Конспект НОД "Таинственный космос" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Оболдина   Алина Алексеевна

Тематическое развлечение, посвященное Дню космонавтики, для детей старшего дошкольного возраста, цель: формирование и систематизация знаний о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие ко Дню космонавтики 40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое развлечение на тему: «Таинственный космос»

(для детей подготовительной группы)

Цель: Формирование и систематизация знаний о космосе.

Задачи:

- Расширить  представления детей о космонавтах, космическом пространстве, о планетах Солнечной системы;

- активизировать словарный запас по теме: названия планет, звезд, космического транспорта, расширить их кругозор;

- развивать внимание, память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, находчивость; конструктивные способности; 

- совершенствовать эмоционально-волевые качества личности;

- закреплять умения следовать инструкциям педагога, навыкам работы в командах; развивать у детей двигательную активность, ловкость, быстроту реакции;

- воспитывать взаимопомощь, дружеские  отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

- воспитывать чувство гордости за нашу страну, её героев — космонавтов, уважение к трудной и опасной профессии космонавта;

- создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.

 Интеграции образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие.

Технические средства: ноутбук, мультимедийная установка, музыкальный центр

Методы: игровые,  наглядные, словесные, практические.

Словесные приемы: беседа, рассказ, художественное слово (стихи, загадки); обсуждение,  вопросы, поощряющая оценка.

Наглядные средства: карта солнечной системы, схема ракеты,  оборудование для проведения опытов; «звезды»,солнышко.  

Оборудование:   обручи, гимнастические палки, фитболы, тоннели. Предварительная работа: До проведения этого занятия дети ознакомлены со следующими темами: «Солнце. Солнечная система», «Космическое путешествие на планету Меркурий и Венеру», «Космическое путешествие на Луну», «Космическое путешествие на Марс», «В гости к планетам–гигантам Юпитеру и Сатурну», «Космическое путешествие на Уран и Нептун», «Знакомимся с космическими телами»,

                         Дети под музыку  входят в зал.   

 

       Ведущий:  Какой сегодня  солнечный , прекрасный день!  Много лет назад в этот   день   произошло самое грандиозное событие в нашей стране  

     

                                     День сегодня не простой,

                                     Это в мире знает каждый.

                                     Впервые в космос полетел

                                     Человек с земли отважный.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ведущий: (слайд заставка) Какой праздник сегодня?

Дети: День Космонавтики.

Вед. Правильно ребята, день космонавтики. Именно 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет. А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе? А на чем он полетел в космос?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле  «Восток». Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара.

- А вы бы хотели полететь в космос?

- Дети: да!

 

Под музыку появляется Звездочет.

Здравствуйте, ребята! Я - звездочет , наблюдаю за звездами и планетами,  я много интересного знаю о тайнах космоса.

 Я тут  слышал вы в полет собираетесь ,чтобы в космос полететь, надо многое уметь.  А вы знаете, какую подготовку должен пройти космонавт перед полетом?

Ведущий: Наши ребята прочитают стихи о том, как стать космонавтами.

- Он пример для всех ребят,

Его зовут героем.

Гордо носит космонавт

Звание такое.

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

- Показаться и врачу –

Здесь экзамен строгий.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

И поэтому нельзя

Здесь без тренировки.

- Очень много предстоит

Испытаний разных.

Тот, кто в космос полетит,

Их пройти обязан.

Песня : «Марш юных космонавтов»

 

Звездочет:  Каждый   космонавт, готовясь к полету, проходит спортивную подготовку. Вот я сейчас проверю, как вы с этим заданием справитесь.

Разминка «Солнышко лучистое» (слайд- солнце)

Звездочет:  Молодцы, я вижу с физической подготовкой у вас все в порядке.

А теперь я расскажу вам много интересного о тайнах космоса,  это вам пригодится в космическом путешествии.

Звездочет:  (слайд - звездное небо) Вечером, посмотрев на небо, мы видим множество звёзд. Они нам кажутся маленькими блестящими точками. Чтобы увидеть их поближе люди придумали специальные подзорные трубы , подскажите , как они называются?

 Дети: телескопы.(слайд – телескоп) 

Звездочет:  А вы знаете, что наша планета не единственная во Вселенной? Их много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система.  

