Консультация для воспитателей "Хорошая речь-основа развития личности ребенка"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Развитие словообразования дошкольников с помощью речевых дидактических игр и упражнений
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Хорошая речь – основа развития личности ребёнка»
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. К.Д. Ушинский подчеркивал, чтобы усвоить грамматически правильную речь, в дошкольном возрасте у ребенка необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе. Одной из основных задач развивающей работы д/с является формирование у детей грамотной речи. Для этого необходимо развивать активный словарь ребенка, связную речь, звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, любовь и интерес к художественному слову. Одно из направлений грамматического строя речи – словообразование, это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования. Словообразование включает в себя лексико-грамматические игры и упражнения, направлены на формирование умений:
- правильно употреблять несклоняемые существительные;
- правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
- согласовывать слова в предложении в роде и числе;
- образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
Грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности. Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра. Как ведущий вид деятельности дидактическая игра. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Наиболее ярко у детей проявляется словотворчество – процесс формирования правил, обобщений, где дети говорят свои новые слова. Дети овладевают системой словоизменения – образование форм слова при изменении слова по падежам, числам, родам, временам (мама, мамы, маме, мамой; шел, шла, шли; зеленый, зеленая, зеленые, зелеными).
Дидактическая игра «Большой – маленький»
Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительной и ласкательной формы.
Дать ребенку три карточки одного вида животного. Пусть ребенок самостоятельно или с помощью взрослого расположит правильно животных: кошка-котенок-котята; корова-теленок-телята.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова
Дидактическая игра «Кто у кого?»
Цель: закреплять знания детей о животных, названиях детенышей и семьи. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.
Дидактическая игра «Папа, мама, детеныш»
Рассматривая, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок), учить образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок. Развивать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительного.
Д/и «Кого не стало»
Цель: учить употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).
Д/и «Чей голос?»
Цель: учить образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает).
Д/и «Кто что делает?», «Добавь слово»
Цель: учить применять в речи глаголы с приставками.
Развитие словообразования разных частей речи происходит последовательно. Можно выделить три этапа работы по формированию словообразования:
1-й этап: закрепление продуктивных словообразовательных моделей.
2-й этап: работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3-й этап: уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.
Д/и «Назови ласково»
Цель: учить образовывать новые однокоренные слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Д/и «Подбери родственные (однокоренные) слова»
Д/и «Чья? Чьи?»
Цель: закрепить образование притяжательных прилагательных.
Чьи хвосты, чья голова, чье ухо, чьи уши?
Нарушения словообразования у детей проявляются в трудности в подборе родственных слов; в неумении образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Эта невозможность обусловлена недостаточным пониманием изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; непониманием значения словообразующих морфем.
Д/и «Куда что кладут» (посуда)
Цель: учить детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
Д/и «Назови профессии»
Цель: учить называть профессии (словообразование существительных мужского рода) с суффиксом –щик-.
Барабанщик, угольщик, стекольщик, кладовщик, танцовщик, дрессировщик, часовщик, сварщик, носильщик.
Таким образом для нормализации словообразовательных навыков детей необходима систематическая целенаправленная работа с детьми и тесная взаимосвязь с развитием всех компонентов языковой системы. Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствованию связной речи, активизации и пополнению словаря
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Познавательная активность-как фактор развития личности ребенка"
Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира....
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Коррекционная ритмика как средство развития личности ребенка с ЗПР»
КОНСУЛЬТАЦИЯ Тема «Коррекционная ритмика как сред...
Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...
Консультация для родителей "Музыка в развитие личности ребенка"
Консультация для родителей "Музыка в развитие личности ребенка"...