«Формирование навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений»
методическая разработка по логопедии

Чумакова Марина Васильевна

В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Организация современного коррекционно-образовательного процесса с детьми в соответствие с федеральным государственным стандартом предполагает применение педагогом в своей работе инновационных методов, приёмов и технологий, позволяющих эффективно решать индивидуальные образовательные потребности воспитанников.

В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории воспитанников на занятиях отмечается низкий уровень познавательной активности или отсутствие мотивации к познавательной деятельности, неустойчивость внимания, снижение работоспособности, истощаемость нервной системы, в связи с чем, у педагога возникает необходимость поиска новых нестандартных подходов к организации коррекционно-образовательного процесса с такими детьми.

Использование интерактивного оборудования в логопедической работе с детьми с ОВЗ способствует формированию положительной мотивации к обучению, стойкого познавательного интереса, возможности сосредоточения в процессе выполняемой деятельности, что повышает эффективность процесса формирования всех компонентов речевой системы, посредством новой интересной подачи учебного материала.

Цель

Повышение эффективности коррекционно - образовательного процесса с детьми старшей группы с помощью инновационной формы подачи учебного материала, в формате интерактивных компьютерных игр и заданий, выполняемых на интерактивной доске.

Задачи

  • Создание комплекса дидактических компьютерных интерактивных игр по формированию навыков употребления предлогов. Ознакомление со способами работы на интерактивной доске и особенностями выполнения игровых заданий.
  • Поэтапное системное использование дидактических игр и заданий на интерактивной доске на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в соответствии с тематикой занятия.
  • Привлечение детей к подбору картинного и речевого материала для создания игр, ребусов, кроссвордов;
  • Обучение детей самостоятельному созданию простейших игровых заданий по образцу из готового материла под руководством педагога;
  • Изучение качественных показателей усвоения дошкольниками учебного материала на логопедических занятиях с использованием авторских интерактивных речевых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 комбинированного вида

«Ромашка» г. Химки»Описание: C:\Users\Света\Desktop\DSCN3041.JPG

Консультация для педагогов ДОУ

«Формирование навыков употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр и упражнений»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Чумакова М.В

2023 г.

В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Организация современного коррекционно-образовательного процесса с детьми в соответствие с федеральным государственным стандартом предполагает применение педагогом в своей работе инновационных методов, приёмов и технологий, позволяющих эффективно решать индивидуальные образовательные потребности воспитанников.

В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории воспитанников на занятиях отмечается низкий уровень познавательной активности или отсутствие мотивации к познавательной деятельности, неустойчивость внимания, снижение работоспособности, истощаемость нервной системы, в связи с чем, у педагога возникает необходимость поиска новых нестандартных подходов к организации коррекционно-образовательного процесса с такими детьми.

Использование интерактивного оборудования в логопедической работе с детьми с ОВЗ способствует формированию положительной мотивации к обучению, стойкого познавательного интереса, возможности сосредоточения в процессе выполняемой деятельности, что повышает эффективность процесса формирования всех компонентов речевой системы, посредством новой интересной подачи учебного материала.

Цель

Повышение эффективности коррекционно - образовательного процесса с детьми старшей группы с помощью инновационной формы подачи учебного материала, в формате интерактивных компьютерных игр и заданий, выполняемых на интерактивной доске.

Задачи

  • Создание комплекса дидактических компьютерных интерактивных игр по формированию навыков употребления предлогов. Ознакомление со способами работы на интерактивной доске и особенностями выполнения игровых заданий.
  • Поэтапное системное использование дидактических игр и заданий на интерактивной доске на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в соответствии с тематикой занятия.
  • Привлечение детей к подбору картинного и речевого материала для создания игр, ребусов, кроссвордов;
  • Обучение детей самостоятельному созданию простейших игровых заданий по образцу из готового материла под руководством педагога;
  • Изучение качественных показателей усвоения дошкольниками учебного материала на логопедических занятиях с использованием авторских интерактивных речевых игр.

Основная идея методической разработки.

Создание комфортного интересного, привлекательного красочного, интерактивного образовательного пространства, способствующего поэтапному преодолению речевых нарушений воспитанников, в соответствии с ведущим видом деятельности дошкольного возраста- игрой.

Новизна методической разработки инновационного опыта.

С появлением в дошкольных образовательных организациях современного оборудования (мультимедиа проекторы, интерактивные доски) ярко обозначилась проблема поиска электронных обучающих комплексов педагогами - практиками, так как в настоящее время для детей, развитие которых осуществляется в соответствии с возрастными нормами, создаются отдельные электронные дидактические игры и серии интерактивных игр.

Мной был разработан и апробирован комплекс интерактивных обучающих игр, ориентированный на особые образовательные потребности воспитанников с нарушениями речи, способствующий повышению эффективности коррекционно - образовательного процесса, что является несомненным достоинством данной методической разработки.

Подробное описание и назначение интерактивных игр по формированию предлогов с примерами приводятся ниже.

Название

папки

Название

Приложения

Название шаблона

Дети с

Цели

Ссылка

1

Предлоги

Игра «Чистое – грязное»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогом В.

https://learningapps.org/view20528677

2

Предлоги

Игра «Вокруг да около»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Составление предложений с предлогами.

https://learningapps.org/view20495300

3

Предлоги

Игра «Вокруг да около 2»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Составление предложений с предлогами.

https://learningapps.org/view20495232

4

Предлоги

Игра «Куда спрятался? Предлог ЗА»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Составление предложений с предлогом ЗА.

https://learningapps.org/view20572021

5

Предлоги

Игра «Куда спрятался? Предлог ЗА»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Составление предложений с предлогом ЗА.

https://learningapps.org/view20572260

6

Предлоги

Игра «НА – НАД»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогами НА –НАД.

https://learningapps.org/view20572714

7

Предлоги

Игра «НАД – ПОД»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогами НАД–ПОД

https://learningapps.org/watch?v=pfxgiaqmk21

8

Предлоги

Игра «В – ПО»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогами В–ПО

https://learningapps.org/view20573163

9

Предлоги

Игра «На чем летим? На чем едем? На чем сидим? Предлог НА»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогом На.

https://learningapps.org/view20573331

10

Предлоги

Игра «ОТ – К»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогами ОТ–К

https://learningapps.org/watch?v=p99b6dzp521

11

Предлоги

Игра «Пространственная ориентировка»

Викторина

ОНР

Составление предложений с предлогами.

https://learningapps.org/view2350095

12

Предлоги

Игра «НА –ПОД»

Пазл «Угадай-ка»

ОНР

Составление предложений с предлогами НА–ПОД

https://learningapps.org/watch?v=p1v64dxkj21

13

Предлоги

Игра «ЗА – ПЕРЕД»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогами ЗА–ПЕРЕД

https://learningapps.org/watch?v=py8anexcn21

14

Предлоги

Игра «В, НА, ПО»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогами В–НА-ПО

https://learningapps.org/watch?v=p2r4gveyt21

15

Предлоги

Игра «Ребусы. Предлоги»

Ввод текста

ОНР

Учить детей решать ребусы с помощью помощников предлогов.

https://learningapps.org/watch?v=pva68c67c21

16

Предлоги

Игра «Где муха»

Распределение Классификация  

ОНР

Составление предложений с предлогами.

https://learningapps.org/watch?v=pkmi1bjxj21

В данной методической разработке находят своё отражение следующие технологии: информационно-коммуникационные, игровые, и коррекционные. 

Комплекс интерактивных игр представляет собой электронные образовательные ресурсы, созданный с помощью сервиса  LearningApps.org и предполагают использование совместно с ноутбуком, проектором и интерактивной доской.

Интерактивные игры по формированию предлогов использую в различных формах работы с детьми фронтальной, подгрупповой, индивидуальной.

