«Формирование навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений»
методическая разработка по логопедии
В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Организация современного коррекционно-образовательного процесса с детьми в соответствие с федеральным государственным стандартом предполагает применение педагогом в своей работе инновационных методов, приёмов и технологий, позволяющих эффективно решать индивидуальные образовательные потребности воспитанников.
В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории воспитанников на занятиях отмечается низкий уровень познавательной активности или отсутствие мотивации к познавательной деятельности, неустойчивость внимания, снижение работоспособности, истощаемость нервной системы, в связи с чем, у педагога возникает необходимость поиска новых нестандартных подходов к организации коррекционно-образовательного процесса с такими детьми.
Использование интерактивного оборудования в логопедической работе с детьми с ОВЗ способствует формированию положительной мотивации к обучению, стойкого познавательного интереса, возможности сосредоточения в процессе выполняемой деятельности, что повышает эффективность процесса формирования всех компонентов речевой системы, посредством новой интересной подачи учебного материала.
Цель
Повышение эффективности коррекционно - образовательного процесса с детьми старшей группы с помощью инновационной формы подачи учебного материала, в формате интерактивных компьютерных игр и заданий, выполняемых на интерактивной доске.
Задачи
- Создание комплекса дидактических компьютерных интерактивных игр по формированию навыков употребления предлогов. Ознакомление со способами работы на интерактивной доске и особенностями выполнения игровых заданий.
- Поэтапное системное использование дидактических игр и заданий на интерактивной доске на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в соответствии с тематикой занятия.
- Привлечение детей к подбору картинного и речевого материала для создания игр, ребусов, кроссвордов;
- Обучение детей самостоятельному созданию простейших игровых заданий по образцу из готового материла под руководством педагога;
- Изучение качественных показателей усвоения дошкольниками учебного материала на логопедических занятиях с использованием авторских интерактивных речевых игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 комбинированного вида
«Ромашка» г. Химки»
Консультация для педагогов ДОУ
«Формирование навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений»
Подготовила и провела
учитель-логопед
Чумакова М.В
2023 г.
В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Организация современного коррекционно-образовательного процесса с детьми в соответствие с федеральным государственным стандартом предполагает применение педагогом в своей работе инновационных методов, приёмов и технологий, позволяющих эффективно решать индивидуальные образовательные потребности воспитанников.
В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории воспитанников на занятиях отмечается низкий уровень познавательной активности или отсутствие мотивации к познавательной деятельности, неустойчивость внимания, снижение работоспособности, истощаемость нервной системы, в связи с чем, у педагога возникает необходимость поиска новых нестандартных подходов к организации коррекционно-образовательного процесса с такими детьми.
Использование интерактивного оборудования в логопедической работе с детьми с ОВЗ способствует формированию положительной мотивации к обучению, стойкого познавательного интереса, возможности сосредоточения в процессе выполняемой деятельности, что повышает эффективность процесса формирования всех компонентов речевой системы, посредством новой интересной подачи учебного материала.
Цель
Повышение эффективности коррекционно - образовательного процесса с детьми старшей группы с помощью инновационной формы подачи учебного материала, в формате интерактивных компьютерных игр и заданий, выполняемых на интерактивной доске.
Задачи
- Создание комплекса дидактических компьютерных интерактивных игр по формированию навыков употребления предлогов. Ознакомление со способами работы на интерактивной доске и особенностями выполнения игровых заданий.
- Поэтапное системное использование дидактических игр и заданий на интерактивной доске на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в соответствии с тематикой занятия.
- Привлечение детей к подбору картинного и речевого материала для создания игр, ребусов, кроссвордов;
- Обучение детей самостоятельному созданию простейших игровых заданий по образцу из готового материла под руководством педагога;
- Изучение качественных показателей усвоения дошкольниками учебного материала на логопедических занятиях с использованием авторских интерактивных речевых игр.
Основная идея методической разработки.
Создание комфортного интересного, привлекательного красочного, интерактивного образовательного пространства, способствующего поэтапному преодолению речевых нарушений воспитанников, в соответствии с ведущим видом деятельности дошкольного возраста- игрой.
Новизна методической разработки инновационного опыта.
С появлением в дошкольных образовательных организациях современного оборудования (мультимедиа проекторы, интерактивные доски) ярко обозначилась проблема поиска электронных обучающих комплексов педагогами - практиками, так как в настоящее время для детей, развитие которых осуществляется в соответствии с возрастными нормами, создаются отдельные электронные дидактические игры и серии интерактивных игр.
Мной был разработан и апробирован комплекс интерактивных обучающих игр, ориентированный на особые образовательные потребности воспитанников с нарушениями речи, способствующий повышению эффективности коррекционно - образовательного процесса, что является несомненным достоинством данной методической разработки.
Подробное описание и назначение интерактивных игр по формированию предлогов с примерами приводятся ниже.
