Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством песочной терапии»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Чудакова Ольга Владимировна

Известно, что дошкольный возраст является определяющим в формировании фундамента для речевого развития детей.

 

Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_movchan.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Развитие речи детей

в игровой деятельности посредством песочной терапии»

Цель: обоснование эффективности использования метода пескотерапии для развития речи детей.

Задачи:

  • Дать определение песочной терапии.
  • Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию.
  • Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материал и оборудование: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, трубочки.

Актуальность

Известно, что дошкольный возраст является определяющим в формировании фундамента для речевого развития детей.

 

Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.

Основные преимущества этого метода:

  • В песочнице создаётся акцент на тактильную чувствительность.
  • Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям.
  • Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки.
  • Следствием решения проблем в социально – эмоциональной сфере является развитие игры с песком.    

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Песочные игры бывают трёх видов:

- Обучающие игры:

*моделирование игр-сказок,

*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

*игры на развитие фонематического слуха.

- Познавательные игры. 

*игры на знакомство с окружающим миром.

*географические игры.

*фантастические игры.

*исторические игры.

- Проективные игры.

Сегодня мы покажем вам, как в игровой деятельности посредством песочной терапии мы развиваем речь детей.  

В своей работе мы обращаемся к обучающим и познавательным играм и приглашаю в помощь детей.

- Добрый день, дети. Давайте встанем в круг, возьмемся за ручки, и поприветствуем друг друга красивой улыбкой. Улыбнитесь, подарите другу радость, чтобы так же радостно и весело прошло наше занятие.

А еще ребята я хочу с вами поделиться своей доброй, я возьму свою доброту в ладошки и поделюсь с Ариной, Арина поделиться с Ромой, Рома поделиться с Ангелиной, а Ангелина поделиться со мной.  

 А занятие наше сегодня будет такое же волшебное и доброе, как и ваши улыбки.

Ой, а кто же это пожаловал к нам в гости?

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно… (Ёжик)

- Дети, посмотрите на нашего гостя, что-то он совсем невеселый. Давайте спросим, что же так расстроило нашего гостя? (Ежик говорит воспитателю на ухо, а воспитатель пересказывает детям).

- Надоело ему самому жить, грустно и одиноко ему в лесу. И пришел к вам с большой просьбой, чтобы вы помогли найти ему друзей. Ну что, поможем?

- Но как же нам это сделать? Ежик сказал мне по секрету, что помочь нам в этом сможет волшебный «песок времени». Он принес его с собой и разложил на столики. С этим волшебным песком мы будем сегодня работать, на нем рисовать, различные задания с ним выполнять и таким образом Ежик найдет себе друзей. А еще он передал мне «волшебную шкатулку» с заданиями. Готовы ли вы к этому? Тогда начнем!

1 задание.  Нужно пройти по дорожке к нашему столу с песком времени и поприветствовать песок.

Воспитатель. Для того, чтобы песочек помог нам найти друзей ежику, с ним необходимо сначала поздороваться. Кто знает, как это можно сделать? (Дети называют свои варианты). Затем на гладкую поверхность приложите ладошку (сначала одну, потом другую). Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, у вас вызывает песок?

Какой песок?    

  • сделать нашему ежику друзей, (из бумаги), и поиграем с ними.

Этот ежик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с ежиком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильнее нажимаем.

- Ну, а сейчас давайте мы с вами сделает дорогу на песке и отправим ежиков за нами

Вот мы и поздоровались с песком времени и зарядили его своей энергией добра. Теперь он точно нам поможет в нашем нелегком деле.

Обращаемся снова к нашей шкатулки, и она нам подскажет следующее задание.

2 задание.  сделай ежика из песка. (с помощью палочек ватных)

- дети подходят к мокрому песку и лепят ежика.  Готовые формы, дети делают с помощью ватных палок иголки ежику.

И вот этому ежику мы поможем пойти друзей.

Воспитатель заглядывает в шкатулку и достает из нее картинку с изображением тучи, из которой идет дождь.

3 задача – дождик и ветер

-Дети, посмотрите на картинку, что это? (Дождь). Давайте мы с вами на нашем песочке отразим дождик. Как нам это сделать? Указательными пальчиками наших рук мы ставим точечки на песке. Таким образом у нас получится дождь.