Давайте посмотрим  в телескоп на разные планеты Солнечной системы и назовем их (Слайд -  Солнечная система)

(  «Планеты Солнечной системы», слайд №3)

Звездочет:

1.Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. На этой планете очень жарко! Ведь она находится близко к горячему Солнцу. (показ слайда «Меркурий», слайд №4)

 

Звездочет: 2.Вторая от Солнца планета – Венера. Венера похожа на кристаллик горного хрусталя.   (  «Венера», слайд №5)

Звездочет:

3.Третья планета от Солнца – это наша планета Земля. Посмотрите, как она выглядит из космоса.

Звездочет:

 (  «Земля», слайд №6)

Звездочет:

 

4.Четвертая планета Солнечной системы – Марс. Он отличается от других планет красноватым свечением, поэтому Марс называют «красной планетой».

  ( «Марс», слайд №7)

Звездочет:

5.Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы. Юпитеру достается мало тепла от Солнца. Поэтому там царит вечная зима.

 

(  «Юпитер», слайд №8) :

6. Звездочет:

Шестая от Солнца планета – Сатурн. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет. Ее окружают удивительные кольца из ледяных глыб и камней.

 

(  «Сатурн», слайд №9)

 7 Звездочет: Седьмая от Солнца планета – Уран. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

8. Звездочет: Нептун – восьмая от Солнца планета. Она кажется темно- голубой, потому что ее окружает газ.

(  «Уран», слайд №10)

9.Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это планета – крошка, она самая холодная планета Солнечной системы

 Звездочет: Теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы.  

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон

Вед: Молодцы, действительно все планеты знаете, а вот скажите что такое Луна?

Ответы: Спутник Земли

Вед: Поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких. Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как они выглядят.

Эксперимент «Лунные кратеры»

В чашку или тарелку насыпается горка муки. Бросаем туда пластилиновый шарик. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.

Вед:  Молодцы действительно вы много знаете, и я думаю, вы готовы отправиться в космическое путешествие. Согласны?

Ответы детей: Да

Звучит музыка, (слайд №11– летающая тарелка),  а затем входит Инопланетянин.

Звездочет: Кто Вы и откуда появились?

Инопланетянин. Я  Инопланетянин, путешествовал по планетам и мой летательный аппарат сломался и поэтому я оказался у  вас.  Куда же я попал,   как называется ваша планета?

Дети хором: Планета Земля.

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше Звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Инопланетянин.  Ребята, что же мне делать, как мне вернуться на мою планету?

Вед: Ребята, как мы можем помочь нашему космическому гостю?

Дети высказывают  свои предложения (построить луноход,  ракету и т.д).

Звездочет:  Да, издавна люди хотели узнать больше о дальних звёздах, других планетах, есть ли на них жизнь.  И   поэтому люди стали строить космические ракеты.

Инопланетянин.  Что это такое космические ракеты и как они выглядят? Можно ли на них путешествовать? Я так хочу попасть на Луну!

 

Звездочет: Не расстраивайся, наши  ребята  всегда приходят на помощь друзьям,  они   построят для тебя ракету. 

 

1.Игра - эстафета «Построй ракету»

Дети собирают ракету по схеме - из гимнастических палок и обручей. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Звездочет:- Ну что ж,    ракеты  для нашего гостя готовы, выбирай любую! Может отправляться в полет.

Инопланетянин: Спасибо, вы так мне помогли!  Я теперь снова могу    отправиться  в космическое путешествие.

 А вам хочется со мной попутешествовать? - (Ответы детей)

-Тогда в путь!

Звездочет: Далекие звезды на небе горят,

Зовут они в гости ребят,

Собраться в дорожку не долго для нас,

И вот мы к полету готовы сейчас!

 Внимание! Внимание! Даю команду на взлет космического корабля!

5, 4, 3, 2, 1! Пуск!

 2  Игра- эстафета «Бегом в ракету» Дети по команде, по очереди, преодолевая препятствия должны быстро занять место в ракете .

Звучит космическая музыка.

Ведущая:

- Посмотрите в иллюминаторы, какая красивая наша планета Земля из космоса.  (слайд –Земля из космоса)

Инопланетянин :

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

 

Инопланетянин: Вижу млечный путь. (слайд №12- млечный путь)                       Мле́чный Путь  — галактика, в которой находятся ЗемляСолнечная система и все отдельные звёзды.

