Использование народной игры как средства социально-личностного развития ребёнка младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля.
Русский народ мудр и в созданных им играх формировались навыки к труду, охоте, военной подготовке, системе общечеловеческих ценностей, семейные и празднично-игровые традиции. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы. Характер игр зависел от географической среды обитания. У кочевников были распространены забавы с элементами верховой езды, у племен, жавших у водоемов с плаванием и греблей. Игры удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают гибкость, ловкость силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны, эмоциональны.
Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. Такое широкое применение обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Народная игра - средство обучения и воспитания, отражение образа жизни национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.
Первые куклы делали для девочки взрослые. Это мог быть пучок соломы, травы. Сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию, или тряпичная кукла, которая была безлика. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребёнка, развивает воображение. Наиболее
распространенные были деревянные игрушки – неваляшки и матрёшки. Для мальчиков вырезали из дерева ружья и сабли, коней, медвежат, делали необходимую упряжь, санки, телеги. В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, приём гостей, рождение младенцев.
Народные игры совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития, являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольников.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
В крестьянской среде усвоение игрового фольклора начиналось с самого рождения, с простых потешек и пестушек. Все они сопровождались различными движениями. Характерной чертой народного воспитания является постепенность, неспешность усвоения игрового фольклора. Вначале ребенок всецело подчинялся взрослому и выполнял движения, следуя его воле, затем он копировал действия взрослого и, в конце концов, становился активным участником и инициатором игры. Из игр такого типа, кроме множества вариантов общеизвестных "сороки" и "ладушек", широко бытовали и другие.
В своей работе мы используем эти и другие игры на развитие мелкой моторики рук детей. Самомассаж. Шевеление пальчиков. Поочередное пригибание пальцев к ладони Разведение пальцев и их сведение. Хлопки. Сжимание пальцев в кулак и разжимание. Помахивание кистями - сверху вниз. Помахивание кистями к себе и от себя. Вращение кистей - «фонарики». Вместе с движениями произносим слова потешек.
У бабы Фроси пяток внучат, У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Так как игра является способом познания окружающего мира, с ее помощью малыши знакомятся с животными, птицами, насекомыми, их действиями, движениями, звуками. С помощью игры мы учим детей
разнообразным выразительным движениям. Например, они с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.
Самой первой народной игрушкой малыша была погремушка. Благодаря различным форме, материалу, погремушки производили различные разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей. Музыкальными игрушками были свистулька, трещотка, дудки, сопелки, жужжалки и др. Наши дети очень любят играть в эти игрушки.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. ( "Каравай")
В народных подвижных играх часто бывают простейшие попевочки. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.
"У медведя во бору", скакание на палочке-коне одни из любимых подвижных игр.
Увлекательное развлечение для детей это игры с мячом.
Знакомя детей с народными играми мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Григорьев В.М. «Народная педагогика игры»
Дьяченко О.М. , Лаврентьева Т.В.«Дневник воспитателя» М.: 2000г Усова А.П. «Роль игры в организации жизни и деятельности детей»
«Дошкольное воспитание» 1999г №7
Слепцова И.С. «Народные игры и использование их в воспитании»
В сборнике: «Русские народные традиции и современность» М:Наука, 1995г
Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развиваемся - играя!": использование игр и упражнений для духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Если развитие движений пальцев...
"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"
Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...
Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольног возраста...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия) по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку».
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста .Тема: «Помощь солнышку»....
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...
«Развивающие игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка младшего дошкольного возраста».
Вашему вниманию хочу представить универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка – это игры на липучках. Развивающие липучки помогут вам с пользой занять мал...