Вдруг подул сильный ветер (дети берут на своих столах трубочки и дуют вверх, имитируя ветер), разогнал тучи, (дети дуют осторожно на песок), капельки дождя исчезли.

-Ребята посмотрите мы с вами подошли к волшебному лесу. И как вы думаете, что дальше будет?  Мы войдем в лес и там увидим много волшебного песка времени.

Значит скоро мы найдем ежиков, подойти ребята все ко мне и помогите их мне найти.  (Раскапывают ежиков.)

А теперь возьмите этих ежиков в ладошки, какие они, колючие, защищаются.  

Игра «ежик» в стихотворной форме. (тарелочка, салфетки для рук)

Давайте мы расскажет ежику как мы нашли ему друзей. (игра с песком)

Каким было наше первое задание. Здоровались с песком. Нарисует радость, улыбку.  А дальше ежик нам пришлось переждать дождь (рисуем дождь) и прогнать тучку с помощью ветра (рисовать тучку).

Вот так ребята с помощью волшебного песка и волшебного сундучка мы нашли ежику друзей.  

Спасибо большое вам за помощь.

 Рефлексия

Каким было для вас путешествие?

Что больше всего вам понравилось?

Приятно ли вам было помогать ежику?

- Теперь давайте прощаться с удивительным песком: протяните руки над песочницей и сделайте плавные движение, как будто вы «ветерок». Что говорят, когда уходят, но хотят вернуться ещё? Давайте скажем: «До следующей встречи!» (дети выполняют движения и прощаются.)

Еще раз вам спасибо за интересное путешествие, давайте попрощаемся с гостями.

На своем занятии я использовала здоровосберегоющие технологии как,    

1.  Игры с песком (песочная терапия),

Игры с песком, легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, положительно воздействует на эмоциональное состояние ребёнка.

         2. Суджок шарики (суджок терапия)

  Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

При использовании упражнений с суджок шариками развивается правильное произношение звуков, память, внимание, речь.

3. Дыхательная гимнастика,

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса

4. Хождение по массажным коврикам. оказывает наибольший терапевтический эффект и еще активней стимулирует речевые области коры головного мозга. Влияет на развитие меж полушарного взаимодействия, автоматизацию звуков в словах, слогах и т.д., тактильных ощущений. которые хорошо помогают развивать речь, память, внимание.

- Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие речи детей. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

Отдельно хочу отметить, что для взрослого подобная форма работы даже более эффективна, чем для детей. Игра с песком формирует у взрослого человека особое мироощущение, освобождает от обыденности, стереотипов, ощущение нереализованности.

Сейчас я приглашаю два человека к нашей песочнице.

 Ну а теперь пусть каждый из вас при помощи песка материализует свою мечту. Но прежде чем это сделать мы с вами подготовимся.

 Закройте глаза, расслабитесь. Попробуйте представить свою мечту в виде образа. У кого-то может быть семейное счастье, встреча друга, путешествие, карьерный рост или просто отдых у костра. Откройте глаза и пусть каждый из вас, при помощи песка на стекле, материализует свою мечту.

 

Участники изображаю на столе.

Вы нарисовали свою мечту на стекле, посмотрите на её внимательно, зафиксируйте этот образ в памяти. Теперь каждый раз, когда вы будите думать о своей мечте, вы будите представлять её в виде этого образа. И она обязательно исполнится.

Наш мастер – класс подошёл к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезной для вашей работы? Что показалось трудным?  

Желаю вам использовать песочную терапия в играх с детьми.

Проект мастер класса.

«Развитие речи детей

в игровой деятельности посредством песочной терапии»

Цель: обоснование эффективности использования метода пескотерапии для развития речи детей.

Задачи:

  • Дать определение песочной терапии.
  • Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию.
  • Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материал и оборудование: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, трубочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».

Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...

«Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» (выступление на педсовете)

laquo;Развитие речи детейв игровой деятельностипосредством развитиямелкой моторики рук»                              ...

Мастер класс "Речевое развитие детей в игровой деятельности посредством песочной терапии"

Цель: обоснование эффективности использования метода пескотерапии для развития речи детей.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях ...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....