№ | Название папки | Название Приложения | Название шаблона | Дети с | Цели | Ссылка |
1 | Предлоги | Игра «Чистое – грязное» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогом В. | |
2 | Предлоги | Игра «Вокруг да около» | Распределение Найти пару | ОНР | Составление предложений с предлогами. | |
3 | Предлоги | Игра «Вокруг да около 2» | Распределение Найти пару | ОНР | Составление предложений с предлогами. | |
4 | Предлоги | Игра «Куда спрятался? Предлог ЗА» | Распределение Найти пару | ОНР | Составление предложений с предлогом ЗА. | |
5 | Предлоги | Игра «Куда спрятался? Предлог ЗА» | Распределение Найти пару | ОНР | Составление предложений с предлогом ЗА. | |
6 | Предлоги | Игра «НА – НАД» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогами НА –НАД. | |
7 | Предлоги | Игра «НАД – ПОД» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогами НАД–ПОД | https://learningapps.org/watch?v=pfxgiaqmk21 |
8 | Предлоги | Игра «В – ПО» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогами В–ПО | |
9 | Предлоги | Игра «На чем летим? На чем едем? На чем сидим? Предлог НА» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогом На. | |
10 | Предлоги | Игра «ОТ – К» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогами ОТ–К | |
11 | Предлоги | Игра «Пространственная ориентировка» | Викторина | ОНР | Составление предложений с предлогами. | |
12 | Предлоги | Игра «НА –ПОД» | Пазл «Угадай-ка» | ОНР | Составление предложений с предлогами НА–ПОД | |
13 | Предлоги | Игра «ЗА – ПЕРЕД» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогами ЗА–ПЕРЕД | |
14 | Предлоги | Игра «В, НА, ПО» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогами В–НА-ПО | |
15 | Предлоги | Игра «Ребусы. Предлоги» | Ввод текста | ОНР | Учить детей решать ребусы с помощью помощников предлогов. | |
16 | Предлоги | Игра «Где муха» | Распределение Классификация | ОНР | Составление предложений с предлогами. |
В данной методической разработке находят своё отражение следующие технологии: информационно-коммуникационные, игровые, и коррекционные.
Комплекс интерактивных игр представляет собой электронные образовательные ресурсы, созданный с помощью сервиса LearningApps.org и предполагают использование совместно с ноутбуком, проектором и интерактивной доской.
Интерактивные игры по формированию предлогов использую в различных формах работы с детьми фронтальной, подгрупповой, индивидуальной.
В отличие от традиционных печатных игр применение на занятии интерактивных игр позволяют осуществлять практические манипуляции с учебным материалом перемещать, передвигать, привносить изменения в элементы игры, что позволяет максимально реализоваться практической деятельности воспитанников. Использование интерактивных игр помогает преобразовать устные речевые игры в увлекательный процесс, когда словесный ответ ребёнка подкреплён визуальным изображением, что особо важно для воспитанников с общим недоразвитием речи.
Каждую из интерактивных игр можно использовать как самостоятельный элемент занятия, а можно комбинировать с другими играми. В рамках одного занятия по формированию предлогов использую комбинацию из 2-3 игр, отвечающих целям занятия, (например «Куда спрятался?», «Куда летим?», «Вокруг да около») при этом, общая продолжительность работы воспитанников с интерактивной доской не должна превышать 10-15 минут.
На подгрупповых занятиях интерактивные игры использую как тренировочные упражнения для закрепления пройденного материала с воспитанниками, нуждающимися в дополнительной разъясняющей и обучающей помощи. Применение интерактивных игр с микрогруппой детей обеспечивает максимальную вовлечённость каждого воспитанника в образовательный процесс, когда все дети участвуют в выполнении задания.
В индивидуальных формах работы выбираю и комбинирую интерактивные игры, в зависимости от выбранного направления работы (по коррекции определённых компонентов речи), исходя из целей и задач занятия, индивидуальных образовательных потребностей конкретного ребёнка, что позволяет обеспечивать индивидуально- личностный подход в обучении каждого воспитанника.
Практический опыт применения интерактивных речевых игр в коррекционной работе учителя-логопеда позволяет выявить следующие преимущества данной методической разработки:
- Авторский комплекс интерактивных игр создан с учётом возрастных, психологических, речевых особенностей детей с нарушениями речи, что позволяет удовлетворять образовательные потребности конкретной категории воспитанников с ОВЗ;
- Данная методическая разработка включает в себя задания, по формированию компонентов речи разного уровня сложности, что позволяет использовать его в работе с воспитанникам, имеющими легкие фонетические расстройства и тяжёлые нарушения речи;
- Подача учебного материала в форме интерактивных игр помогает разнообразить учебный материал, способствует привлечению и удержанию внимания воспитанников в процессе выполнения задания;
- Использование интерактивных игр на занятии способствует наиболее прочному закреплению полученных знаний, умений и навыков, что повышает эффективность коррекционной работы логопеда с воспитанниками;
- Всесторонняя направленность интерактивных игр позволяет проводить работу по формированию всех компонентов языковой системы детей с ОВЗ;
- Интерактивные игры являются универсальными, что позволяет логопеду использовать их в различных формах деятельности: на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях;
- Интерактивные игры можно применять как отдельный элемент занятия или комбинировать друг с другом, в соответствии с целями, задачами занятия и индивидуальными образовательными потребностями воспитанников, что обеспечивает индивидуально- личностный подход в обучении воспитанников;
- При работе с интерактивной игрой дети могут вносить свои коррективы в содержание задания, что позволяет стать активным участником образовательного процесса;
- Комплекс интерактивных игр способствует формированию у детей практических навыков работы с интерактивной доской;
- Опыт применения методической разработки может быть использован логопедами дошкольных образовательных организаций в работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи.
Список использованной литературы
1. Васильева И.А. Интерактивные средства обучения в практике работы учителя-логопеда ДОУ http:// logoconf2013.conf.udsu.ru.
2. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика”, № 6, 2011. С. 6-21.
3.Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал “Логопед”, – 2004.
4.Кадочникова Н.К. Использование интераррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru.
5. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
6. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
7. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук 2004 год № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений».
Из опыта работы....
Статья "Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр"
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании у детей дошкольного возраста.Проявление познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста выражается в п...
опыт работы по формированию навыков соблюдения ПДД у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
презентация...
Формирование навыков творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий
Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно ...
Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....
Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений
Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений...