"Таинственный космос"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данная разработка направлена на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», освоение космоса людьми. Воспитание чувства гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tainstvennyy_kosmos_starshaya_gruppa.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для старшей группы
Тема: «Таинственный космос»
Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: коллективная деятельность (работа по подгруппам).
Материал и оборудование: демонстрационный материал, макеты планет, художественный материал.
Планируемые результаты: развитие интереса к космосу.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «Солнечная система»;
- рассказать об основных планетах и их характерных признаках;
- сформировать знания о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать кругозор, мышление, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению Солнечной системы.
Ход НОД
I. Вводная часть (мотивационный этап) – 3 мин.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте дружно возьмемся за руки и сделаем красивый круг (Воспитатель вместе с детьми встает в круг.) Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Импульс». Воспитатель предлагает детям отправить рукопожатие по кругу и начинает первым.
Артикуляционная гимнастика по теме.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Дети отвечают.) Сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное космическое путешествие, где вы увидите много нового и интересного. А как вы думаете, на чем можно отправиться в такое путешествие? (Дети отвечают – на ракете.) Чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.
Завести моторы! (Дети вращают руки перед грудью.)
Соединить контакты. (Соединяют кончики пальцев рук.)
Приготовится к запуску ракеты! (Приседают.)
Пуск! (Встают и поднимают руки вверх.)
Мы взлетели. Отправляемся в долгий путь.
II. Основная часть (деятельностный этап) – 20 мин.
Воспитатель: Вот мы и прибыли с вами в необычное место. Это космический планетарий. Скажите, может, кто-то уже знает, что это?
Воспитатель показывает на модель Солнечной системы. Дети отвечают, что это. Если их ответ правильный, воспитатель хвалит детей, если нет – уточняет.
Воспитатель: Это Солнечная система. Она включает в себя центральную звезду – Солнце – и все естественные космические объекты, которые вращаются вокруг него. Солнце дает жизнь всему живому на Земле и словно раскаленный огненный шар раздает тепло ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера), очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса, очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете Земля температура оказалась не низкой и не высокой, а очень удобной для появления и развития на ней жизни. Посмотрите, какие есть планеты.
Дети рассматривают планеты.
Воспитатель: В Солнечной системе девять планет. Большинство из них ученые назвали в честь греческих и римских богов. Давайте познакомимся с каждой планетой.
Воспитатель рассказывает детям о планетах и дает им краткие характеристики.
Рассказ о планетах Солнечной системы:
Меркурий. Это самая близкая к Солнцу планета. При этом Меркурий почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой – очень холодно. Поверхность этой планеты каменистая и пустынная, на ней нет ни воды, ни воздуха.
Венера. Это вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле, есть атмосфера – воздушная оболочка. Только состоит она не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно. Еще на ее поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий. Венера – самая яркая планета на небе.
Земля. Эта голубая планета, третья по счету от Солнца – наш общий дом. Здесь живем мы, звери, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звездами. И еще у планеты Земля есть маленькая подружка – Луна, которая является спутником Земли.
Марс. Это красная маленькая планета – четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, его там почти нет. Также почти нет воды, хотя ученые ее все время ищут, ведь когда-то ее, возможно, было очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну еще предстоит разгадать. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.
Педагог собирает вокруг себя детей и проводит физкультминутку (1 мин.)
Юпитер. Это самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн. Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Ее удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.
Уран. Это таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет, и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик. Его называют «лежачей» планетой.
Нептун. Это восьмая по счету ледяная и очень холодная планета. Она находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают ее поверхности. На Нептуне дуют сильнейшие ветра, и поэтому погода на ней не просто зимняя, а, по космическим меркам, совсем холодная, так что все на ней, даже газ, превращается в лед.
Плутон. Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты. Теперь ее называют карликовой планетой и ко взрослым планетам не пускают. Может, Плутон еще совсем младенец, и ему просто надо подрасти?
Воспитатель: Ну что, давайте еще раз повторим названия всех планет и сосчитаем их.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Планеты»
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (А. Хайт)
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, но нам пора возвращаться в группу. Мы еще не раз побываем в космическом планетарии. А теперь готовимся к взлету, поехали!
Воспитатель предлагает детям создать коллаж «Планеты Солнечной системы». Дети самостоятельно делятся на подгруппы, выбирают художественный материал по своему желанию (бумагу разных цветов и фактуры, карандаши, гуашь, фломастеры и т. д.) и оформляют коллаж
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 мин.
Педагог проводит рефлексию и вешает коллаж на стену или стенд так, чтобы его видели дети
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое игровое занятие «Таинственный космос».
Целью занятия является развитие ассоциативного мышления, образного, эмоционального восприятия цвета, овладение техническими навыками в работе с «живым» цветом....
Этот таинственный космос Конспект НОД по развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы /для воспитателей ДОУ/
Этот таинственный космосКонспект НОДпо развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы/для воспитателей ДОУ/...
Проект "Этот таинственный космос"
Познавательный исследовательский проект в подготовительной группе«Этот таинственный космос»Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представле...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Таинственный космос" Возраст детей 6-7 лет
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Таинственный космос"Возраст детей 6-7 лет....
Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей группе. Тема «Таинственный космос».
Программное содержание: - Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета);- Уточнить знания об исследованиях Вселенной, космонавтах;- Расширить знания о планете З...
Образовательная деятельность по рисованию в подготовительной группе «Таинственный космос»
Конспект занятия...
Конспект НОД "Таинственный космос" для детей старшего дошкольного возраста
Тематическое развлечение, посвященное Дню космонавтики, для детей старшего дошкольного возраста, цель: формирование и систематизация знаний о космосе....