Предлагаю по нему пройти.

Игра -  эстафета «Млечный путь»

Дети становятся в команды.  По сигналу дети шагают по «звездной дорожке», рисуют на мольберте звезду  и обратно возвращаются бегом.

Звездочет: Вот мы и на Луне. (слайд№13 - Луна)

Луна́ — естественный спутник Земли.   Второй по яркости  объект на земном  небосводе после  Солнца.  Давайте по ней погуляем.

   Игра - эстафета «Прогулка по луне»

По сигналу на мячах-фитболах прыгать до ориентира, обогнуть ориентир, вернуться. Эстафета передается передачей мяча. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.

Инопланетянин: А теперь я хочу проверить, сможете ли вы  отгадать космические загадки.

«Загадки от Инопланетянина»

По ночному небу рассыпался горох.

Блестит и мерцает.

Все видят его, а собрать не могут. (Звёзды)

Бывает долькою она.

Бывает полною… (Луна)

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

- Человек, который летает в космос. – (Космонавт)

- Как звали женщину-космонавта, которая первая полетела в космос? (Валентина Терешкова)

-

Как называется место для запуска ракет? 
( Космодром).

 - На каком пути ни один человек не бывал?  (млечный путь)

- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?                                   (Большая Медведица или Малая Медведица)

Инопланетянин: Все загадки вы отгадали, молодцы! Я  хочу с вами поиграть.

 Игра «Космонавты» (слайд№14- космос)

Взявшись за руки, дети идут по кругу и говорят:

Ждут нас быстрые ракеты 
Для прогулок по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет: 
Опоздавшим места нет!  
(По окончании слов, дети бегут в обруч, кому обруча не хватило- выбывают из игры. Количество обручей меньше числа играющих)

Инопланетянин:  Весело с вами было, но мне надо лететь дальше, а  вам                    пора   возвращаться на свою планету.                                                                             Свою планету Землю - берегите,                                                                                                                                      Любите ее и цените!                                                                                                       Защищайте ее, охраняйте,                                                                                                              Никому в обиду не давайте!

А на память о нашей встрече хочу сфотографироваться с  вами. (фотографируются )                                                                                                                   До свидания, Земляне!    (улетает)   

Звездочет:  Путь на Землю -  не так прост, но мы все преодолеем и вернемся на на нашу планету!

5.Игра- эстафета «Возвращение на Землю»

(Добежать до тоннеля, пролезая через него, обежать ориентир, вернуться бегом). 

Мы смотрим на синее небо,

А в небе нам звезды видны.

Сверкают, летая, кометы

И дарят мальчишкам мечты.

Нам хочется в космосе всем побывать

И сделать один только шаг на Луну.

Желанье скорее успеть загадать,

Увидев упавшую с неба звезду.

Мы знаем, что Юрий Гагарин

В реальность мечту воплотил.

Героем он стал настоящим

И в космос полет совершил.

Гордится Гагариным наша страна.

И нам улыбается с неба Луна,

Мы знаем, что Солнце – большая звезда,

И ближе стать может мальчишек мечта.

Звучит музыка.

    Звездочет:  Вот мы и на Земле,  вернулись домой.                          

 Скажите, вам понравилось наше космическое путешествие?

    Я хочу, чтобы свои впечатления о путешествии вы отразили  на

Солнышке, прикрепляя к нему лучики. (На столике прикреплён круг от солнышка, детям предлагают  лучики жёлтого и голубого цветов).

Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – кому понравилось путешествие, голубого цвета – кому  не понравилось.

 Вижу вам все понравилось -  вот какое Солнышко у нас радостное получилось – с желтыми лучиками! А  что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)   Тогда идём в творческую мастерскую и все впечатления отразим в нашей коллективной поделке.

 

 

Литература:

«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

Т.М.Бондаренко «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательная область познание», В.: ИП Лакоценин С.С.,2012.

Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса». –   М.: Детство – Пресс, 2015 

Детская энциклопедия «Я познаю мир» (космос), М., АСТ 1999

О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада»М.:Мозаика-синтез,2011г.

Паникова Е.А., Инкина В.В. «Беседы о космосе» (методическое пособие), - М.: ТЦ Сфера, 2014.

Скоропулова О.А. Покорение космоса – 2е изд. – М: ООО «Изд – во скрипторий 2003», 2009.

 Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....