветочная поляна.)
Аналогично могут быть составлены следующие метафоры:
Дождь – слёзы туч
Гром и гроза – гнев неба, его летящие вниз копья
Лужи – зеркала матушки Природы
Роса – бриллиантовые бусы леса
Трава – лесной ковёр
Берёзовые ветви – кудри берёзы
Закат – костёр вечернего неба
Воспитатель: Как считаете, достаточно у нас поэтических умений. Можем приступать к сочинению Лимерика. В Этом стихотворении всегда 5 строчек. (выставляет на мольберт модель). В первой строчке называется объект, о котором будет идти речь. Она, как правило, начинается со слов: «Жил да был…». Во второй строчке этот объект описывается, с чем-то или с кем-то сравнивается. Здесь можно использовать фразу:«И был он…». Продолжение нам с вами предстоит придумать. В третьей строке говорится о том, что этот объект умел делать. В четвёртой – что из этого его действия выходит (или с кем ещё и как он общается). А в пятой делается вывод.
Воспитатель: Вот теперь и как построить лимерик знаем. О чём мы скажем в первой строке нашего поэтического произведения? (О каком объекте.) А во второй? (С чем его будем сравнивать?) Правильно. Да ещё и срифмовать эти слова надо. Давайте, чтобы никому не было обидно, выберем пару рифмующихся слов из мешочка. Принимаете такое предложение?
Дети отвечают.
Воспитатель: Тогда выбираем.(Например, олень-тюлень.)
Воспитатель:Давайте попробуем составить первую строчку лимерика.(Всё фиксирует, сразу размещает карточки с изображением оленя и тюленя в конце 1 и 2 строк). ЖБ… олень (картинка). А вот какой он был, мы узнаем, выбрав признак.
Дети вынимают из волшебного мешочка карточку, обозначающую, например, размер.
Воспитатель: Каким мог быть наш олень по размеру? (Маленьким, большим.) Что выберем?(Например, большой.) Как символично обозначим это слово-определение?
Дети озвучивают свои предложения. Воспитатель вместо многоточия быстро рисует выбранный детьми символ. Например, высокий дом.
Воспитатель: Давайте прочтём получившуюся у нас запись.
Все вместе: «Жил да был большой олень».
Воспитатель: Хорошо. Продолжим.Во второй строке мы должны будем оленя сравнить с тюленем. А чем олень может быть похож на тюленя? Какие такие яркие качества есть у тюленя? (Лень.) А олень может быть ленивым, как тюлень? (Да.) «Олень ленивый, как тюлень». Что у нас с вами получилось? (Сравнение.) Попробуем превратить его в скрытое сравнение? В метафору? Олень – тюлень. Но живёт он не в море, а где? (Помните слова из песни: «Вернись … олень…».)(В лесу.) Какая получается фраза? Олень – лесной тюлень. (Фиксирует это всё отдельно от лимерика.)
Воспитатель: Теперь попробуем записать вторую строчку нашего стихотворения и прочитать её вместе с первой: «Жил да был большой олень – лесной тюлень. (Слово «лесной» изображает графически.)А мы можем указать значение признака, по которому мы сравнили оленя с тюленем? Что тогда получится? (Жил да был большой олень. Ленивый лесной тюлень.) А если он был не просто ленивым, а очень ленивым? Как мы его назовём? (Мы говорим: красивый – красивейший, ленивый – …) (Ленивейший.) Как запишем это слово? (Например, нарисуем печку, или даже две, чтобы показать усиление признака.)Попробуем использовать это слово: «Жил да был большой олень – Ленивейший лесной тюлень». Мы молодцы две строчки у нас уже готовы. О чём будем рассказывать в третьей? (Что он делал.)Или не делал. Ведь он же у нас был ленивым. А что обычно олени в лесу делают? (Едят, бегают, спят, гуляют, рыщут.) Что выберем? (Например, не ел.) И сразу подбираем к слову «не ел» рифму. (Худел, сопел, пыхтел, старел.) Какое действие оставим? Что нам больше всего подходит? Сначала он не ел, а потом что из этого выходило… (Например, он худел.)А что он не ел? (Траву, побеги деревьев.) Давайте так и запишем. Траву (рисует её на третьей строчке), побеги деревьев (изображает деревья)… Как обозначим, что он всё это не ел?(Например, в виде перечёркнутой тарелки.) Траву, побеги деревьев не ел. И из-за этого… (Например, сильно худел.) (Слова «и», «из-за» можно оставить в буквенном написании, слова «этого», «сильно», «худел» заменить картинками с изображением указывающего пальца, силача, и худой талии соответственно.) Нам осталось сделать вывод об этом олене.
Дети выдвигают свои предложения.
(Например, вот какой ленивый был лесной олень.)
Воспитатель: Читаем всё стихотворение от начала до конца.
Все вместе: Жил да был большой олень –
Ленивейший лесной тюлень.
Траву, побеги деревьев не ел
И из-за этого сильно худел.
Вот какой ленивый был лесной олень.
Воспитатель: По-моему, замечательно получилось. А вам понравилось наше творчество? Дети, я рада, что наша с вами сегодняшняя встреча состоялась. В память о ней я оставляю вам ваш первый лимерик (отдаёт лист с получившимся стихотворением детям). Надеюсь, что вы сочините ещё много замечательных произведений для себя и для своих друзей и сможете все их записать вот в эти замечательные блокноты. Спасибо вам за работу. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание») Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы по теме: «Подарок для малышей»
ООД в моем занятии направлена на изучение и закрепление малых фольклорных форм....
Организованная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы на тему « Кто самый красивый»
«Формирование у воспитанников и их родителей мотивации в деле сохранения собственного здоровья,навыков здорового образа жизни. Мультипликационная мастерская «Будь здоров малыш» Организованная обр...
Организованная образовательная деятельность с детьми 3 -4 лет на тему «Геометрическое лото».
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и...
Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по робототехнике Тема: «Конструирование собачки»
Конструирование собачки из деталей конструктора HUNA MRT (Kicky Basic)....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки»(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)...