Презентация "Игры с предлогами для детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Презентация из личного опыта работы  старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.  В данном материале представлены игры и игровые упражнения используемые в работе для облегчённого запоминания и  употребления предлогов в речи детьми, а также использование условных заместителй - предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andryushina_l.m.pptx2.06 МБ
Файл konspekt_k_prezentatsii_igry_s_predlogami.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению детей» Презентация на тему: «Игры с предлогами» Для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Андрюшина Л. М . Г. Шарыпово, 2022 г.

Слайд 2

Цель: ознакомление педагогов по теме: «Игры с предлогами " из личного опыта работы

Слайд 3

У большинства речевых детей нарушено понимание предлогов. Нарушена ориентировка в пространстве. В ызывает трудности правильное употребление самих предлогов - «маленьких волшебных слов» в речи. В данной презентации представлю способы обучения понимания и употребления простых предлогов в речи детьми дошкольного возраста с помощью схем – символов, дидактических игр и игровых упражнений.

Слайд 4

ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении. Ознакомление с понятием «предлог» в на за под к от над

Слайд 5

Алгоритм изучения предлогов детьми старшего дошкольного возраста. 1. Обучение до 5 лет проводится в пространстве, с 5 лет - на плоскости с использованием схем. 2 .Тренировочные упражнения с предметами в пространстве. 3. Тренировочные упражнения по составлению предложений с предлогами с опорой на сюжетную картинку. 4 . Научить понимать карточки - схемы: ( на , в, под , над, по и др.) 5 .Закрепление. Использование наглядности, игр – путаниц, игр в стихах, интерактивных игр.

Слайд 6

Предлоги : * простые : НА, ПОД, В, К, ЗА, ОТ, ПЕРЕД ; * сложные: ИЗ-ЗА, ИЗ - ПОД, * Сначала изучаются простые предлоги: НА, ПОД, В, а потом : К, ЗА. ОТ, ПЕРЕД….

Слайд 7

И гры с предлогами . От простых игр к сложным от игры с игрушками и предметами к рассматриванию картинок Составление предложений с предлогами по картинке Замещение предлогов схемами к решению задач без наглядной опоры

Слайд 8

Игры с предметами . Цель: И зучение предлогов в пространстве, р азвитие внимания, грамматического строя речи.

Слайд 9

Игра «Прятки» Цель: Обучение детей ориентировке в пространстве

Слайд 10

Беседа по иллюстрациям . Цель : Развитие диалогической речи у детей, обогащение словарного запаса знаний и правильного употребления предлогов в речи.

Слайд 11

Раскраски Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, внимания, правильного употребления предлогов в речи и согласования их с существительными и прилагательными

Слайд 12

Изучение карточек - схем Цель: обучение детей быстрому запоминанию предлогов и правильному употреблению их в речи.

Слайд 13

Изучение предлогов с помощью символов . Сначала с ребенком рассматриваются и объясняются все символы. Затем даются любые картинки, по которым задаются вопросы о нахождении предмета или животного. Ребенок сначала отвечает словами. Затем ему даются плоскостные геометрические фигуры: квадрат и круг, с помощью которых ребенок выкладывает схему. Например : Перед ребенком лежит картинка: иллюстрация к книге, которую читают, фотография, цветная картинка или раскраска, которую ребенок может в процессе раскрасить. Взрослый задает вопрос по картинке. Ребенок отвечает полным предложением. Затем взрослый просит ребенка выложить с помощью квадрата и кружка правильную схему «волшебного слова», которое прозвучало в предложении. Или взрослый сам озвучивает нахождение предмета (животного), а ребенок только выкладывает схему.

Слайд 14

Игры: «Предлоги», «Непоседливые котята» Цель: Знакомство детей с изображением предлогов на схеме и правильного употребления их в речи.

Слайд 15

«Подбери картинки к схеме» Цель: Формирование умений у детей соотносить схему с картинкой.

Слайд 16

«Составь предложение» Цель: Формирование умений у детей составлять предложения по схеме с опорой на наглядность и без наглядности.

Слайд 17

«Живое предложение» Цель: Формирование умений у детей понимания значимости предлогов в предложении.

Слайд 18

«Найди нужный предлог» . Цель: Закрепление умений у детей правильному употреблению предлогов в речи и замещение их схемами.

Слайд 19

«Короткие слова» Цель: формирование умений у детей дифференцировать предлоги правильно употреблять их в речи, составлять простые предложения и выкладывать схему предлогов используя геометрические фигуры.

