Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.
Обучающие задачи:
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонационную выразительность речи;
- обогащать активный словарь детей по теме.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок;
- развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_razvitiyu_rechi_na_temu_pereskaz_skazki_l.n._olstova_yozh.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Конспект
занятия по образовательной области
«Речевое развитие» (Развитие речи)
на тему:
«Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
(для детей подготовительной группы)
Подготовила и провела
воспитатель семьи № 1
Рыжкова О.В.
Саранск 2022
Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.
Обучающие задачи:
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонационную выразительность речи;
- обогащать активный словарь детей по теме.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок;
- развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.
Материалы и оборудование: картинки животных, мяч, аудиосказка, презентация к занятию; интерактивное оборудование.
Ход ООД
I. Организационный момент
«Мой друг»
Воспитатель: Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке.
И по ёлкам ловко скачет,
И влезает на дубы,
И в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы. (белка)
Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу,
И узнали мы … (лису.)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (волк.)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
(Дети отгадывают загадки)
Воспитатель: Молодцы! А что объединяет всех этих животных?
Дети: Эти все животные живут в лесу, они дикие животные.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?»
Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите какое это животное:
Лиса какая? … (Хитрая, рыжая …)
Медведь какой? … (Сильный, большой, косолапый …)
Рысь какая? ... (Рыжая, пятнистая, быстрая …)
Волк какой? … ( Серый, зубастый …)
Заяц какой? … (Трусливый, быстрый …)
Воспитатель: А сейчас мы поговорим об ещё одном диком животном. Я сейчас вам его опишу, а вы угадайте кто это.
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
Дети: Ёжик.
II. Чтение сказки А. Н. Толстого «Ёж»
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Ёж», которую написал русский писатель А. Н. Толстой.
Слушайте внимательно.
Телёнок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Ёж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.
– У нас ёж – богатырь, – шёпотом со страху говорили звери.
III. Беседа по содержанию
Воспитатель: Вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей) Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением.
Вопросы
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кого увидел телёнок в сказке? (Телёнок увидел ежа.)
- Что телёнок сказал ежу? (Я тебя съем.)
- А ёж знал, что телёнок не ест ежей? (Ёж не знал, что телёнок ежей не ест.)
- Кого испугался ёж? И что сделал ёж? (Еж испугался телёнка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй»)
- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)
(Воспитатель даёт точное определение выражения.)
- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.
- А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)
- Потому что чего - то боятся, от испуга.
- Что сделал телёнок? (Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.)
- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)
(Воспитатель даёт точное определение выражения.)
- «Задрав хвост» значит поднять кверху.
- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)
(Воспитатель даёт точное определение выражения.)
- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать своё преимущество над соперником.
- Что значит «растопырил»? (Ответы детей)
(Воспитатель даёт точное определение выражения.)
- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Телёнок неуклюже расставил передние ноги.
- Что закричал теленок? (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел телёнок и побежал к корове-матери, жаловаться)
- Что сказал он матери? (Ёж меня за язык укусил.)
- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)
- Куда в это время покатился ёж? (А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)
- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был телёнок, и он был намного больше ежа).
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле ёж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался телёнка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему телёнок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас ёж – богатырь, – шёпотом со страху говорили звери.)
- Почему они это говорили шёпотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)
- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»
- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
(Заключительную фразу «У нас ёж-богатырь!» дети произносят шёпотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчётливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)
Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.
Физкультминутка «Ёжик»
Подожди, колючий ёж (разводим руки в стороны затем перед грудью)
Ты скажи: куда идёшь? (ходьба с высоким подниманием колен)
К рыжим белкам я иду, (прыжки на месте)
Им иголки я несу. (вращение руками сцепленными в замок)
5 портних за 5 минут (поочерёдно загибаем пальцы правой руки в кулак)
Рукавицы мне сошьют. (загибают пальцы левой руки в кулак, встряхивают)
IV. Повторное чтение сказки
Повторное чтение сказки с демонстрацией опорных картинок во время чтения.
V. Пересказ и драматизация
Воспитатель: А теперь предлагаю вам не только пересказать этот рассказ, но и обыграть его. Но, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроём, даже вчетвером.
В этом вам поможет мнемотаблица
(Двое детей пересказывают произведение.)
Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребёнка на роль телёнка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль ежа. Ёж выбирает ежиху, а ежиха – корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие.
VI. Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились?
Дети: «Ёж»
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: Алексей Николаевич Толстой.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»
Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»
Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования;- уточни...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи: Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»
Цель: показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»
Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
Конспект занятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»...