Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Орлова Елена Рэмовна

Конспект занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 Красносельского района Санкт- Петербурга

Конспект занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»,

в подготовительной группе.

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Орлова Елена Рэмовна

Апрель 2022

г. Санкт-Петербург

2022

Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Обучающие задачи:        

- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонационную выразительность речи;

- обогащать активный словарь детей по теме.

Развивающие:

- развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок;

- развивать диалогическую речь.

Воспитательные:        

- воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.

Материалы и оборудование: картинки животных, мяч,  аудиосказка, презентация к занятию; интерактивное оборудование.

Ход ООД

I. Организационный момент

«Мой друг»

Воспитатель: Доброе утро!

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке.

И по ёлкам ловко скачет,

И влезает на дубы,

И в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

Эта рыжая плутовка

Ловит мышек в поле ловко.

Хоть похожа на собаку,

Никогда не лезет в драку.

Нет хитрей её в лесу,

И узнали мы … (лису.)

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ... (волк.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (медведь)

Трав копытами касаясь,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Ходит по лесу красавец,                                                                                                                                

Ходит смело и легко,                                                                                                                                

Рога раскинув широко. (лось)

(Дети отгадывают загадки)

Воспитатель: Молодцы! А что объединяет всех этих животных?

Дети: Эти все животные живут в лесу, они дикие животные.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?»

Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите  какое это животное:

Лиса  какая? … (Хитрая, рыжая …)

Медведь какой? … (Сильный, большой, косолапый …)

Рысь какая? ... (Рыжая, пятнистая, быстрая …)

Волк какой? … ( Серый, зубастый …)

Заяц какой? … (Трусливый, быстрый …)

Воспитатель: А сейчас мы поговорим об ещё одном диком животном.  Я сейчас вам его опишу, а вы угадайте кто это.

Полежала между ёлками                                                                                                                          

Подушечка с иголками.                                                                                                                            

Тихонечко лежала,                                                                                                                                  

Потом вдруг побежала.

Дети: Ёжик.

II. Чтение сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Ёж», которую написал русский писатель А. Н. Толстой.

Слушайте внимательно.

Телёнок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

– У нас ёж – богатырь, – шёпотом со страху говорили звери.

III. Беседа по содержанию

Воспитатель: Вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей) Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением.

Вопросы

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

- Кого увидел телёнок  в сказке? (Телёнок увидел ежа.)

- Что телёнок сказал ежу? (Я тебя съем.)

- А ёж знал, что телёнок не ест ежей? (Ёж не знал, что телёнок ежей не ест.)

- Кого испугался ёж? И что сделал ёж? (Еж испугался телёнка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй»)

- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)

(Воспитатель даёт точное определение выражения.)

- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.

- А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

- Потому что чего - то боятся, от испуга.

- Что сделал телёнок? (Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.)

- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

(Воспитатель даёт точное определение выражения.)

- «Задрав хвост» значит поднять кверху.

- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

(Воспитатель даёт точное определение выражения.)

- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать своё преимущество над соперником.

- Что значит «растопырил»? (Ответы детей)

(Воспитатель даёт точное определение выражения.)

- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Телёнок неуклюже расставил передние ноги.

- Что закричал теленок? (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел телёнок и побежал к корове-матери, жаловаться)

- Что сказал он матери?  (Ёж меня за язык укусил.)

- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

- Куда в это время покатился ёж? (А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)

- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был телёнок, и он был намного больше  ежа).

- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

- А на самом деле ёж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался телёнка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему телёнок закричал и убежал.)

- А что говорили звери про него? (У нас ёж – богатырь, – шёпотом со страху говорили звери.)

- Почему они это говорили шёпотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

(Заключительную фразу «У нас ёж-богатырь!»  дети произносят шёпотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчётливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)

Воспитатель: А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

Физкультминутка «Ёжик»

Подожди, колючий ёж (разводим руки в стороны затем перед грудью)

Ты скажи: куда идёшь? (ходьба с высоким подниманием колен)

К рыжим белкам я иду, (прыжки на месте)

Им иголки я несу. (вращение руками сцепленными в замок)

5 портних за 5 минут (поочерёдно загибаем пальцы правой руки в кулак)

Рукавицы мне сошьют. (загибают пальцы левой руки в кулак, встряхивают)

IV. Повторное чтение сказки

Повторное чтение сказки с демонстрацией опорных картинок во время чтения.

V. Пересказ и драматизация

Воспитатель: А теперь предлагаю вам не только пересказать этот рассказ, но и обыграть его.  Но, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроём, даже вчетвером.

 В этом вам поможет  мнемотаблица

(Двое  детей пересказывают произведение.)

Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребёнка на роль телёнка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль ежа. Ёж выбирает ежиху, а ежиха – корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие.

VI. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились?

Дети: «Ёж»

Воспитатель: Кто написал эту сказку?

Дети: Алексей Николаевич Толстой.

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Дети: Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи:  Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.Задачи:Образовательные:- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;- активизировать словарь детей на основе уг...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить  доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»

Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.Обучающие задачи:   - учить детей пересказывать сказку,...