Консультация "Познавательная активность-как фактор развития личности ребенка"
консультация ( группа) на тему

Ярахтина Алёна Юрьевна

Познавательная активность  выступает движущей  силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию  предметов и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь  на самостоятельный поиск  и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности . Современное общество достаточно  информативно , поэтому у ребенка  много возможностей для получения знаний из самых разнообразных источников( от ближайшего  окружения  .из литературы . искусства, . т.д. ).Однако  развитие личности невозможно свести лишь к обладанию знаниями.

В картине мира детей все окружающее принадлежит им по праву рождения. Детство существует по собственным законам. Оно имеет свой язык, представления, способ представления увиденного. Детская  непосредственность , фантазия и воображение создают часто непостижимую для нас реальность . Детство-период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений , где он доверительно  открыт миру, а тот открывается ему . Детство - период времени , который подвластен только ребенку , где он не только расширяет свою познавательную активность. но и бесконечно расширяет границы окружающего.

Целевыми задачами  процесса развития познавательной активности считаются изменения через "формирования" и "приобретения". Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами;

- согласованностью,

-преодолением,

-осознанием собственного положения,

-интересом к новому.

Познавательная активность может проявляться во внешнем и внутреннем поведенческих планах. При этом внутренней активности может соответствовать некоторая  составляющая  активности внешней, но необязательно. Внешние формы проявления  могут быть различными:

-вынесение суждений о чем - либо,

- анализ ситуаций и планирование  деятельности,

- оценка и принятие решений,

- информационный поиск,

-нахождение пробелов в собственных ресурсах,

- постановка и формулировка прикладных задач,

Каждый аспект активности вносит свой вклад  в становление  познавательной активности ребенка.

Активность- движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.

Признаки активности:

-выражается в производимых действиях, обусловленных внутренним состоянием личности,

- определяется наличием собственной цели,

-предполагает способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях , присущих ребенку от рождения. В дошкольном  возрасте  на основе этой потребности у  него формируется  стремление узнать и открыть для себя  как можно больше. Познавательная активность  выступает движущей  силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию  предметов и явлений окружающего мира.

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные  знания об окружающей жизни.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра , в ней развиваются духовные  и физические  силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

   Поэтому ребенку необходимо создать условия для игры . Игра- самоценная форма  активности ребенка дошкольного возраста. Своевременное развитие игровой деятельности ,  достижение ребенком  творческих результатов в ней является особенно важным.

Игра выполняет свою развивающую функцию только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной или самодеятельностной. Через игру развивается познавательный интерес, формируется личность ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.

Данное сообщение представляет собой обобщенную информацию о понятии активности, которое является важным при рассмотрении всего процесса детского развития. Информация имеет ценность как для работников ...

Социальный педагог в системе образования. Развитие креативности как фактор развития личности ребенка.

Статья о роли социального педагога в образовательной организации и о важности развития креативности как фактора более лучшей адаптации детей в современном обществе и постоянно меняющимся жизненным сит...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

«Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.»

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка....

"Познавательная активность как фактор развития личности ребенка-дошкольника"

Рекомендации для родителей о необходимости стимулировать познавательное развитие ребенка-дошкольника, не форсируя события, проявляя терпение, давая возможность ребенку заниматься привычными играми, де...

Информационный лист «Познавательная активность как фактор развития личности ребенка-дошкольника»

Информационный лист«Познавательная активность как фактор развития личности ребенка-дошкольника»...