Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
методическая разработка (средняя группа)

Енжаева Татьяна Васильевна

Цель мастер – класса:  Повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития речи  детей дошкольного возраста.    

Задачи:

1. Познакомить педагогов с игровым пособием «солнышко-речистое», словесными играми и их использование в образовательном процессе ДОУ.

2.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

3.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnyshko_master_klass_razvivayushchie_igry_po_teme.docx49.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №1 «Теремок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Мастер – класс

«Развитие речи дошкольников

в игровой деятельности»

.

Подготовила и провела: 

Воспитатель

 Енжаева Татьяна Васильевна

 

2018 год

Цель мастер – класса:  Повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития речи  детей дошкольного возраста.    

Задачи:

1. Познакомить педагогов с игровым пособием «солнышко-речистое», словесными играми и их использование в образовательном процессе ДОУ.

2.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

3.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь формируется в деятельности. Игра – естественное состояние ребенка!

 В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Не сформированность грамматического строя речи.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Для активизации речевого развития детей я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач.

Сегодня много дидактических игр по развитию лексико-грамматический строй речи. Но каждое из этих пособий направлено на развитие какого-либо одного компонента грамматики.

Представляю Вашему вниманию комплексное игровое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи «Солнышко речистое».

 Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Пособие представляет собой игровое поле голубого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг диаметром 20 см, вокруг  лучи прикрепляются по количеству играющих – «солнышко».

В файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос, на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на предметные картинки наклеена «липучка» (лента – контакт или лента Велкро). За счет этого пособие можно использовать как горизонтально, так и вертикально. Пособие позволяет реализовать разные формы взаимодействия: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, можно использовать на индивидуальных и на подгрупповых занятиях.

Цель данного пособия:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи, которые решаются в ходе данной игры с использованием  данного пособия: 

1. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать ориентировке в пространстве и использованию в речи предлогов «в», «на», «за», «под».

2. Формировать умение составлять сказки на заданную тему, строить рассуждения, умение самостоятельно составлять и анализировать ответы.

3. Формировать умение группировать предметы по названному признаку (овощи со звуком «а», обитатели леса, игрушки со звуком «а» и др.)

4. Активизировать предметную и глагольную лексику. Закреплять навыки чёткой правильной речи.

5. Воспитывать умение действовать сообща: в паре или группе детей. Способствовать дружелюбному отношению друг к другу.
Планируемые результаты:

-возрос интерес детей к НОД;
- повысился уровень практических навыков по словообразованию и словоизменению;
- повысилось умение детей давать полный, развернутый, обоснованный ответ.

Оборудование и материалы: Многофункциональное пособие «солнышко-речистое», поднос, на котором располагаются предметные картинки для игры; картинки: заяц, овощи ( со звуком «А» : репка, картофель, кабачки, капуста, редиска, томат, свёкла, репка, баклажан);  картинки с изображением обитателей леса, картинки игрушек со звуком «А» : (юла, шар, самокат, машина, Мишка, барабан, самолёт, пирамидка, кукла и др.).  

2часть

Дидактическая игра «Сочиняем сказку» (с пособием «Солнышко-Речистое»)  старшая группа.

Воспитатель: «Солнышко – речистое» нам поможет выполнять игровые задания, мы будем с вами играть и речь развивать (малоподвижная игра «Дарит солнышко лучи»).


Это солнца яркий круг,
Но нет лучиков вокруг.
Лучики солнца найти так легко,
Солнышко дарит нам свет и тепло,

По всей комнате пройдите
- Каждый лучик поищите,

И согреться поспеши. 
Будем у солнышка рядом стоять,
Будет оно нас теплом согревать (встать вокруг солнышка и закрепить лучи)
 - Где вы нашли лучики? Где был твой лучик? (в, на, за, под, около).
Воспитатель: Солнце по небу гуляет,
И нас в сказку приглашает.
- Вы любите слушать сказки? Будь ты взрослый или ребенок – у тебя всегда есть любимые сказки и любимые сказочные персонажи. Сегодня я предлагаю вам сочинить сказку.
Посмотрите внимательно на картинки.
 Вам нужно будет их разместить на своих лучиках, начиная от солнечного круга
«На лесной опушке жил-был зверек, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто бы это мог быть? «Комочек пуха, длинное ухо, любит морковку, прыгает ловко (заяц).
- Проговорите так, чтобы был слышен звук «А». ( закрепить на середину солнца картинку зайца)

