Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Твердый и мягкий звуки М. Буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Конспект открытой НОД по области "Коммуникация" (подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему "Твердый и мягкий звуки М. Буква М".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_kommunikaciya.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Область «Коммуникация»
(Подготовка к обучению грамоте),
проведенной в подготовительной
к школе группе детей с ЗПР
учителем-дефектологом
Волковой Ларисой Павловной
Тема: «Твердый и мягкий звуки М. Буква М»
Задачи:
- Закреплять умение детей различать твердый и мягкий согласные звуки М; выполнять звуко-буквенный анализ слова и составлять условно-графическую схему; называть и находить букву М среди других букв; делить слова на слоги.
- Упражнять в чтении слогов.
- Развивать у детей внимание, память, фонематическое восприятие, зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мышление, мелкую моторику.
- Воспитывать положительное отношение к коммуникативно-познавательной деятельности.
Оборудование:
Кукла, картинки (корова, кошка, мальчик, девочка, мак), коробка с игрушками (матрешка, мяч, пирамидка, медвежонок, кукла), сигнальные карточки синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы, азбука-плакат, «чудесный мешочек» с буквами, палочки для выкладывания буквы, тарелки, щитки, кассы букв, карточки со слогами, конфеты для угощения детей
Словарь: слово, слог, звук, согласный, твердый, мягкий, звонкий
Ход НОД
Этапы НОД | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
Орг.момент «Минутка дружбы» Основная часть 1.Сообщение темы занятия 2.Характеристика звука М 3.Дид.игра «Поймай звук» 4.Дид.игра «Кто, что подарил» 5.Дид.игра «Твердый-мягкий» Физминутка «Дружные ребята» 6.Закрепление знания буквы М 1)Нахождение буквы М среди других букв 2)Дид.игра «Чудесный мешочек» 3)Рассматривание буквы М и обведение по контуру 4)Выкладывание буквы М из палочек 7.Звуко-буквенный анализ слова МАК, составление условно-графической схемы к слову 8.Дид.игра «Рассыпанное слово» 9.Дид.игра «Веселый поезд» Итог НОД | Предлагаю детям встать в круг и провести «Минутку дружбы» - Раз, ладошка, Два, ладошка, Подружи со мной немножко, Мы – ребята дружные, Дружные, послушные. Предлагаю детям пройти и сесть за столы. - Сейчас у нас подготовка к обучению грамоте. - Ребята, предлагаю вам познакомиться с одной очень интересной куклой Машей и послушать историю. Сначала давайте поздороваемся с ней. - Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они стояли рядом и разговаривали. - Что могла сказать корова кошке? (Му-у-у) - Какой первый звук в песенке коровы? (М) - А кошка отвечала корове: «Мяу» - Какой первый звук в песенке кошки? (М,) - Маша улыбнулась: «Значит сегодня я буду играть и дружить со звуками М и М,. - И мы с вами, ребята, будем сегодня играть со звуками М и М, и вспомним, какой буквой они обозначаются. - Ребята, произнесите звук М. - Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду) - Какую преграду встречает воздух? (Губы смыкаются и мешают прохождению воздуха). - Звук М звонкий или глухой? (Звонкий. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно услышать, что в звуке М есть голос, значит он звонкий). - Давайте помычим, как корова. - Звук М слышится мягко или твердо? (Твердо) - Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего цвета) Под картинкой с коровой прикрепляю квадрат синего цвета. - А теперь давайте помяукаем, как кошка. - Звук М слышится мягко или твердо? (Мягко) - Квадратами какого цвета мы обозначаем мягкие звуки? (Квадратами зеленого цвета) Под картинкой с кошкой прикрепляю квадрат зеленого цвета. - Маша подумала: «Как интересно, в песенке коровы и кошки есть звук М». И захотелось Маше найти звук М в других словах. - Мы с вами, ребята, поможем Маше. Я сейчас буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю) только те слова, в которых есть твердый звук М. Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мед. - А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М. Слова: Миша, медведь, Маша, лес, мед, машина. - Вот так Маша и играла со звуками, а потом к ней в гости пришли друзья. Вывешиваю на доску картинки: мальчик и девочка. - Давайте придумаем детям имена. Имена мальчика и девочки начинаются со звука М. Имена: Марина, Мила, Максим, Матвей, Миша. - Ребята, Марина и Максим принесли Маше в подарок игрушки. Достаю коробку, показываю детям игрушки и выставляю их на доску. - Найдите среди этих игрушек те, в названии которых есть звук М. - А потом дети взяли эти игрушки и стали с ними играть. И мы давайте с ними поиграем. - У вас на столах сигнальные карточки синего и зеленого цвета. - Твердые звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами синего цвета) - Мягкие звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами зеленого цвета) - Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую зеленый. Я буду показывать игрушку, если в ее названии твердый звук М, вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую. - Вот какие дружные дети Максим, Марина и Маша, хорошо поиграли. - А вы дружные ребята? - Встаньте возле своих стульев. - Все ребята дружно встали И на месте зашагали, На носочках потянулись, И друг к другу повернулись, Как пружинки мы присели И на стулья тихо сели. - Ребята, как и вы, Маша скоро пойдет в школу в 1 класс. Она уже знает буквы. А вы? Выставляю планшет с буквами - Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук М. - А теперь найдите букву М в азбуке. - Наша Маша любит играть не только со звуками, но и с буквами. В этом «чудесном» мешочке спрятаны разные буквы. Найдите на ощупь букву М и положите перед собой на стол. - Рассмотрите внимательно букву М. На что она похожа? - А еще она похожа на качели: «Вот качели – буква М, Покачаться можно всем» А теперь обведите указательным пальцем букву. - Из чего можно выложить букву М? (Из палочек) - Возьмите палочки и выложите букву М. - Видишь, Маша, какие умные у нас дети. Не зря они в школу собираются. - Ребята, Маша мне сказала, что очень любит цветы, и мы с вами сейчас узнаем, какой цветок у нее самый любимый. - Положите перед собой щитки. Откройте кассы букв. На верхнюю полоску щитка положите букву М, справа от нее положите букву А. - Прочитайте, что получилось? (МА) - Что это – слог или слово? (Слог, часть слова) - Превратите этот слог в слово, которое обозначает название цветка. Что для этого нужно сделать? (Добавить букву К) - Какое слово получилось? (Мак) - Мак – это любимый цветок Маши. Вывешиваю на доску картинку - Ваня, иди составь слова МАК на наборном полотне. - Сколько слогов в этом слове? (Один) - Да, это маленькое слово, которое состоит всего из одного слога. - Сколько букв в слове МАК? (Три) - Назовите первый звук (М) - Этот звук гласный или согласный? (Согласный) - Звонкий или глухой? (Звонкий) - Твердый или мягкий? (Твердый) - Твердый звук обозначим квадратом какого цвета? (Квадратом синего цвета) - Положите под М квадрат синего цвета. - Назовите второй звук (А) - Звук А гласный или согласный? (Гласный) - Гласные звуки мы обозначаем квадратами какого цвета? (Квадратами красного цвета) - Положите под А красный квадрат. - Назовите последний звук (К) Характеристика звука К. - Костя, составь из квадратов на доске схему к слову МАК - Прочитайте еще раз слово, которое вы составили (МАК) - Сколько звуков в слове МАК? (Три) - Молодцы, ребята. Вы правильно составили слово. - А наша Маша тоже любит составлять слова из букв. И даже составила одно слово, но окно было открыто, подул ветер и слово рассыпалось. Выставляю планшет с рассыпанным словом на доску - Ребята, угадайте, что за слово рассыпалось? (Маша) - Кто пойдет к доске и на наборном полотне составит это слово? - Маша, да ведь ребята из букв составили твое имя. Вот так сюрприз они тебе