Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Малафеева Лидия

 

Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недоразвитием речи. Данная статья будет полезна для студентов и начинающих педагогов.

Ключевые слова: предлоги, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Студентка 4 курса ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им.И.А.Куратова» Малафеева Лидия Александровна

Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недоразвитием речи. Данная статья будет полезна для студентов и начинающих педагогов.

Ключевые слова: предлоги, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Уровень сформированности речи зависит от уровня общего недоразвитие речи детей, данная патология делится на три уровня.

Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. [1, 43с].

I Уровень ОНР:

Характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей находящихся на первом уровне речевого развития активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. На данном уровне развития речи предложно-падежные конструкции не сформированы, дети не употребляют предлоги и падежные окончания. В основном дети пользуются жестами, мимикой. Речь ребёнка понятна только в рамках в данной ситуации.

II Уровень ОНР:

У детей появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм, неполное понимание обращенной речи, т. к многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

III Уровень ОНР:

Характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированностьряда грамматических форм и категорий языка. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построение предложений. [2, 50-51с]

Так же в употребление детьми с ОНР есть ряд характерных особенностей:

  • Предлоги формируются в речи детей позже чем у их сверстников без патологии.
  • У детей часто происходит пропуск или замена предлогов;
  • Значение предлогов усваивается труднее и требует дополнительного разъяснения;
  • У детей присутствуют лексико-грамматические недоразвития и особенности формирования пространственных понятий.

Вследствие этих факторов процесс формирования предлогов у детей данной категории требует наличия специальной системы коррекционной работы.

У данной системы, как и любого другого механизма есть свои принципы:

  • Принцип комплексности.
  • Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
  • Принцип учета зоны ближайшего развития.
  • Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала.
  • Принцип системности.
  • Принцип учета симптоматики и степени выраженности дефекта.
  • Онтогенетический принцип.
  • Принцип ведущей деятельности. [3]

Так же в формирование предлогов используются различные формы работы направленные на разъяснение значения предлогов, их формирования, закрепления и автоматизации в речи ребенка. В работе активно применяются логопедические занятия, игры и упражнения, так же не мало важным фактором является грамотная речь педагога, которая служит образцом для подражания в развитии речи ребенка.

В ходе коррекционно-развивающей работы рекомендуется активно использовать игры и упражнения. Вашему вниманию представлен перечень возможных игр на развитие правильного употребления предлогов в речи детей с ОНР:

Игра «Что мы делали, не скажем…»

Цель: Учить правильно употреблять предлоги в предложении.

Методика организации

Педагог изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например, педагог показывает действие (кладет игрушку В коробку, Ребенок составляет предложение: «Я кладу игрушку В коробку» и демонстрирует действие.

Игра «Сделай, не ошибись».

Цель: Закреплять пространственные предлоги в речи детей.

Методика организации

Педагог предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

Например, педагог предлагает ребенку положить игрушку в какой-либо стороны от себя. Ребенок выполняет задание, затем педагог спрашивает«Куда ты положил игрушку?». Ребенок должен ответить«Я положил игрушку справа от себе».

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения.

Методика организации:

Педагог называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Например, педагог говорит: «Мальчик положил мяч в коробку. Скажи наоборот.» Ребенок отвечает: «Мальчик достал мяч из коробки».

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: Закрепление употребления предлогов по, через.

Методика организации:

Педагог говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Например, педагог говорит: «Послушай предложения Незнайки и помоги ему исправить ошибки: «Я перепрыгнул по лужу».

Ребенок должен исправить: «Я перепрыгнул через лужу».

Таким образом, в результате правильно построенной коррекционной работы ребенок к школьному возрасту овладевает всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками которые в дальнейшем положительно скажутся на его обучении.

Список использованной литературы.

1. Волковой Л. С. Логопедия [Текст] /Под ред. Волковой Л. С, Шаховской С. Н. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 680с

2. Волосовец Т. Б. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]/Т. Б Волосовец, Н. В Горина, Н. И Зверева и д. р. ; М.: изд. Центр Академия,2000.-200с

3. Статья на тему «Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей дошкольного возраста с ОНР»- Режим доступа: httрs://suрerinf.ru/view_helрstud.рhр?id=22

4. Статья на тему «Особенности понимания и употребления предлогов у учащихся первых классов общеобразовательных школ с общим недоразвитием речи»- Режим доступа:httрs://оtherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132382_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

презентация " Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Ребёнок  5 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспрои...