Методическая разработка НОД по речевому развитию с использованием малых форм фольклора «Путешествие в русскую народную сказку»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Ознакомление детей с устным народным творчеством.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД по речевому развитию с использованием малых форм фольклора
«Путешествие в русскую народную сказку»
Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».
Задачи.
Образовательная: учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки; расширять знания о декоративно-прикладном искусстве - росписи деревянной посуды; оценивать поступки героев сказки; объяснить смысл народной мудрости "Мал, да удал", "Мал золотник, да дорог".
Развивающая: развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.
Воспитательная: воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, любоваться красотой расписной деревянной посуды, воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам "Жихарка", хохломская ложка, шапочка- «кот», аудиозапись русской народной мелодии, слайдовая презентация к сказке
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия.
Воспитатель: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, вы любите сказки?
Дети.
Воспитатель. А хотите отправиться в сказочное путешествие?
Дети.
Воспитатель (Играет тихая русская народная музыка. Воспитатель накидывает платок на плечи, дети крутятся вокруг себя три раза)
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей се впусти,
Потому что сказка - птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Ребята, посмотрите внимательно, что интересное и необычное вы видите в нашей
группе?
Дети.
Воспитатель: Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек. Как он мог здесь появиться?
Дети.
Воспитатель. Как вы думаете, он пустой или нет?
Дети.
Воспитатель. Как нам это узнать?
Дети.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.
Дети. Петушок.
Воспитатель. Правильно, ребята, это петушок. Откуда он мог здесь появиться?
Дети.
Воспитатель. Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?
Дети.
Воспитатель. Правильно вы назвали сказки. Ребята, петушок хочет с нами поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Цель: способствовать развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук, развивать речь детей.
Петушок наш вдруг проснулся, Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся. Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три! Разводить и сводить указательный и большой палец
Ты сегодня не проспи.
Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.
Гребешок он чистит лапкой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Как чудесно мы играли,
И в игре тренировали,
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и кулачки немножко.
Ребята, петушок принес нам загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.
Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети.
Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой - 6, средний - 8. сложный 10).
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и дикого животного.
Дети.
Воспитатель. Петух - птица, а лиса?
Дети.
Воспитатель. Петух - домашняя птица, а лиса?
Дети.
Воспитатель, У петуха тело покрыто перьями, а улисы?
Дети.
Воспитатель. У петуха две ноги, а у лисы?
Дети.
Воспитатель У петуха есть крылья, а у лисы?
Дети
Воспитатель. Вот следующая загадка от петушка.
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это-
Дети.
Воспитатель. Чем вам нравится кот? Он какой?
Цель: учить описывать внешний вид домашних животных.
Дети.
Воспитатель. Какие клички бывают у кота?
Дети.
Воспитатель. Для чего коту усы?
Дети.
Воспитатель. Ребята, усы коту помогают ощущать запахи - нюхать.
Для чего коту усы?
Ну конечно, для красы!
Для чего котишке уши?
Шевелить ими и слушать.
Для чего котенку нос?
Нюхать, где же пес Барбос.
Для чего глаза коту?
Видеть днем и в темноту.
Голова коту для чего?
Думать обо всем и про все.
Вот так голова у кота:
Поважнее ног и хвоста!
(Т. Хитрова)
Воспитатель. Хотите поиграть с котом?
Проводится русская народная игра «Кот и мыши". Дети стоят в кругу. "Кот. центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом - поднимают н опускают плечи, посуду", качают головой - не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота»
Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу, имитировать движения в соответствии с текстом (координация речи с движением).
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире
Чай пили, чашки мыли,
Но с котами не дружили.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Нас попробуй, догони!
Воспитатель. Конечно, весело играть
Пора загадку отгадать!
Сама точеная,
А ручка золоченая.
Дети.
Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
Ложки деревянные по количеству детей.
Воспитатель: Посмотрите, какие ложки?
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором
Цель: воспитывать желание любоваться красотой расписной деревянной посуды.
Воспитатель Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка цветы
Растут нездешней красоты.
Блестит они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Дети.
Воспитатель. Все одинаковые или нет? Чем отличаются?
Дети.
Воспитатель. Ребята, у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Дети.
Звучит русская народная песня, дети играют на ложках
Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
Дети.
Воспитателя. Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
Дети.
Воспитатель: Слушайте сказку внимательно, да запоминайте.
Рассказ русский народной сказки «Жихарка» с показом слайд-шоу.
Воспитатель: О чем эта сказка?
Дети.
Воспитатель.Давайте попробуем описать героев сказки "Жихарка", какими они были.
Цель: учить различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему, и речи детей прилагательные.
Дети.
Психогимнастические упражнения.
Цель: учить детей изображать модели повеления персонажей с разными чертами характера.
Воспитатель. Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
Воспитатель: Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
Дети.
Воспитатель: Какое у них было настроение?
Дети.
Воспитатель: В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает Зло!
Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.
Воспитатель (Воспитатель снимает платок, дети закрывают глаза, включается тихая русская народная мелодия).
Ну, а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Будет в гости завтра ждать.
Ребята, наши отгадки превратились в (шоколадки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-речевому развитию для детей 4-5 лет по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Дан конспект занятия для развития речи детей средней группы детского сада.В процессе занятия решаются задачи:- продолжать знакомство с художественной литературой;- формировать умение пересказывать неб...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «По тропинкам русской народной сказки «Колобок»»
конспект открытого занятия - путешествия «По тропинкам русской народной сказки «Колобок»»для детей средней группы.Цель: «Обобщение знаний детей о РНС &laq...
Открытый просмотр НОД по речевому развитию в ясельной группе №3 по теме: Рассказ русской народной сказки «Репка»
Русская народная сказка «Репка»Русская народная сказка Репка. Пересказ с помощью мнемотаблицы.Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателем, побу...
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. «Путешествие по страницам русских народных сказок».
НОД "Путешествие по страницам русских народных сказок"...
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (ЧХЛ) в подготовительной группе на тему: пересказ русской народной сказки "Лиса и козел"
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (ЧХЛ) в подготовительной группе на тему: пересказ русской народной сказки "Лиса и козел"ООД «Развитие...
Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...