Проект "Этот таинственный космос"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Майя Леонидовна Попова

Познавательный исследовательский проект в подготовительной группе

«Этот таинственный  космос»

Цель проекта:  формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_tainstvennyy_kosmos.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект в подготовительной группе

«Этот таинственный  космос»

Полёт апрельский небо озарил,

рывок Земли в космические дали.

Гагарин первым подвиг совершил

приблизив то, о чем мы лишь мечтали.

Вид проекта: групповой.

Срок проекта: краткосрочный (3 недели)

Тип проекта: Познавательный, исследовательский, обучающий, игровой.

Место проведения: Группа, кабинет логопеда, музыкальный зал, физкультурный зал.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физрук, родители воспитанников.

Актуальность:

С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звёздами, всё чаще не находиться. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок. Звёздам, созвездиям и даже целым галактикам.

Цель проекта:  формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

-  создать условия для формирования у детей представления о космосе, этапах его освоения;

-  закрепить знания о космосе, планетах, спутниках;

-  расширить знания детей о полете первого космонавта в космос.

-  развивать творческие способности детей, внимание, память;

- развивать моторные функции ребенка, речь, речевой слух, воображение, наблюдательность.

-  воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма;

-  воспитывать желание быть сильным и смелым.

- раскрыть творческий потенциал детей;

- развивать коммуникативные навыки;

- вовлечь родителей в образовательный процесс;

Этапы реализации проекта

I этап

Аналитический

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Информирование родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

Конец марта.

II этап

Организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы

Создание научно-познавательной среды в группе, привлечение родителей к предстоящей практической работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию познавательного интереса и образования через проведение исследовательской работы.

Начало апреля

III этап

Практическая деятельность

Формирование знаний и представлений детей и родителей о космосе, Солнечной системе, а также формирование развития элементарных естественнонаучных представлений;  организация выставки  работ о космосе (совместная работа детей и родителей)
коллективное панно «Космическое путешествие»
проведение музыкально-спортивного досуга «Большое космическое путешествие»,

посещение занятия в библиотеке им. Н.Рубцова по теме «Космос»,

посещение С-Пб Планетария совместно с родителями,

просмотр интерактивного спектакля «Солнышко».

Вторая-третья неделя апреля

IV этап

итоговый, диагностический

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий. Подготовка к презентации.

Презентация.

Середина апреля

Мероприятия в рамках проекта «Этот таинственный  космос»

Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа «Что такое космос».
    Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

НОД

1. Познание
Тема: Хочу быть космонавтом.
Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
2. Коммуникация
Тема: Нагибин Ю.М.  Рассказы о Гагарине. В школу
Цель: познакомить  с биографией Ю.Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
3. Конструирование
Тема: «Космонавты у ракеты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
4. Рисование
Тема: Космическая фантазия. Техника цветной граттаж.
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж;
5. Аппликация
Тема: «Полет на Луну».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
6. Лепка
Тема: «Космонавт в скафандре».
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Медиасеансы:

Подготовка и просмотр электронной презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах

Просмотр фильма «Знайте, каким он парнем был»  

Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»

Просмотр мультфильма «Полет на Луну».- СССР: Союзмультфильм, 1953.

Чтение с детьми произведений о космосе:

Г. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Ю.М.  Нагибин «Рассказы о Гагарине. В школу»

Е. П. Левитан "Твоя Вселенная"

Е. П. Левитан "Звёздные сказки"

К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Н.Носов « Незнайка на луне»

Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе, отгадывание загадок.

Моделирование:

Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек

Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина)

Моделирование принципов взаимодействия планет, звезд

Создание макета Солнечной системы.

Создание макета Лунной базы

Создание игры «Путешествие по планетам Солнечной системы».

Космолаборатория:

Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?»

Опыт «Шарики на ниточках»

Опыт «почему день сменяется ночью? »

Творческая мастерская:

«Ракета из пластилина». Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, Айрис Пресс, 2005, стр 153

«Инопланетяне из пластилина» Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, Айрис Пресс, 2005, стр 157

«Космический корабль, космонавт в открытом космосе». Оригами С. И. Мусенко, Г. В. Бутылкина «Оригами в д\с» Москва, Школьная пресса, 2005, стр 51, 72

Конкурс «Ловкий карандашик» - раскраски о космосе.

Физминутка:

Раз-два, стой ракета,

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет,

Пролетая над землею

Ей передаем привет.

Конструирование планет солнечной системы из песка на прогулке (комки песка, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него комья маленькие – др. планеты).

Дидактическая игра «Что ближе, что дальше? » (Цель – Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.)

Складываний созвездий из мозаики.

Конструктивные игры:

- из деревянного конструктора «Космодром»

- из пластмассового конструктора «Космический корабль»

Сюжетно-ролевые игры:

"Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада  предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель:  формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Песни и музыкальные композиции: 

«На пыльных тропинках далёких планет» (в исполнении Сергея Трошина)

«Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича)

«Марш юных космонавтов» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

«Разноцветная планета» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой)

«Марш космонавтов» (муз. А. Рыбникова)

«Знаете, каким он парнем был …» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

«Я – Земля!» (муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовского)

«Земля в иллюминаторе» (муз. В. Мигули, сл. А. Поперечного)

«Капитаны межпланетных кораблей» (муз. Э. Колмановского, сл. Н. Добронравова и С. Гребенникова).

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема  «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи  игра «Скажи наоборот» 

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Знания детей о космосе, космонавтах.

3. Выставка работ (рисунки, поделки из картона и пластилина)

4. Интерес родителей к занятиям детей.

Презентация проекта.

1. Выставка работ в группе.

2. Музыкально-спортивный досуг с участием родителей

3. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие»  

Конечный результат.

1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».

2. Позитивные изменения в поведении детей.

3. Обобщение и распространение опыта.

Подвижные  игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Дидактические игры:

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.                                                                                                    

По порядку все планеты                                                                                          

Назовёт любой из нас:                                                                                                 

 Раз Меркурий,                                                                                       

 Два … Венера,                                                                                      
Три … Земля,                                                                                            

Четыре … Марс.                                                                                          

Пять … Юпитер,                                                                                       

Шесть … Сатурн,                                                                                          

 Семь … Уран,                                                                                             

 За ним … Нептун.                                                                                        
Он восьмым идёт по счёту.                                                                                            

А за ним уже, потом,                                                                                            

И девятая планета                                                                                            

Под названием Плутон.

«Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

  

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое игровое занятие «Таинственный космос».

Целью занятия является развитие ассоциативного мышления, образного, эмоционального восприятия цвета, овладение техническими навыками в работе с «живым» цветом....

Этот таинственный космос Конспект НОД по развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы /для воспитателей ДОУ/

Этот таинственный космосКонспект НОДпо развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы/для воспитателей ДОУ/...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Таинственный космос" Возраст детей 6-7 лет

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Таинственный космос"Возраст детей 6-7 лет....

Интегрированное занятие с использованием ИКТ в старшей группе. Тема «Таинственный космос».

Программное содержание: - Закрепить знания детей о космосе (звезда, созвездие, солнечная система, планета);- Уточнить знания об исследованиях Вселенной, космонавтах;- Расширить знания о планете З...

Конспект НОД "Таинственный космос" для детей старшего дошкольного возраста

Тематическое развлечение, посвященное Дню космонавтики, для детей старшего дошкольного возраста, цель: формирование и систематизация знаний о космосе....

Презентация "Таинственный космос"

https://cloud.mail.ru/public/HSgW/Tbzn36CmXПрезентация поможет в ознакомлении детей с космосом....