Воспитатель: У него был огород (выкладывает картинку «огород»), в котором он выращивал овощи, в названии которых есть звук «а».
Как вы думаете, что это за овощи, разместите их на своих лучиках.
- Расскажите, какие овощи вы положили на лучики и почему? Название овощей проговорите так, чтобы был слышен звук «А».  ( У зайца в огороде растёт редиска, со звуком «а». Я положила на лучик баклажан, потому что в слове слышу звук «а»).
Воспитатель:  Осенью заяц собрал урожай, и позвал на обед своих соседей, жителей леса.
- Положите на лучики картинки соседей зайца. Расскажите, кто откликнулся на приглашение зайца (Первой к зайцу в гости прилетела сорока, второй прибежала лиса, пришёл медведь, ёж, кабан, лось и т. д).
- Каждый принес зайцу игрушки для его детей - зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? Положите на лучики. Расскажите, кто и что принёс  зайцу. (Медведь принёс зайчатам машину.) Зайцы были рады гостям и подаркам!

Ярко солнце светит,
В воздухе  тепло,
И, куда не глянешь,
Все кругом светло. (И. Суриков.)
Рефлексия
-
Вам понравилась сказка? С детьми, какого возраста можно провести данную игру? Какие задачи выполнялись в ходе игры?

- Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили.
- Сделайте хлопок те педагоги, которые  наблюдали со вниманием наш мастер-класс.

- Сделайте хлопок те коллеги, которые приняли в нём участие. 
Спасибо за внимание.

В дальнейшем планирую:
разнообразить базу предметных картинок по лексическим темам; по использованию предлогов в речи детей, по правильному использованию родовых окончаний прилагательных.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива, 
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!”.

Дидактические игры
с использованием пособия «СОЛНЫШКО-РЕЧИСТОЕ»

ИГРЫ С ПОСОБИЕМ «СОЛНЫШКО-РЕЧИСТОЕ»

Лексическая тема: солнце
«Подвижная игра «Дарит солнышко лучи» (младший и средний возраст)

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости,

Развивающие игры по теме «Солнышко»

Игра - эксперимент «Солнечный зайчики» (средний и старший возраст)

Цель: учить классифицировать предметы по способности отражать световые лучи, делать умозаключения, закрепление понятия «светоотражающий».

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно – какое солнышко сегодня яркое. Что дарит нам солнце?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А еще оно дарит нам своих маленьких друзей – вот послушайте загадку:
Скачет зайчик по дорожке
Он на стенке, на окошке
Зайчик этот не простой
Он пушистый, золотой
Солнце зайке лучший друг
Погляди скорей вокруг
Что за чудо этот зайка?
Ты попробуй, отгадай-ка.  (С. Александрова)
Дети: Солнечный зайчик
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе много различных предметов.
Подойдите, возьмите их в руки и повернитесь к солнцу. Вы обратили внимание, что не у всех появились солнечные зайчики? Значит, не все предметы отражают солнечный свет. 
Давайте разделим их на две группы. На солнечные лучики, мы положим светоотражающие предметы. Ребята, вам знакомо это слово «светоотражающий»? Это значит, какой? (Тот, который отражает солнечные лучи.)
- Какие предметы мы относим к светоотражающим? (Дети называют предметы)
Воспитатель: А на второй стол, где нарисована тень, положите предметы неотражающие свет. Какие это предметы?
Вот мы и справились с заданием. А теперь можно поиграть с солнечными зайчиками.


Игра-эксперимент «Росток тянется к солнцу»

Цель: развивать наблюдательность, дать представления о жизненной необходимости солнечного света для растений.
Ярко солнце светит,
В воздухе  тепло,
И, куда не глянешь,
Все кругом светло. (И. Суриков).
Воспитатель обращает внимание детей на огород на окне: Ребята, посмотрите, наши росточки уже подросли, окрепли. Обратите внимание, как они растут. ( Наклонились к окну.)
Воспитатель: А почему же они не хотят расти прямо? (Тянутся к солнцу.)
Воспитатель: Вот интересно, что будет, если отвернуть наши ростки от солнца.
Разворачиваем горшок с растениями на 180* и время от времени наблюдаем, как растения разворачиваются к солнцу.
Воспитатель: Мы убедились, что растения тянутся к солнцу. А вы знаете почему? Дело в том, что растения без солнца и воды жить не могут вообще.


Игра с прищепками «Солнышко лучистое» (младший возраст)

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета
Воспитатель: Ребята, скажите, а солнце какое. (Желтое, круглое, теплое.)
Воспитатель: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры ( на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры – квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится. (Желтый круг!)
Воспитатель: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает?! (Лучиков.)
Воспитатель: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые (выбирают только желтые прищепки).

 

Пальчиковая игра «Каждый лучик солнышка»

Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.
Лучики солнце на небо пускает,
Каждого словом приветным встречает: 
Этот лучик – озорной, (Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого)
Этот лучик – золотой.
Этот лучик – добренький.
Этот лучик тоненький.
Этот улыбается -
Мизинцем называется.

