Мастер класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
материал на тему
Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 27.74 КБ |
prezentatsiya_k_master_klassu.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 «ИВУШКА» С.ЛИПОВКА БАЗАРНО – КАРАБУЛАКСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» |
Мастер –класс на тему: |
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» |
Воспитатель Деманова Галина Владимировна |
01.04.2018 |
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но мы видим, что с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, все возрастает. В основу нашей работы положена игра. Для ребенка игра – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам, процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! (и как следствие появились недостатки в развитии речи)
Для активизации речевого развития детей мы в ООД и в повседневной используем упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач.
Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе.
Для эффективной работы с детьми в нашем детском саду было создано дидактическое панно «Теремок». Оно многофункциональное, легкое в использовании.
Панно имеет тканевую основу домика-теремка с нашитыми на него элементами: окошками всех цветов радуги, которые зафиксированы различными застежками (липучка, шнуровка, кнопки, пуговицы, молнии и т.д.) Это позволяет в игре развивать у детей мелкую моторику рук (завязывание и развязывание шнурков, ленточек, застегивании молнии, кнопок, пуговиц, липучек, замочков), а также тактильные ощущения, логическое мышление, память, внимание, речь. Дидактическое панно можно расположить на столе, полу и другом удобном месте.
Дополнительно к пособию изготовлены атрибуты: изображения сказочных персонажей.
Варианты работы разнообразны: например, можно предложить детям сочинить и рассказать сказку, обыграть различные сюжеты. Дети самостоятельно выбирают необходимые атрибуты, располагают их на панно и рассказывают свою сказку или могут продолжить сказку по заданному началу.
При составлении сюжета ребенку многократно приходится прикреплять и снимать атрибуты, что развивает сенсорные ощущения, мелкую моторику, стимулирует развитие речи и творческие способности; приводит к положительным результатам в работе.
В образовательной области «Речевое развитие» с помощью этого панно можно придумать и рассказать сказку «Теремок». В образовательной области «Познавательное развитие» панно применяется для формирования первичных представлений и отношений объектов окружающего мира для повторения цвета, формы, величины, размера, пространства, а также для формирования умения узнавать на панно диких животных и называть их и.т.д.
Сюжет каждый раз может меняться в зависимости от настроения, времени года, явлений природы, а также от развивающих, обучающих и воспитательных задач, которые ставит педагог в совместной деятельности с детьми. Материал для сюжета может меняться и пополняться.
Вот вариант игры с панно «Теремок».
Сказка «Теремок»
Цель: всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о русских народных сказках;
- закреплять звуки и формировать умение звукоподражанию;
- формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них;
- развить восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Воспитательные:
-воспитание любви к природе, животным, гуманности, скромности, доброты, ответственности.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
- развивать умение обыгрывать различных сказочных сюжетов;
- развитие внимания, воображения;
- развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.
Рассказчик
Кар – кар – кар, сюда – сюда,
На поляне чудеса.
Дом стоит многоэтажный.
И никто в нем не живет!
Услыхали звери карканье вороны
И по лесу новость разнеслась вмиг.
Все хотят увидеть чудеса лесные,
Все хотят в чудо – домики жить.
Вот летит комар – пискун.
Комар
С-С-С-С-С
Пустите меня в теремок.
Рассказчик
Назови зверей со звуком С
Комар
Слон, суслик, носорог, лось, лиса, песец, соболь, косуля
Рассказчик
Заходи, будем жить мы счастливо
Летит муха - зузуха.
Муха
З-З-З-З-З
Пустите меня в теремок.
Рассказчик
Скажи быстро скороговорку.
Муха
Зоя зайкина хозяйка – спит в тазу у Зои зайка.
Рассказчик
Заходи, будем жить вдвоем
Скачет по полю лягушка-квакушка.
Лягушка
Ква- Ква- Ква
Пустите меня к себе жить.
Рассказчик
Давай попробуем назвать противоположности (антонимы)
Лягушка
Нам с тобой пришёл черёд,
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).
Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).
Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).
Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец)
Рассказчик
Заходи, будем жить мы весело втроем
Скачет зайка – побегайка
Заяц
Цок-Цок-Цок
Пустите меня к себе.
Рассказчик
Выполни задание - Доскажи словечко.
Заяц
Рос на грядке …(огурец)
Жил на дереве … (скворец)
Тот скворец большой…(мудрец)
Захотел съесть …(огурец)
Прилетела в гости …(птица)
- Мне нельзя тут … (поживиться)?
Склевали вместе …(огурец)
И стихам нашим …(конец)
Рассказчик
Заходи, будем жить мы вчетвером
Бежит мимо лиса
Лиса
Пустите меня в теремок.
Рассказчик
А назови –ка, нам правильно соки из овощей и фруктов?
Лиса
Сок из винограда – виноградный сок
Сок из сливы – … ;
Сок из клюквы – …;
Сок из брусники – … ;
Сок из моркови - … ;
Сок из свёклы – … ;
Сок из лимона – … ;
Сок из граната - … ;
Сок из апельсина - … .
Рассказчик
Заходи, будем жить мы впятером
Идет Волчок - рычащий бочок.
Волк
Р-Р-Р-Р-Р
Пустите меня к вам во двор.
Рассказчик
Назови профессии на звук Р
Волк
Рабочий, радист, разведчик, рубщик, ревизор, регулировщик, редактор, режиссер, репетитор, рестовратор, рикша, риэлтор, рыбак, руководитель и др.
Рассказчик
Заходи, будет нас шестеро
Мишка – косолапый по лесу идет.
Медведь
Пустите меня в теремок.
Рассказчик
А назови-ка всех зверей, которые живут в теремке ласково, и про себя не забудь.
Медведь.
Комарик, мушка, лягушечка, зайчишка, лисонька, волчишка, медведюшка
Рассказчик
Заходи, будем жить мы дружно и всех нас семеро
Стали вместе они жить,
Вместе жить и не тужить.
Каждая игра должна быть полезна для развития детей и обязательно в игре должно быть наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: “О, как же ты красива!”
Задачи : развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Цель: всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Задачи: Образовательные: закреплять знания о русских народных сказках; формировать умение звукоподражанию; - формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них; - развить восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Воспитательные: -воспитание любви к природе, животным, доброты, ответственности. Развивающие: - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста; - развивать словарный запас; - развитие внимания, воображения; - развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.
1 Назови животных со звуком С
2 Скажи скороговорку: «Зоя зайкина хозяйка – спит в тазу у Зои зайка»
3 Нам с тобой пришёл черёд, Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово Высоко, А ты ответишь: Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: … Скажу я слово Потолок, А ты ответишь: … Скажу я слово Потерял. И скажешь ты: … Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: … Теперь Начало Я скажу, - Ну, отвечай: …
4 Рос на грядке … Жил на дереве … Тот скворец большой… Захотел съесть … Прилетела в гости … - Мне нельзя тут … Склевали вместе … И стихам нашим … «Доскажи словечко»
5 «Назови правильно соки из овощей и фруктов» Сок из винограда – виноградный сок Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – …; Сок из брусники – … ; Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – … ; Сок из граната - … ; Сок из апельсина - … .
6 Назови профессии на звук Р
7 Назови зверей теремка ласково
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».
Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...
Мастер-класс "Активизация речи дошкольников посредством игровой деятельности"
Цель: способствовать повышению педагогической компетентности воспитателей в рамках темы.Задачи: рассказать воспитателям о способах речевого развития детей при помощи игры с кубиками; показать эффектив...
Мастер класс "Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования".
В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено, узнаем на на...
Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...
Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....
Мастер-класс "Развитие речи с использованием игровых технологий"
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагог...
Мастер-класс: «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности».
Повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста....