Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
консультация по развитию речи

Нажмутдинова Руфия Фаимовна

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

Мастер-класс

 «Развитие речи дошкольников в

игровой деятельности"

Воспитатель: Нажмутдинова Руфия Фаимовна

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников.

Организационный момент:

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить проблему развития речи у детей и поделиться опытом работы по данному направлению.

В нашем современном мире проблема развития речи детей дошкольного возраста стала очень острой. В век компьютеризации наши дети все чаще проводят время у мониторов компьютеров, телевизоров, что порождает дефицит так называемого «живого» общения. Отсюда и неумение детей строить диалогическую речь, неумение четко отвечать на конкретно поставленный вопрос, также дети затрудняются вести описательный рассказ, рассказ из собственного опыта.

Поэтому на нас с вами, уважаемые коллеги лежит большая ответственность по решению задач развития речи детей дошкольного возраста:

Развитие словаря:

формирование грамматического строя речи;

воспитание звуковой культуры речи;

развитие связной речи;

подготовка детей к обучению грамоте:

развитие речевого дыхания, выразительности.

А для решения этих задач мы используем следующие методы и приемы:

Условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых  обобщающая беседа (в старших группах).

Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).

Практические методы направлены на:

-обучение детей применять полученные знания на практике;

- усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.

В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер, так как ведущим видом деятельности детей дошкольников является игра.

К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений.Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

В своей работе с детьми я часто использую такие практические методы, как словесная игра, игры-драматизаци, игры-инсценировки с использованием различных видов театра.

И сейчас мы переходим к практической части мастер –класса и я предлагаю вам побыть в роли детей. Вам необходимо разделиться на две команды

(Команды садятся за два стола, на которых разноцветные карточки с цифрами)

Итак, уважаемые коллеги, команды определены. Прошу обратить ваше внимание на карточки с цифрами, они не простые, а с заданиями. У меня есть разноцветные лепестки и каждый раз после выполненного задания я буду прикреплять их на фланелеграф,а в конце посмотрим, что получится. Итак, приступаем

№ 1 (красный)

За 1 минуту придумать название команды и девиз

№ 2 (желтый)

Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.

Для первой команды«Теремок»

Для второй команды«Колобок»

№ 3 (синий)

Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

«Рукавичка» от лица рукавички

Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

№ 4 (зеленый)

Скороговорки

Участники должны произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

Для первой команды«Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

№ 5 (оранжевый)

Измени или улучши предмет

№ 6 (фиолетовый)

«Блиц-опрос»

Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной«Мал золотник -да дорог» Большой золотник, Да не нужен»

Для первой команды:

Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)

Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)

У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

Для второй команды:

Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)

Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)

Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

№ 7 (голубой)

Сочини сказку

Уважаемые коллеги, посмотрите на фланелеграф и скажите, какой цветок у нас получился?

- цветик-семицветик.

Да это волшебный цветик-семицветик из сказки В. Катаева. А получился он благодаря нашему с вами старанию. Пусть он выполнит самое заветное желание каждого из вас.

Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь....

Мастер-класс «Совершенствование просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Цель: представление опыта работы по совершенствованию просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи:Обобщение профессиональных знаний, практических умений...

Мастер-класс "Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Цель: способствовать повышению педагогической компетентности воспитателей в рамках темы.Задачи: рассказать воспитателям о способах речевого развития детей при помощи игры с кубиками; показать эффектив...

Мастер - класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельности».

Повышение компетентности педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей....

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности".

Для того, чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка, его нужно научить общаться, слушать не перебивая собеседника, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством песочной терапии»

Известно, что дошкольный возраст является определяющим в формировании фундамента для речевого развития детей. Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми, ...