 В отличие от традиционных печатных игр применение на занятии интерактивных игр  позволяют осуществлять практические манипуляции с учебным материалом перемещать, передвигать, привносить изменения в элементы игры, что позволяет максимально реализоваться практической деятельности воспитанников. Использование интерактивных игр помогает преобразовать устные речевые игры в увлекательный процесс, когда словесный ответ ребёнка подкреплён визуальным изображением, что особо важно для воспитанников с общим недоразвитием речи.

Каждую из интерактивных игр можно использовать как самостоятельный элемент занятия, а можно комбинировать с другими играми. В рамках одного занятия по формированию предлогов использую комбинацию из 2-3 игр, отвечающих целям занятия, (например «Куда спрятался?», «Куда летим?», «Вокруг да около») при этом, общая продолжительность работы воспитанников с интерактивной доской не должна превышать 10-15 минут.

На подгрупповых занятиях интерактивные игры использую как тренировочные упражнения для закрепления пройденного материала с воспитанниками, нуждающимися в дополнительной разъясняющей и обучающей помощи. Применение интерактивных игр с микрогруппой детей обеспечивает максимальную вовлечённость каждого воспитанника в образовательный процесс, когда все дети участвуют в выполнении задания.

В индивидуальных формах работы выбираю и комбинирую интерактивные игры, в зависимости от выбранного направления работы (по коррекции определённых компонентов речи), исходя из целей и задач занятия, индивидуальных образовательных потребностей конкретного ребёнка, что позволяет обеспечивать индивидуально- личностный подход в обучении каждого воспитанника.

Практический опыт применения интерактивных речевых игр в коррекционной работе учителя-логопеда позволяет   выявить  следующие преимущества данной методической разработки:

  • Авторский     комплекс интерактивных игр  создан с учётом возрастных, психологических, речевых особенностей детей с нарушениями речи, что позволяет удовлетворять образовательные потребности конкретной категории  воспитанников с ОВЗ;
  • Данная методическая разработка включает в себя задания,  по формированию компонентов речи разного уровня сложности, что позволяет использовать его  в работе с воспитанникам,  имеющими легкие фонетические расстройства и тяжёлые нарушения речи;
  • Подача учебного материала в форме интерактивных игр помогает разнообразить учебный материал,  способствует привлечению и удержанию внимания воспитанников в процессе выполнения задания;
  • Использование интерактивных игр на занятии способствует наиболее прочному закреплению полученных знаний, умений и навыков, что повышает эффективность коррекционной работы логопеда с воспитанниками;
  • Всесторонняя направленность интерактивных игр позволяет проводить работу по формированию всех компонентов языковой  системы детей с ОВЗ;
  • Интерактивные игры являются универсальными, что позволяет логопеду использовать их в различных формах деятельности: на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях;
  • Интерактивные игры можно применять как отдельный элемент занятия или комбинировать друг с другом, в соответствии с целями, задачами занятия и индивидуальными образовательными потребностями воспитанников, что обеспечивает индивидуально- личностный подход в обучении воспитанников;
  • При работе с интерактивной игрой дети могут вносить свои коррективы в содержание задания, что позволяет стать активным участником образовательного процесса;
  • Комплекс интерактивных игр способствует  формированию у детей  практических навыков работы с интерактивной доской;
  • Опыт  применения  методической  разработки может быть использован логопедами дошкольных образовательных организаций в работе с воспитанниками, имеющими  нарушения речи.

Список использованной литературы

1. Васильева И.А.  Интерактивные средства обучения в практике работы учителя-логопеда ДОУ http:// logoconf2013.conf.udsu.ru.

2. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика”, № 6, 2011. С. 6-21.

3.Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал “Логопед”, – 2004.

4.Кадочникова Н.К. Использование интераррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru.

5. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-Синтез, 2011.

6. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4. 

7. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук 2004 год № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр"

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании у детей дошкольного возраста.Проявление познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста выражается в п...

Формирование навыков творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий

Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно ...

Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений...