Методическая разработка "Непрерывная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с элементами театрализованных игр в старшей группе компенсирующей направленности"
методическая разработка по развитию речи
Данное занятие приурочено к 140-летию со дня рождения К.И. Чуковского и расчитано на старший возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_skazkam_k.i._chukovskogo.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с элементами театрализованных игр в старшей группе компенсирующей направленности
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Технологии: игровые технологии, здоровьесбережение, триз, синквейн
Воспитатель: Суздалева Н.А.
Санкт-Петербург
2022г.
Цель: Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К.И. Чуковского
Задачи:
Обучающие:
- Формирование грамматического строя речи;
- Обогащение и активизация словаря;
- Работа над смысловой стороной слова;
- Формирование связной речи.
Развивающие:
- Развивать культуру речевого общения;
- Развивать познавательную сферу;
- Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку;
- Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
- Показать мудрость и красоту сказок.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам.
- Воспитывать умение работать коллективно.
Предварительная работа:
- Чтение сказок К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей».
- Рассматривание иллюстраций, выставка книг и рисунков, театрализованные игры по сказкам Чуковского К.И.
Материалы: Портрет К.И.Чуковского; его книги, странички с дырками, волшебный сундучок, ключи, воробей, конверты, цветочки со съемными лепестками, разрезные картинки, видеоряд с героями сказок.
Ход занятия:
I Вводная часть
Дети заходят и встают в круг.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу. И скажем «Доброе утро» нашим гостям и подарим всем хорошее настроение.
- Давайте проверим, какое у вас теперь настроение.
Парам-парей (хей!)
Парам-парей (хей!)
Парам-парей (Хей! Хей! Хей!)
Настроение каково? (Во! Показывают вверх большие пальцы)
Кто такого мнения? (Я!)
Все без исключения? (Да!)
- Отлично! Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую страну сказок и фантазий! А что нам в этом поможет вы узнаете, отгадав загадку:
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это… (Книжки)
Книжная полка.
- Конечно книжки! Посмотрите на нашу книжную полку, ребята, тут для вас как раз что-то есть. (на полке книги Чуковского).
- Узнали сказки? Давайте их назовем. (дети называют: «Путаница», «Федорино горе», «Айболит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Мойдодыр» и др.
- Правильно, а кто написал эти замечательные сказки? (детский писатель К.И. Чуковский).
- В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения этого великого и доброго сказочника! Он был большой выдумщик. Он даже имя себе придумал, ведь настоящее его имя Николай Васильевич КорнейчукОв. Кто помнит, как он стал сказочником? (ответы детей: Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так появилась на свет первая детская сказка «Крокодил».)
II Основная часть
У телевизора
Вдруг раздается стук (из видеоряда мойдодыр).
- Ой, ребята, кто это постучался к нам и откуда этот звук? (внимание на экран, Выходит МОЙДОДЫР)
-Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я отправляюсь в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского и приглашаю вас. Хотите? Я оставил у вас свой сундук, хочу сделать вам подарок. Подарок мой лежит на дне, в моем волшебном сундуке, закрытом на замок. Кто сказки дедушки Корнея знает, тот ключики от замкА получает!
-Кто же это был? (МОЙДОДЫР).
На шкафу.
- Смотрите, ребята и вправду стоит сундук. А на нем замок. Хотите получить подарок, который приготовил для нас Мойдодыр? Тогда надо показать, что мы очень хорошо знаем сказки дедушки Корнея.
- Что же произошло в сказке «Мойдодыр», кто помнит? (ответы детей: У мальчика убежала вся одежда, потому что он не умывался и был грязнулей).
А мы-грязнули? Давайте покажем, как мы умеем умываться.
Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько!
Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся!
Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
- Ну а вы, знаете, как надо следить за своими вещами? (ответы детей: за своими вещами нужно следить, аккуратно обращаться, стирать их, гладить, аккуратно вешать, не пачкать, не рвать, быть опрятным).
- Правильно. Смотрите, рядом с сундуком лежат какие-то книжки и странички с дырками, наверно они из этих книжек. Присаживайтесь и давайте посмотрим.
Сидя перед тв
- Но как узнать из какой книги страничка, ведь на них нет картинок? (дети высказывают предположения)
- Правильно, давайте прочитаем, что на них написано, вставляя нужные слова вместо дырок и тогда узнаем сказку.
1 ЛИСТ
Но жуки-червяки Испугалися,
По углам, по щелям Разбежалися:
Тараканы под ……(диваны),
А козявочки под……..(лавочки),
А букашки под ……….(кровать) –
Не желают воевать!
И никто даже с места не сдвинется:
Пропадай-погибай, Именинница!
- Назовите сказку. («Муха-Цокотуха»)
- Как назвать одним словом жуков, тараканов, букашечек? (насекомые)
- А как назвать одним словом диваны, лавочки, кровать? (мебель)
- Молодцы! Давайте вложим страничку в книгу.
2 ЛИСТ
«Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и ……..(пропал).
Плачет серый воробей:
Выйди солнышко …..(скорей)!
Нам без солнышка обидно –
В поле зёрнышка ……..(не видно)!»
- Как называется сказка? (Краденое солнце)
- Почему краденое?
- Как думаете, смогли бы мы с вами жить без солнышка? (нет)
- Почему? (дети высказывают предположения)
- Молодцы! Давайте вложим и эту страничку.