Слайд 20

Игра «Выложи следы животного» ЦЕЛЬ : Развитие умений у детей слышать предлоги и обозначать их при помощи схем . Взрослый читает стихотворение или просто говорит предложения, а ребенок в соответствии с текстом выкладывает либо зарисовывает последовательно схемы. Как вариант двигательной активности - ребенок выполняет определенные движения в соответствии с текстом. Скачет зайка по опушке, Прыгают Греет лапки, греет ушки. Гладят руки, показывают На пеньке он побывал, Присели За пеньком он поскакал, Прыгают Под осинкой пробежал. Бегут На сугробе он петлял, Змейкой идут Шмыг п од ель и убежал. Приседают

Слайд 21

Д/ игры: «Забавный фетр», «Резинка – паутинка» Цель: Закрепление знаний у детей о предлогах и умений выполнять поставленную педагогом задачу.

Слайд 22

Игры – путаницы с предлогами Цель: Развитие связной речи у детей и умений употреблять предлоги в речи.

Слайд 23

Стихотворение к игре - путанице: «Пирог»

Слайд 24

Игры в кругу: Цель: Отработка правильного употребления падежных форм в речи у дошкольников. «Что с чем» (с чем пьют чай? С чем конфета, пирог..) «Куда спрятался» (цыплёнок , волк, лиса, ребёнок…) «С кем играешь» ( С Дашей, с Сашей…) «Кто где» ( Белка в дупле, Мальчик в школе», Рыба в воде….) «Укрась комнату » (Цветы на стол, шторы на окно, картину на стену… «На чем едешь?» ( на автобусе, на самокате….) «Куда идёшь»? ( в садик, в парк….)

Слайд 25

Важно знать : Работу над пониманием и употреблением предложных конструкций проводить в соответствии с учётом возрастных особенностей у детей. Большое внимание уделять подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями. Главное место в работе отводить игре. Нельзя изучать несколько предлогов сразу.

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Воспитатель: Андрюшина Л.М.        

 (из личного опыта работы) «Игры с предлогами». «Игры с предлогами»

Для детей старшего дошкольного возраста

СЛАЙД № 2 Цель: Ознакомление педагогов по теме: «Игры с предлогами" из личного  опыта работы

        СЛАЙД № 3

У большинства речевых детей нарушено понимание предлогов. Нарушена ориентировка в пространстве. Вызывают трудности правильное употребление  самих предлогов  - «маленьких волшебных слов» в речи.

        В данной презентации представлю способы обучения понимания и употребления простых предлогов в речи детьми старшего дошкольного возраста с помощью схем – символов, дидактических игр и игровых упражнений.

СЛАЙД № 4 ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.

Предлоги, как известно, помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова.

Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

СЛАЙД № 5

Алгоритм изучения предлогов детьми старшего дошкольного возраста

Необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия.

Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.

До 5 лет изучаются предлоги в пространстве, а с 5 лет на плоскостном изображении. Проводятся тренировочные упражнения с предметами в пространстве. Упражняются дети в составлении предложений по схеме с опорой на сюжетную картинку, в дальнейшем составляют предложения без опоры на наглядность. Учатся воспитанники понимать карточки – схемы предлогов ( для лучшего запоминания зарисовывают их, лепят из пластилина, выкладывают из геометрических фигур). Закрепление проводится с различными словесными и наглядными играми.

СЛАЙД № 6

Предлоги делятся на группы:

  • Простые: в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за (со значением местоположения) и т. д.
  • Сложные: из-за, из-под, предлоги из списка простых в других значениях.
  • Сначала рекомендуется отрабатывать предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

 СЛАЙД № 7         Игры с предлогами Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

Вся работа с детьми по усвоению предлогов проводится в тесном контакте с воспитателями.

         

Сейчас я представлю игры из моего личного опыта работы.

СЛАЙД № 8 Игры с предметами. (воспитанники по указанию воспитателя размещают  предметы   в пространстве и проговаривают, куда поставили свой предмет, или дети друг другу дают задания)

СЛАЙД № 9 Игра «Прятки», любимая детская игра, в этой игре задание даёт воспитатель или воспитанник и спрятавшийся ребёнок проговаривает куда он спрятался.
Цель: Обучение детей ориентировке в пространстве и изучение предлогов. Развитие внимания, грамматического строя речи.

СЛАЙД № 10 Беседы по картинкам провожу с целью развития диалогической речи у детей, для обогащения словарного запаса знаний и правильного употребления предлогов в речи. Учу составлять предложения с опорой на картинку. (Какой вопрос вы зададите ребёнку, такой получите ответ: Где сидит белка? Белка сидит на ветке. Какая белка сидит на ветке? Рыжая, белка сидит на ветке. Где белка? Белка на ветке.)

СЛАЙД № 11  Раскраски использую для развития связной речи, мелкой моторики, внимания, для  правильного употребления предлогов в речи и  согласования их с существительными и прилагательными. (воспитатель даёт  задание раскрасить лисицу перед деревом в оранжевый цвет. Ребёнок отвечает полным ответом: Я раскрасил лисицу перед деревом в оранжевый цвет.)

