Конспект по развитию речи, подготовка к обучению грамоте "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Чтение художественной литературы "Снегурочка" с использованием картин Васнецова,видеотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc | 50.5 КБ |
prezentatsiya2.ppt | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Снегурочка» в старшей группе № 4.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
- Образовательные: приобщать детей к художественной литературе; познакомить детей с русской народной сказкой; помочь детям понять содержание сказки;
- Развивающие: развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи; формирование словаря; формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи слова; развивать умение детей интересно, составить рассказ по картинке, употребляя предлоги, прилагательные; совершенствование диалогической речи;
- Воспитательные: воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству, любовь к близким людям.
Словарная работа: активизировать употребление в речи детей
-антонимов: далеко-близко, высоко-низко, широкий-узкий, мало-много.-прилагательных-определений
Материалы, оборудование: ноутбук, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
В.:Здравствуйте, ребята. Какие вы красивые, нарядные! Я очень рада вас видеть! (ответы детей)
-Ребята, я хочу подарить вам хорошее настроение.Только оно у меня где-то
запропастилось. Давайте вместе поищем его.(Встаем в круг)
-Может быть, оно в небе высоко? (Тянемся вверх за руками)
-Может быть, оно на земле низко? (Приседаем, ищем на полу)
-Может быть, оно совсем далеко? (Прикладываем ладонь ко лбу, смотрим вдаль)
-А может быть, близко-близко? (Оглядываемся вокруг себя)
-Может быть, оно в широком кругу? (Берёмся за руки, делаем широкий круг)
-А давайте посмотрим в узком... (Делаем узкий круг)
-Ах, да вот же оно! У меня в кармане лежит!
Держите! Всем дарю хорошее настроение!
-Было у нас хорошего настроения мало (Показываем руками мало)
-А теперь стало много-много!!! (Широко разводим руки)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Дети, хотите узнать, кто появиться сейчас на экране? Тогда вам нужно отгадать загадку, и узнаем, о ком мы будем говорить.
Красная девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)
- Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская народная сказка «Снегурочка»).
А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные сказки?
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
Слушайте внимательно. - «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них».
«Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
Чтение сказки.
Беседа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
-Почему сказка называется «Снегурочка»? ( слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
В.: Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
Физминутка
Рано утром на полянку друг за другом мы идем (Ходьба с высоко поднятыми ногами)
И все дружно по порядку упражнения начнем.
Раз – подняться, потянуться. (Встать на носочки, поднять руки вверх)
Два – согнуться, разогнуться. (Наклоны вниз, встать – руки в стороны)
Три – в ладоши три хлопка. (Хлопки в ладоши)
Головою три кивка. (Наклоны головы)
На четыре – руки шире. (Руки в стороны)
Пять – руками помахать. (Взмахи руками)
Шесть – на место тихо встать. (Встать в исходное положение)
Для Вас Снегурочка приготовила конверты с заданиями. Хотите узнать. Что там?
1 конверт. Игра «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
- Жили ладно – это как?
- Приладили ручки и ножки – что сделали?
- Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
- Души старики в дочке не чают – это как?
- Работа в руках спорится –
- Неможется –
- Свечерело –
- Стали кликать Снегурочку –
2 конверт. Речевая зарядка (звуки Р – Р - Л – Л ).
Ло –ла – ло –на улице тепло.
Ре –ро – ре – стоит домик на горе.
Ры –ру –ры – нас кусают камары.
Оль –оль –оль –мы купили соль.
Арь –арь –арь –на стене висит фонарь.
Ра –ру –ра – тебе играть пора.
теме, совершенствовать навыки звукового анализа слов).
3 конверт. Посмотрите на картину и назовите слова, где первый звук С
1 ребенок. Снег. Первый звук С
2 ребенок. Снегурочка – слово начинается со звука С
3 ребенок. Следы
4 ребенок Снежинки.
Воспитатель. Посмотрите на картину и назовите слова, где первый звук Ш
5 -6 ребенок. - Шапка, шуба.
Молодцы. Вы отлично справились с заданием.
4 конверт. Задание «Деление слов на слоги»
Эхо.
Дед.
Ба –ба.
Зи-ма.
Вес- на.
Сол – ны- шко.
Об- ла- ко.
Кос –тер.
Сне – гу- ро - чка.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
-Ребята, вам понравилось наше занятие?
А что вам особенно понравилось?
Что тебе больше всего запомнилось?
Что вы расскажете своим друзьям?
-Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали!
Я очень довольна и Снегурочка очень рада
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Снегурочка Виктора Михайловича Васнецова(1899г)
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают .
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем. — Давай, — говорит старуха. Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок .
Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются. И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась — Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется? — Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова. Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку: — Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать. Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила: — Поди, дочка, повеселись с подружками! Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать её: — Ау, ау, Снегурочка! Только эхо им в лесу и откликнулось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи ( подготовка к обучению грамоте )в старшей группе.Знакомство со звуком «К.»
Цель: Учить выделять и правильно произносить звук «К» в словах, фразах и изолированный, подбирать слова на заданный звук.Закреплять представления о слове, что слова могут быть длинные и короткие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...
Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте
Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте в старшей группеЦель. Закрепление представления детей о слове.Образовательные задачи.Закрепить понятие «Слово», разли...
"Знания - ключ ко всему" Конспект занятия по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знания-ключ ко всему»Возрастная группа: старшаяПродолжительность занятия: 25 минут.Цель: актуализация и систематизация знаний детей ...