3 ЛИСТ
А лисички взяли…. (спички)
К морю синему пошли
Море синее….(зажгли).
Море пламенем горит,
Выбежал из моря …. (кит).
- Из какой же сказки эта страничка? (путаница)
- Почуму же автор назвал эту сказку «Путаница»?
4 ЛИСТ
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут ……..(покрякивают),
Через лужи, через лужи …….(перескакивают).
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — …..(разбиваются).
- Назовите сказку («Федорино горе»).
- Как назвать одним словом чайник, кофейник, стаканы? (посуда)
- Скажите пожалуйста, почему же сказка называется «Федорино Горе»? (от хозяйки убежала вся посуда, она не мыла ее, не берегла, била ее, обижала).
У тв
Вдруг раздается стук (из видеоряда Федорино горе).
-Деточки, все мои тарелки разбились, помогите мне их собрать, а я уж вас отблагодарю!
- Давайте поможем Федоре Егоровне!
У зоны конструирования
Подходите к столам. Посмотрите в конверты. Надо собрать из осколков Федорины тарелочки. (дети собирают разрезные картинки)
- Молодцы, ребята, выручили Федору! А теперь пора немножко размяться.
Игровая зона (выходим к кроватям)
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
Будем прыгать и шагать,
Будем силы набирать.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Дружно к бедненьким зверятам
По траве пройдут ребята.
Вдруг раздается стук (из видеоряда).
- Ну что, вы пришли на полянку, а цветы то на ней не простые.. ха-ха.. сказочные. На каждом лепестке загадка из сказок Чуковского. Я-то все отгадки знаю, а вы-то не отгадаете! Ха-ха-ха…
- Кто это такой вредный, ребята? (таракан из сказки «Тараканище»). И вправду, у нас под ногами цветочки, давайте их соберем. (Дети собирают цветочки и отдают мне). Смотрите на первом не простые загадки, а загадки эмоции! Надо без слов, выражением лица показать то, что я прочитаю. Давайте все выполним и проучим таракана! По очереди тяните лепесток.
1 цветок
- У бегемотика сильно болит живот
- Крокодил вместо солнца съел кислый лимон
- Звери увидели страшного усатого таракана
- Мойдодыр сердится на грязнулю
- Айболит вылечил тебя вкусной конфетой
- Федора расстроилась, что вся посуда убежала
У фланелеграфа
2 и 3 цветок А на этих цветках задание посложнее. На каждом лепестке нарисован предмет. Вам надо сказать, что этим предметом делают и из какой он сказки. Например: «Это фонарик. Фонариком освещают путь в темноте. Он из сказки «Муха-Цокотуха». И повесить лепесток у подходящей картинки.
Мыло, полотенце, зубная щетка, мочалка, утюг, ложка, метла, топор, кастрюля, градусник, шприц, лекарство.
- Какие мы молодцы! Проучили таракана! Ребята, скажите. А в сказке «Тараканище» звери напрасно боялись таракана? (да)
- Почему? (ведь он совершенно маленький и беззащитный).
- Чем же закончилась сказка? (Воробей проглотил таракана.)
- Правильно, воробей оказался каким? (самым смелым среди всех зверей).
- Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими).
- Давайте в честь смелого воробья придумаем синквейн!
Магнитная доска.
Картинка воробья висит.
- Кто помнит, что такое синквейн? (это стих без рифмы, в котором 5 строк). Давайте вспомним как он сочиняется. (на магнитной доске схема синквейна).
- Первое слово в синквейне – это то, о чем сочиняем: предмет или герой. Вторая строка – это слова-признаки, какой герой. Третья строка – это слова-действия, что делает герой. Четвертая строка – это предложение про героя. Пятая строка –обобщающее слово или ассоциация.
Сочиняем с детьми синквейн, я записываю его на магнитной доске.
Воробей.
Смелый, ловкий.
Летает, прыгает, сражается.
Он победил страшного таракана.
Герой. / Победитель
III Заключительная часть
- Молодцы, ребята! Смотрите, воробей, за такой замечательный синквейн дарит нам ключи от замкА. Пойдемте открывать наш сундук!
У раздаточного стола.
Открываем сундук, а там записка от Мойдодыра.
«Дорогие ребята, вы большие молодцы! Вам понравилось путешествие по сказкам К.И. Чуковского? (да)
Чему вас научили эти сказки?
(быть добрыми, смелыми, опрятными, ухаживать за своими вещами…)
- А как называются сказки и рассказы, которые чему-то учат? (поучительные)
Спасибо большое вам за интересное путешествие. Как я и обещал на дне сундука вас ждет подарок! До свидания, друзья, до встречи на страницах книги!»
- Смотрите Мойдодыр подарил нам прекрасный театр по сказкам Чуковского!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).
Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие с использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...
Конспект Совместной образовательной деятельности с детьми Математическая викторина «Как Незнайка и Почемучка подружились» старшая группа компенсирующей направленности для детей с Т
КонспектСовместная образовательная деятельность с детьмиМатематическая викторина «Как Незнайка и Почемучка подружились»старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилаг...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме «Сокровища царицы Математики» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Ход НОД:Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:...
Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)
Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...
Методическая разработка ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (4-5лет) на тему: "Путешествие в снежное Королевство
Дети отправляются в Царство Снежной Королевы выполнять ее задания, чтобы растопить ледяное сердце и снять ее волшебство. Если ребята выполнят все задания, то сердце оттает и на смену зиме прид...