Открытое занятие по развитию речи "Маша идет в школу" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Филиппова Ирина Викторовна

НОД по развитию речи в старшей  группе «Пчелки»

Тема:  «Маша идет в школу»

 

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, музыкальная, физическая.

Цель. Развитие речи детей.

Задачи. Закреплять составление  предложения, слова; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

 Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию.

Расширять словарь детей.

Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

 

Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.

 

Оборудование: рисунок или кукла Маши, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, песня из мультфильма «маша и медведь»,  

 

Методы и приемы:

- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

- практические (игровые).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: pcs_popular_2                                         Российская  Федерация   Ямало - Ненецкий  автономный  округ 

с. Харсаим                 Управление образования  Муниципального  образования  Приуральский район

Ямало-Ненецкий,  а/о              

Приуральский  район

ул. Полярная, д.7       Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с.Харсаим

ф. 8(34993)  21-4-07

e-mail: MDOU_ harsaim @ mail. ru   

НОД по развитию речи

 в старшей группе «Пчелки»

МОУШкола с.Харсаим

Тема: «Маша идет в школу»

Воспитатель: Филиппова Ирина Викторовна

С.Харсаим

Октябрь 2021г.


НОД по развитию речи в старшей  группе «Пчелки»

Тема:  «Маша идет в школу»

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, музыкальная, физическая.

Цель. Развитие речи детей.

Задачи. Закреплять составление  предложения, слова; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

 Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию.

Расширять словарь детей.

Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.

Оборудование: рисунок или кукла Маши, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, песня из мультфильма «маша и медведь»,  

Методы и приемы:

- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

- практические (игровые).

Содержание организованной детской деятельности

1. Введение игрового момента.

Здравствуйте,  ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие.

К нам в гости придёт будущая первоклассница.

     Послушайте запись и   определите, из  какого она мультфильма.

(Звучит аудиозапись из мультфильма «Маши и медведь».)

- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так «Маша идёт в школу».

 - А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу).  Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

2. Основная часть.

1)  - Ребята, как вы знаете, Маша  любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас  расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице она побывала.

- Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.  (Ванная)

- Зевают, отдыхают, спят…(Спальня)

- Пляшут, поют, кружатся…(Муз. зал)

Была в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются … (Когда это бывает?) (Утром)

- обедают, благодарят, ложатся спать…(Днём)

- одеваются, прощаются с детками и воспитателем …(Вечером)

2)  - И  вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила.

     По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из  портфеля, называть его и описывать.

    Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.

Игра «Опиши предмет».

 (Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? 

                                         (Школьные принадлежности).

(Воспитатель складывает всё в портфель).

3)  - Взяла Маша портфель и отправилась в школу, но она не знала, что   в школе нужно владеть определёнными знаниями.

        Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.

- Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении?

Солнце светит. (2)

На дереве поют птички.(4)  

Облака плывут по небу. (4)

 Попробуйте придумать своё предложение, любое.

4) -  Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков).

 - На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).

- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)

- Давайте назовём гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э

- Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие).

Поиграем в игру «Ты мне – я тебе». 

Я «говорю» вам твёрдый звук, вы мне назад «мягкий».

(Воспитатель говорит твёрдый звук, ребёнок, говорит мягкий звук.)

5) – Молодцы! Теперь Маша умеет  читать слова в предложении и  различать звуки. Но,  ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Тетрадь, карандаш, линейка, ластик, альбом, краски, кисточка…

6) - Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг, возьмитесь за руки.

Физкультминутка  “Если есть хороший друг…”

Настроение упало,                 Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

Дело валится из рук…          “Бросают” вниз руки…

Но ещё не всё пропало,          Грозят указательным пальчиком

Если есть хороший друг.       Хлопают в ладоши.

С делом справимся вдвоём,    Берутся за руки.

С облегчением вздохнём –     Вздыхают.

Настроение поднимем           Поднимают сцепленные руки вверх.

И от пыли отряхнём!         «Отряхиваются» от пыли, улыбаются друг другу).

7) - Теперь настроение у всех будет хорошее.

 – Вы уже знаете, что Маша большая озорница и  любит разные игры.

И вам  предлагает игру «Наоборот»  (С мячом).

Я называю слово, а вы противоположное.

   Радостный –грустный, печальный

   Светлый – темный

   Сухой – мокрый

   Тишина – шум

   Часто – редко

    Ясный – пасмурный

   Плохой - хороший

   Тёмный – светлый

Храбрый -  трусливый

Высокий – низкий

Лёгкий – тяжелый

Тихо – громко

 Широкий – узкий

Холодный -  горячий и т. д.

 

8) - Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно…Так это же письмо от Мишки! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы  или нет. Мы постараемся?

– Итак, первое задание. Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.

Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.

Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

9) Второе задание. Игра «Один - много».

- Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот  у кого много мячей, показывает свою карточку и называет- много мячей (шар - шаров,  дом - домов, цыплёнок -  цыплят, слоненок - слонят, пальто – пальто, карандаш- карандашей и т. д.)

10) - Молодцы! Ещё одно задание. Вам нужно найти лишний предмет.

Игра “Четвёртый лишний”.

3. Заключительная часть. 

 – Молодцы, я  напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справились. А какие задания вам понравились больше всего?

-  Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу.

 Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи во 2 мл.группе. Перессказ сказки "Теремок" с помощью моделирования.

Интересное занятие в игровой форме. Рассказывание русской народной сказки "Теремок" с помощью моделирования. Программное содержание: Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, ...

Открытое занятие по развитию речи во 2 младшей группе " Здравствуй солнышко - колоколнышко!"

Программное содержание: Обучающие задачи : Закрепить правильное произношение звуков ж, ш, з, д, ф.Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу – мяу, вить – вить, ля – ля, пи – пи, цвирь – ц...

Конспект открытого занятия по развитию математических способностей в средней группе

Цель занятия: закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать геометрические фигуры, используя осязание и зрение.Закрепить знание основных цветов. Формировать умение сосред...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе "Волшебный сундучок"...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...