сделали. - Сколько слогов в слове Маша? (Два слога) - Назовите первый слог (Ма) - Назовите последний слог (ша) - Ребята, пусть Маша немного отдохнет, а я предлагаю вам прокатиться на веселом поезде. Предлагаю детям встать и подойти к столу, на котором лежат шапочки «твердые» и «мягкие» звуки и перевернутые слоги. - В нашем поезде четыре вагона. Есть вагоны, которые называются «Твердый звук М», и есть вагоны «Мягкий звук М». - Чтобы превратиться в вагон и надеть шапочку, нужно прочитать слоги, в которых есть твердый или мягкий звук М. Слоги: МА, МО, МИ, МЕ, МУ, МЫ, МЯ, МИ. - Я самая взрослая и буду машинистом. Теперь отправляемся в путь. Идем по кругу, имитируя движение поезда: «Чу-чу-чу, чу-чу-чу, девочек и мальчиков быстро прокачу» - Ребята, сегодня вы услышали историю про Машу и даже поиграли с куклой. - С какими звуками мы с вами сегодня играли? (Твердый и мягкий звуки М) - Какую букву вспомнили? (М) - Маше было весело с вами играть и на прощание она приготовила для вас сюрприз. - Маша очень любит конфеты, больше всего ей нравится мармелад. - Какой первый звук в слове МАРМЕЛАД? (М) - Вот вам угощение от Маши. - Давайте с ней попрощаемся. | Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова Дети садятся за столы Здороваются с куклой Отвечают на вопросы Произносят Дети отвечают на вопросы Мычат: «Му-у-у» Отвечают на вопросы Мяукают: «Мяу» Отвечают на вопросы Дети хлопками выбирают слова с твердым звуком М Хлопками выбирают слова с мягким звуком М Дети придумывают имя со звуком М для девочки, а затем для мальчика Дети выбирают игрушки со звуком М Дети отвечают на вопросы и берут в руки сигнальные карточки синего и зеленого цвета Называют игрушки и поднимают сигнальную карточку синего или зеленого цвета Дети встают возле стульев Шагают на месте Поднимаются на носки, рр вверх Поворачиваются друг к другу, протягивают руки, приседают Садятся на стулья Отвечают на вопросы Находят букву М и вывешивают ее на доску Находят букву М в азбуке Дети на ощупь находят в мешочке букву М и кладут перед собой на стол. Рассматривают букву, обводят ее по контуру пальцем, отвечают на вопросы Из палочек на столе выкладывают букву М На щитках составляют из букв слово МАК Отвечают на вопросы Дают характеристику звуков и составляют условно-графическую схему к слову МАК Составляет на доске схему к слову МАК Читают слово МАК Считают звуки Составляют слово Маша Считают слоги Выделяют и называют первый и последний слоги Дети подходят к столу Читают слоги с твердым и мягким звуком М и выбирают шапочки Идут по кругу, имитируя движение поезда, произносят слова Отвечают на вопросы Дети прощаются с куклой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М) Цели: закреплять изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»» для детей 6-7 лет
Задачи НОД: -учить проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;- познакомить с буквой у, У;- учить составлять пр...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» для детей 5-6 лет
Задачи НОД:Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.Учить детей интонационно выделять в словах звук /с/ и /сь/.Закреплять понятия о многообразии слов.Развивать внимание, логическ...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М"
Ожидаемый результат:Знать: обозначение звука [М], букву М.Иметь: навык выделять в словах звук [М] интонационно.Уметь: определять место звука [М] в слове и обозначать на схеме, используя условное обозн...
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...
Конспект НОД в подготовительной группе обучение грамоте на тему «Гласный звук «У». Буква У».
Цель: Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы ...
Конспект занятия по обучению грамоте "Твердые и мягкие согласные звуки"
Программное содержание: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки ; учить детей определять первый звук в слове; учить составлять предложения о действиях детей; учить называть слова ...