Игры по ознакомлению со смысловой стороной слова для старшего возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Игра «Какие слова вы услышали?»
Цель: учить выделять слова, близкие или противоположные по смыслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_oznakomleniyu_so_smyslovoy_storonoy_slova_dlya_starshego_vozrasta.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры по ознакомлению со смысловой стороной слова для старшего возраста
Игра «Какие слова вы услышали?»
Цель: учить выделять слова, близкие или противоположные по смыслу.
Детям читают отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:
«Никому отказа нет, подан каждому обед:
Собачке — в миске, в блюдечке — киске,
Курочке-несушке пшена в черепушке,
А Машеньке в тарелке, в глубокой, не в мелкой.
Задают вопросы:
— Что бывает глубоким и мелким?
- Послушайте предложение: колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. Какие слова вы здесь услышали?
Что бывает толстым и тонким?
Похожи ли по смыслу слова боязливый, пугливый, трусливый? Придумайте предложения с этими словами. Придумайте
предложения со словами бежать, мчаться, нестись (необходимо объяснить значения этих слов в разных словосочетаниях,
придуманных детьми).
А теперь будем подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (даются словосочетания: легкая сумка; легкая задача; легкий ветерок).
Детям читают отрывок из стихотворения 3. Александровой «Шутка». Они должны заметить как можно больше небылиц.
У нас в переулке есть дом с чудесами, Сходите, взгляните — увидите сами: Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет. А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки.
Игра «Какое слово заблудилось?»
Цель: учить подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите:
Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Жучка будку не доела.
Неохота. Надоело.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.
Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья»:
Послушайте, какие я назову предложения.
Дождь идет (льет).
Мальчик идет (шагает).
Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.)
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
чистый воздух (свежий воздух);
чистая вода (прозрачная вода);
- чистая посуда (вымытая посуда);
самолет сел (приземлился},
солнце село (зашло);
река бежит (течет, струится);
мальчик бежит (мчится, несется)*;
Как сказать одним словом:
очень большой — громадный, огромный;
— очень маленький — малюсенький.
Игра «Найди нужное слово»
Цель: учить отбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.
Детям говорят:
— Вы знаете много слов, описывающих какой предмет, и знаете слова, которые обозначают, что можно делать с предметом.
Предметы отличаются друг от друга по величине, форме, цвету.
И еще предметы имеют название, имя. Каждое слово что-то
обозначает, имеет смысл.
А знаете ли вы, что обозначают все-все слова на свете?
Что означает слово кукла?слово свежий?
А знаете ли вы, что обозначает слово бризантный?слово витийствовать ?
Да, есть слова, которые вы узнаете и поймете позже, когда станете старше.
Есть слова, похожие по смыслу, слова-друзья.
Как вы думаете, похожи по смыслу слова большой — огромный — громадный? Придумайте предложения с этими словами.
Еще есть слова, противоположные по смыслу. Например,
большой — маленький, идти — стоять.
Помогите мне найти противоположные по смыслу слова в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко, А ты ответишь ... (низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь ... (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты ... (храбрец). Теперь начало я скажу — Ну, отвечай ... (конец).
— Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.
Игра «Найди другое слово»
Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы. Взрослый рассказывает:
Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется».
Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком; Он почувствовал под ногами крепкий лед.
Что означает слово крепкий ? Как можно сказать эти предложения по-другому?
Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения: Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха.
Дети встают в круг. Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем — глаголы.
длинный говорить
глубокий смешить
мягкий разрешить
легкий падать
свежий смеяться
тонкий зажечь
густой помогать
сильный
— Теперь придумайте рассказ, чтобы в нем были слова свежий, легкий, идет, — предлагает взрослый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА
С учетом ФГОС ДО образовательные области посвящены не столько традиционному развитию речи детей дошкольного возраста, сколько развитию общения, в том числе и речевого....
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...
Дидактическая игра по ознакомлению детей с профессией портного «Ателье» (старший дошкольный возраст)
Цель:- расширять представления детей о профессии «портной»;- формировать представления детей о тканях, их свойствах, качествах (цвет, фактура, вес, толщина, прочность);- показать детям раз...
Консультация для педагогов и родителей "Ознакомление со звуковой стороной слова"
Средний дошкольный возраст имеет важнейшее значение для речевого развития. Это период интенсивного ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (слово имеет смысл, обозначает какой-то предмет...
"Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста"
Материал содержит картотеку дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс "Развитие смысловой стороны речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений"
Мастер-класс для воспитателей....
Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом...