Развитие предпосылок к обучению грамоте у детей среднего возраста посредством манипуляций с «Мягкой азбукой»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Игровой и занимательный материал, подобранный на каждую букву алфавита,представленный в данном материале, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие предпосылок к обучению грамоте у детей среднего возраста посредством манипуляций с «Мягкой азбукой»
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат- плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Еще одна причина актуальности этой проблемы - возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований - готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.
Букварный период, в первом классе, совпадает с периодом адаптации детей к условиям жизни и обучения и практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Так же занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающей характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Данная проблема натолкнула меня на создание дидактического пособия «Мягкая азбука ». В наше время появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высшего качества. Разумеется, есть и полезные для дошкольника методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать, но не будут развивать самого ребенка).
В запоминании букв обучающие игры для детей полезны и незаменимы. На сегодняшний день существует три основных методики обучения чтению. Самая распространенная из них традиционно основывается на изучении составных частей слова – букв. При этом не каждый ребенок увлечен этим процессом. Игры для детей, которые учат буквам, могут быть основаны на приемах рисования, повторения, раскрашивания и любых иных пристрастиях малыша.
Данное пособие можно использовать в разных вариантах при первом знакомстве с буквами и в дальнейшем, уже при чтении.
Пособие «Мягкая азбука» решает следующие задачи:
- Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Обучение чтению.
- Развитие мышления, памяти, кругозора.
«Мягкая азбука» может использоваться для занятий с детьми в различных вариантах.
Вариант 1: Ребенку показывается буква, называется. Затем дается задание найти фигурку, название которой начинается на данную букву.
Вариант 2: Перед ребенком раскладываются буквы и просят найти только согласные или только гласные буквы.
Вариант 3: «Угадай слово». Выкладываются фигурки и, подобрав буквы, по первым звукам названия этих фигурок, ребенок читает слово.
Вариант 4: «Какая буква спряталась?». Выкладывается слово, а пропущенная буква заменяется фигуркой.
Для своих занятий придумываю различные игровые ситуации, чтобы ребятам было интереснее воспринимать предлагаемый материал, всегда легче запомнить то, что интересно. Занимаясь с пособием «Мягкая азбука» дети знакомятся с домашними и дикими животными, с животными жарких стран, могут не только изучать буквы алфавита, но и организовать сюжетную игру. Я изготовила пособие из фетра и детям очень приятно с ним заниматься т.к игрушки яркие и очень мягкие.
Игра так же необходима для снижения физических и психических перегрузок. Для этого в своей работе я использую книгу автора В. В. Волиной «Праздник Букваря»- это сборник веселых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений.
Игровой и занимательный материал, подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР
Одним из основных средств формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР является сенсорное воспитание....
Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей среднего возраста правилам дорожного движения. Тема: «Азбука пешехода»
Занятие направленно на расширение знаний и представлений детей о правилах поведения на дороге, ознакомление с назначением дорожных знаков; закрепление знаний детей о различных видах городского транспо...
Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"
Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...
Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Звуки весеннего леса"
Данный конспект занятия разработан для того, чтобы способствовать обучению понимания природных явлений, их влияния на эмоциональное состояние человека; развитию диалогической речи; учить делать выводы...
Выступление "Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс"
Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и пол...
Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа
Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...