ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
консультация по развитию речи (младшая группа)

   Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность в младшем дошкольном возрасте. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Подготовила

воспитатель:

Забатурина Е.В.

         

   Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность в младшем дошкольном возрасте. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Для речевого развития используются виды игровой деятельности:  пальчиковые игры;  сюжетно-ролевые игры театрализованные игры, дидактические игры подвижные игры;  строительно-конструктивные игры; Пальчиковые игры для неговорящих детей в своей работе организуем игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. К таким пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками, с мозаикой и шнуровкой. Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр способствует улучшению развития речи детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка подготавливают почву для последующего развития речи. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с проговариванием небольшого стихотворения, потешки или с пением. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роли маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры, они легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие и, следовательно, способствует развития речи детей. Дидактические игры Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь  одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спросить: “Что ты принес? Куда поставил?”. В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой. Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Чей детёныш», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как петушок кричит», направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания, что в дальнейшем способствует развитию речи. Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировать имеющиеся у детей речевые средства. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания. Подвижные игры Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. Целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например "Воробушки и автомобиль". Воспитателю следует вызывать звукоподражания: "пи-пи-пи" — кричат воробушки, "би-би-би" — гудит автомобиль. Также проводим игры: «Кот и мыши», «Медведь в берлоге крепко спит» и многие другие. Для подвижных игр используем себя роль. При выборе подвижной игры мы учитываем тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра "Лохматый пес", а при знакомстве с медведем — "У медведя во бору". В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам. Театрализованные игры Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 4го года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Сюжетно - ролевая игра Для детей младшего дошкольного возраста характерна сюжетно - отобразительная игра, которая оказывает положительное влияние на развитие речи. Именно в младшем дошкольном возрасте воспитатель помогает осваивать детям сюжетно-ролевую игру. Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку». Следующие игры для освоения используем такие как: «Магазин», «Доктор», «Парикмахерская», «Дочки- матери», «Кухня». В сюжетно- отобразительных играх дети учатся примерять на себя роли других людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Доктор слушает больного», «Мама кормит ребёнка». В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (мяуканье кошки). Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка. Строительно - конструктивные игры В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т. е. наличие необходимого строительного материала в соответствии с задачами развития конструктивной деятельности детей младшего возраста. Такие виды строительного материала используем в своей работе:  напольный,  настольный строительный материал, («Лего»). В летнее время года- песок; В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: так как дети делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Таким образом, у детей расширяется словарный запас. Игра – это основное свойство развития речевой деятельности младших дошкольников. В процессе разнообразных игр у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь, формируется её грамматический строй, воспитывается звуковая культура. Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно говорить, строить предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольног возраста...

ПРОЕКТ «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»

В дидактической  игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети с ОНР обучаются практическим навыкам  словообразования и словоизмене...

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...

Опыт работы "Развивающие и дидактические игры как средство познавательно-речевого развития дошкольников"

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы р...

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста».

laquo;Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста»....