Обучение грамоте. Мягкий знак.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Максимова Ольга Игоревна

Мягкий знак

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_gramote.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буква мягкий знак».

Программное содержание: знакомство с мягким знаком; анализ, синтез, чтение и письмо слов с ь.

Материал: буква мягкий знак, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); доска, мел; конверт, на нем написано: «письмо»; игрушки: гусь, лось, конь, рысь; магнитная азбука с буквами; карточки со словами: гус_, лос_, кон_, рыс_, ловить – ловит, ходить – ходит, солить – солит, варить – варит.

Ход НОД

1. Сядет тот, кто повторит слова: угол-уголь, мел-мель, ел-ель, брат-брать, стал-сталь, кон-конь.

2. Знакомство с ь. Звуковой анализ слов.

Ребята, к нам в гости пришли вот эти животные. Назовите их, кто это? Выставляются картинки или игрушки: гусь, лось, конь, рысь. Дети называют. Только почему они такие грустные? Посмотрите, они принесли с собой какие-то таблички. Педагог достает таблички. Давайте прочитаем, что же тут написано? Это табличка была у гуся, прочитайте, что на ней написано?(Гус). А как правильно должно звучать это слово? (Гусь). Какой звук в этом слове последний?(Звук сь). Правильно. Для того, чтобы звук в слове стал мягким, существует вот такая буква – мягкий знак. Выставляется ь. Он отдает приказ: «Звучи мягко!»

Давайте исправим слово. Напишем ь после буквы с.

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой, вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Как теперь звучит с? (Мягко – сь). Какое слово получилось? (Гусь). Выложите это слово кружочками.

Давайте поможем и другим животным. Что здесь написано? (Лос). Как должно звучать это слово? (Лось). Что нужно сделать? (Сделать звук с мягким – написать мягкий знак). Пишем мягкий знак, и буква с сразу стала мягкой. Прочитайте слово: лось. Будут какие-нибудь изменения в схеме или она останется такой же? (Такой же).

А на этой табличке что написано? (Кон). Какой звук должен звучать мягко? (Звук н). Пишем мягкий знак. Что получилось? (Конь).

То же – рысь.

Посмотрите, наши животные ушли довольные. Мы исправили в их названиях ошибки. Вот какой чудесный мягкий знак!

3. Игра «Прочти похожие слова».

Педагог достает конверт, на конверте написано: письмо. Ребята, прочтите, что здесь написано? (Письмо). Зверушки оставили нам похожие слова, давайте прочитаем их и увидим, чем они различаются.

Читаем: ловить – ловит, ходить – ходит, солить – солит, варить – варит.

Объяснения детей.

Для чего служит ь? Для смягчения согласных.

4. Чтение рассказа Г.Юдина «Отец и мать».

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.

—    Спеть?! Спеть?! — спрашивает он.

—    Спеть! Спеть! — отвечает она.

—    Свить?! Свить?! — Это он уже про гнездо.

—    Свить! Свить!

Через некоторое время у них появились птенцы.

—    Пять! Пять! — радостно поет отец.— Точь-в-точь! Точь-в-точь!! — Это он о том, что птенцы на него похожи.

А дети уже пищат:

—    Пить! Пить! Есть! Есть!

Принес отец червячка. Спрашивает у матери:

—    Дать? Дать?

А дети хором:

—    Дать!!. Дать!!. Дать!!.— и ну рвать червяка на части.

—    Жуть,— говорит отец.

Выросли птенцы и полетели из гнезда.

—    Вернуть? — спрашивает отец.

—    Пусть, пусть...— тихо ответила мать. (Г. Юдин)

Запомните слова с мягким знаком на конце, которые встретятся вам в сказке.

5. Физкультминутка (любая).

6. Пишем мягкий знак и слова с мягким знаком (под диктовку): угол – уголь, брат – брать.

7. Итог. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"

Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"....

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Развитие предпосылок к обучению грамоте у детей среднего возраста посредством манипуляций с «Мягкой азбукой»

   Игровой и занимательный материал, подобранный на каждую букву алфавита,представленный в данном материале,  поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет

Задачи НОД:Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.Закреплять понятия о многообразии слов.Развивать внимание, логическ...

Интерактивные игры по обучению грамоте "Буква ь" (Мягкий знак)

Познакомить детей с буквой – мягкий знак «Ь». Учить детей читать слова, изменяя их смысл посредством использования «Ь»- мягкого знака...

Методическая разработка для обучения грамоте «Сказка про твёрдый и мягкий знак»

Методическая разработка для обучения грамоте «Сказка про твёрдый и мягкий знак»...