СЛАЙД № 12 После того как поупражнялись в изучении предлогов в пространстве и  в составлении предложений по схеме, переходим к изучению карточек – схем для  быстрого запоминания предлогов и правильного употребления их в речи.

СЛАЙД № 13 Сначала с ребенком рассматриваются и разъясняются  все символы.

  • Затем даются любые картинки, по которым задаются вопросы о нахождении предмета. Ребенок сначала отвечает словами.
  •         Затем ему даются плоскостные геометрические фигуры: квадрат и круг, с помощью которых ребенок выкладывает схему.
  • Например:
  • Перед ребенком лежит картинка:
  •  Взрослый задает вопрос по картинке.
  • Ребенок отвечает полным предложением.
  • Затем взрослый просит ребенка выложить с помощью квадрата и кружка правильную схему «волшебного слова», которое прозвучало в предложении.
  • Или взрослый сам озвучивает нахождение предмета (животного), а ребенок только выкладывает схему.

СЛАЙД № 14  Тренировочные упражнения для запоминания предлогов и их обозначений Начинаю  со следующих  игр:   «Предлоги» и «Непоседливые котята», т.к. в данных играх  (наглядно показано) схема в соответствии с картинкой.

СЛАЙД № 15 «Подбери схему к  картинке» Цель: Формирование  умений у детей соотносить картинку со схемой. (ребёнку даётся готовая схема или ребёнок выкладывает её сам из геометрических фигур, или зарисовывает рядом с нужной картинкой)

 

СЛАЙД № 16 «Составь предложение по схеме» Цель: Формирование умений у детей составлять предложения по схеме с опорой на сюжетную картинку и без опоры.

 

СЛАЙД № 17 «Живое предложение»
Цель: Формирование умений у детей понимания значимости предлогов в предложении.

СЛАЙД № 18 Игра «Найди нужный предлог» Цель: Закрепление умений у детей правильному употреблению предлогов в речи и замещение их схемами.

СЛАЙД № 19 «Короткие слова»
Цель: формирование умений у детей дифференцировать предлоги правильно употреблять их  в речи, составлять простые предложения и выкладывать схему предлогов используя геометрические фигуры.

СЛАЙД № 20 «Выложи следы животного».  ЦЕЛЬ: Развитие умений у детей  слышать предлоги и обозначать их при помощи схем.

Взрослый читает стихотворение или просто говорит предложения, а ребенок в соответствии с текстом выкладывает последовательно схемы.

  • Как вариант двигательной активности - ребенок выполняет определенные движения в соответствии с текстом (можно предлоги показывать с помощью ладони и кулака, или с геометрическими фигурами)
  • Скачет зайка по опушке,                    Прыгают
  • Греет лапки, греет ушки.                    Гладят руки, показывают «заячьи ушки»
  • На пеньке он побывал,                       Приседают
  • За пеньком он поскакал,                    Прыгают
  • Под осинкой пробежал.                      Бегут
  • На сугробе он петлял,                  Змейкой петляют
  • За сугробом проскакал,                      Прыгают
  • Шмыг под ель и убежал.                     Приседают
  • СЛАЙД № 21   Д/игры «Забавный фетр» и «Резинка – паутинка» направлены на закрепление знаний детей о предлогах, на развитие мелкой моторики рук и умений выполнять поставленную педагогом задачу.

СЛАЙД № 22  Игры – путаницы с предлогами 
Целью данных игр является развитие связной речи у детей и умений употреблять предлоги в речи.

СЛАЙД № 23  Игра – путаница «Пирог» 

СЛАЙД № 24 Игры в кругу с предметами позволяют отрабатывать правильное  образование падежных форм в речи у дошкольников.

СЛАЙД № 25                 Важно знать:

  •           Работу над пониманием и употреблением предложных конструкций проводить в соответствии с возрастом детей.
  • Большое внимание уделять подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.
  • Главное место в работе отводить игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.
  • Нельзя изучать несколько предлогов сразу!

СЛАЙД № 26 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недор...

Методическая разработка по теме «Предлоги» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Презентация предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР для закрепления предлогов в самостоятельной речи детей....

Логопедические игры с предлогами для детей старшего дошкольного возраста

Логопедические игры с предлогами для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Путешествие в страну предлогов"

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРЕДЛОГОВ&ra...

План-конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «ПРЕДЛОГИ. МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА»

План-конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «ПРЕДЛОГИ» может быть использован как учителями-логопедами, так и воспитателями....

«Формирование навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений»

В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные...

Формирование смыслового значения и пространственного обозначения предлогов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практика коррекционной работы показала, что у большинства детей отмечается недоразвитие или несформированность пространственно-временных представлений. Степень выраженности этой несформированности раз...