Дидактическая игра  «Сочиняем сказку» Всем известно, что дети очень любят слушать сказки. Сказки –  одна из самых замечательных выдумок человека и одно из самых больших украшений нашей жизни. Будь ты взрослый или ребенок – у тебя всегда есть любимые сказки и любимые сказочные персонажи. Сегодня я предлагаю вам сочинить сказку.
«На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто бы это мог быть? «Комочек пуха, длинное ухо, любит морковку, прыгает ловко(заяц). (закрепить на середину солнца картинку зайца)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых есть звук (а).
Как вы думаете, что это за овощи? Разместите их на своих лучиках. (капуста, репка, картофель, томат, баклажан, кабачки).
- Расскажите, какие овощи вы положили на лучики и почему?
Осенью заяц собрал урожай, и позвал на обед своих соседей, диких животных. - Положите на лучики картинки соседей зайца. Каждый принес зайцу игрушки для его детей - зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (машина, кукла, пирамидка, барабан…). Зайчата были рады! Вам понравилась сказка?

Дидактическая игра «Досчитай до трех».

Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Ход игры: В центр выкладывается картинка с точками, обозначающих число 1 (2, 3). Рядом раскладываются картинки с изображением разного количества предметов. Дети подбирают, карточки с таким количеством предметов в зависимости от выбранной цифры (одна пирамидка, один мяч, две матрешки, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

Дидактическая игра «Летит, плывет, едет»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря, закрепление в речи предлогов «В», «По».

Ход игры: В центр солнышка  по очереди вставляются карточки с изображением неба, дороги, воды. Дети выкладывают картинки с изображением нужного вида транспорта, обосновывая принятое решение. (Я выбрал картинку с машиной, потому что она едет по дороге. Я выбрал картинку самолет, потому что он летит в небе и т. д.)
 

Дидактическая игра  «Летит, плывет, ползет»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает),  земли (ползает),  воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)

Дидактическая игра «Он, она, они».

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.


Дидактическая игра «Большой - маленький».

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

Дидактическая игра «Чей хвост?» 

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.

Вариант 1 Ход игры: на солнышко по очереди класть  карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное (хвост лисы – лисий и т. д.).

Вариант 2 «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик и кладёт в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши (ухо, морда). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.). 

Дидактическая игра «Лето – зима», «Весна – осень»

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки -лето, снежинки -зима, подснежника -весна, желтого листочка -осень. Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом). 

 

 Дидактическая игра «Приготовим сок или варенье»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили (На картинке вишня. Сок называется вишневый.)

 

 Дидактическая игра «Что делает?»

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)

 

Дидактическая игра «Сколько?»

Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

Дидактическая игра « Один-много»

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой?». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

Дидактическая игра «Звуки и буквы, слоги и слова»

 Задачи: Закреплять умение производить звуковой анализ слова,         продолжать учить детей самостоятельно образовывать слоги и прочитывать их. Учить придумывать слова с составленным слогом и находить его место «жительства» (в начале, в середине и в конце слова). Доставить детям удовольствие от общения со звуками и буквами, с радостью играть с ними и не бояться ошибиться.

Ласковое солнышко улыбнулось нам,
Ласковое солнышко, ты поможешь нам?
Радостную песенку тянут лучики твои -
Это звуки гласные, знакомы нам они.

Попробуем с ладошками мы их подружить,
Станет интереснее им на свете жить.
Вмиг услышат слоги лучики твои,
И читать научат всех ребят они.

Складываем слоги, учимся читать,
Как же это здорово! Будем все мы знать!
Спасибо тебе, солнышко, скажем от души,
И читать научимся… я  и  малыши!

Звуки и буквы, слоги и слова
С солнышком вместе прочесть смогу я,
Не бойтесь, попробуйте, это не сложно!
Слово любое легко прочесть можно!

Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?»  
Цель: развивать фонематический слух. Учиться соблюдать правила игры.
Оборудование: предметные картинки на определённый звук.

Описание игры: В игре участвуют 2-4 игрока. В центр солнышка выкладываются 4 картинки. Педагог называет любую из картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, чётко произносит его  и забирает картинку. Педагог на место выбывшей картинки кладёт другую и игра продолжается. Обладатель наибольшего количества картинок становится «миллионером» и получает приз.

Дидактическая игра «Урожай»
Цель: закрепить умение классифицировать предметы по темам «Овощи, фрукты, ягоды». Дифференцировать звуки (р)-(л), (рь)-(ль), (р)-(рь), (л)-(ль).

Оборудование: предметные картинки изображением овощей, фруктов, ягод.
Ходигры: 
Дети идут по кругу вокруг стола, на котором размещены картинки с изображением  
овощей, фруктов, ягод, произнося слова:

Во саду ли, в огороде

Собираем урожай.

Стой на месте, скорей садись,

на свой лучик овощи собирай, в названии которых присутствует твёрдые (сонорные ) звуки - (р), (л).

Объясняют свой выбор: я собрал фрукты: грушу, гранат…

Аналогично собирают фрукты-ягоды, в названии которых звуки (л), (рь), (ль).

Дидактическая игра «Вершок-корешок»


Цель: расширение знаний об особенностях различных овощей. Развитие слухового внимания детей. Развитие общей моторики.

До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).


 Ход игры: Детям нужно вставать на носочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.). И приседать, когда воспитатель назовёт «корешки» (картофель, лук, редис, свёкла). Можно просто показывать картинки овощей на солнышке.

Упражнение-игра «Дождь в лесу»  (музыкотерапия)

Цель : релаксация, развитие чувства эмпатии (понимания эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого понимания).

Ход игры: Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (Поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).                                                                                                            - Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (Раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (Участники лёгкими движениями пальцев касаются спины  стоящего впереди).

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее (Усиливаем движение пальцев по спине).

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (Проводим ладонями по спине стоящего впереди).

- Опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Ну а теперь приготовьтесь – начинаю
Вам вопросы задавать.
Если правильно спрошу я,
Вы должны мне отвечать:
«Видели, видели в зоопарке видели!»
За решеткой у ворот
Спит огромный бегемот.
Все: »Видели, видели в зоопарке видели»
-Вот слоненок тихий сон
Охраняет старый слон.
-«Видели , видели в зоопарке видели»
Черноглазая куница замечательная птица
(Ответ не должен прозвучать)
Но если те ,кто ошибается и говорит :»Видели, видели в зоопарке видели»
Кто сказал куница-птица,
Должен лучше подучиться,
Но я время не теряю
Испытанье продолжаю.
Пони-маленькие кони.
До чего забавны пони
«Видели, видели в зоопарке видели»
За полями, за горами,
Ходит курица с рогами.

Дидактическая игра «Эхо» В игре можно стать пожарником, космонавтом, охотником. А можно ли стать эхом? (да). А как? Скажите, как отвечает эхо? Если я спрошу: «Сколько времени сейчас?» что оно мне ответит?» Час, час!» - Правильно. А может ли эхо ответить «Одиннадцать часов пятнадцать минут?» Конечно, нет. Итак, правила игры вам понятны? Начинаем играть.
Собирайся детвора!.. Ра – ра!
Начинается игра! ..... Ра –ра!
Да ладошек не жалей! ..... Лей – лей!
Бей в ладоши веселей! ..... Лей – лей!
Сколько времени сейчас? ..... Час – час!
Сколько будет через час ..... Час – час!
И неправда: будет два! ..... Два – два!
Думай, думай, голова! ..... Ва –ва!
Как поет в селе петух? ..... Ух – ух!
Да не филин, а петух! ..... Ух – ух!
Вы уверены, что так? ..... Так – так!
А на самом деле как? ..... Как –как!
(Если дети закукарекают- штраф)
Сколько будет дважды два? ..... Два –два!
Ходит кругом голова! ..... Ва -ва!
Это ухо или нос? ..... Нос –нос!(держится за ухо)
Или может сена воз? ..... Воз –воз!
Это локоть или глаз? ..... Глаз –глаз!(показывает на локоть)
А вот это что у нас? ..... Нас –нас!(показывает на нос)
Вы хорошие всегда? ..... Да –да!
Или только иногда? ..... Да –да! 
Не устали отвечать? ..... Чать –чать!(при ответе «нет» -штраф)
Разрешаю помолчать.

Дидактическая игра «Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает на одну из букв алфавита (выкладывает букву на середину солнца) назвать как можно больше предметов. Нужно подобрать картинки. Победит тот, кто больше всех назовет слов.

Игра «Придумай рассказ»

Правила: Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук. Например, на звук (П).

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.

Дидактическая игра «Собери солнышко» (средний и старший возраст)

Цель: закрепить обозначения цифр, прямого и обратного счета в пределах 10.
карточки с цифрами 1-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи. Мастер - класс.

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ....

Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».

Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...

Мастер класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь....

Мастер-класс "Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Цель: способствовать повышению педагогической компетентности воспитателей в рамках темы.Задачи: рассказать воспитателям о способах речевого развития детей при помощи игры с кубиками; показать эффектив...

Мастер – класс « Развитие речи дошкольников – с использованием пособий В. В. Воскобовича »

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. В этой связи развитие...

Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....