Игры по ознакомлению со смысловой стороной слова для старшего возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Виктория Сергеевна Пухальская

Игра «Какие слова вы услышали?»

Цель: учить выделять слова, близкие или противоположные по смыслу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры по ознакомлению со смысловой стороной слова для старшего возраста

Игра «Какие слова вы услышали?»

Цель: учить выделять слова, близкие или противоположные по смыслу.

Детям читают отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

«Никому отказа нет, подан каждому обед:

Собачке — в миске, в блюдечке — киске,

Курочке-несушке пшена в черепушке,

А Машеньке в тарелке, в глубокой, не в мелкой.

Задают вопросы:

—        Что бывает глубоким и мелким?

- Послушайте предложение: колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. Какие слова вы здесь услышали?

  Что бывает толстым и тонким?

Похожи ли по смыслу слова боязливый, пугливый, трусливый? Придумайте предложения с этими словами. Придумайте

предложения со словами бежать, мчаться, нестись (необходимо объяснить значения этих слов в разных словосочетаниях,

придуманных детьми).

А теперь будем подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (даются словосочетания: легкая сумка; легкая задача; легкий ветерок).

Детям читают отрывок из стихотворения 3. Александровой «Шутка». Они должны заметить как можно больше небылиц.

  У нас в переулке есть дом с чудесами, Сходите, взгляните — увидите сами: Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет. А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки.

Игра «Какое слово заблудилось?»

Цель: учить подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Жучка будку не доела.

Неохота. Надоело.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья»:

Послушайте, какие я назову предложения.

Дождь идет (льет).

Мальчик идет (шагает).

Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет —  как можно сказать по-другому? (Наступает.)

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

чистый воздух (свежий воздух);

чистая вода (прозрачная вода);

-        чистая посуда (вымытая посуда);

самолет сел (приземлился},

солнце село (зашло);

река бежит (течет, струится);

мальчик бежит (мчится, несется)*;

Как сказать одним словом:

очень большой — громадный, огромный;

—        очень маленький — малюсенький.

Игра «Найди нужное слово»

Цель: учить отбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Детям говорят:

—        Вы знаете много слов, описывающих какой предмет, и знаете слова, которые обозначают, что можно делать с предметом.

Предметы отличаются друг от друга по величине, форме, цвету.

И еще предметы имеют название, имя. Каждое слово что-то

обозначает, имеет смысл.

А знаете ли вы, что обозначают все-все слова на свете?

Что означает слово кукла?слово свежий?

А знаете ли вы, что обозначает слово бризантный?слово витийствовать ?

Да, есть слова, которые вы узнаете и поймете позже, когда станете старше.

Есть слова, похожие по смыслу, слова-друзья.

Как вы думаете, похожи по смыслу слова большой — огромный — громадный? Придумайте предложения с этими словами.

Еще есть слова, противоположные по смыслу. Например,

большой — маленький, идти — стоять.

Помогите мне найти противоположные по смыслу слова в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко, А ты ответишь ... (низко). Скажу я слово далеко, А ты ответишь ... (близко). Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты ... (храбрец). Теперь начало я скажу — Ну, отвечай ... (конец).

— Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.

Игра «Найди другое слово»

 Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы. Взрослый рассказывает:

Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется».

Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком; Он почувствовал под ногами крепкий лед.

Что означает слово крепкий ? Как можно сказать эти предложения по-другому?

Придумайте сами предложение со словом крепкий. Аналогичные задания даются на следующие предложения: Мальчик дрожит от холода; Зайчишка дрожит от страха.

Дети встают в круг. Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен вернуть ему мяч, сказав слово, противоположное по смыслу. Сначала называются прилагательные, затем — глаголы.

длинный        говорить

глубокий        смешить

мягкий        разрешить

легкий        падать

свежий        смеяться

тонкий        зажечь

густой        помогать

сильный

— Теперь придумайте рассказ, чтобы в нем были слова свежий, легкий, идет, — предлагает взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА

С учетом ФГОС ДО образовательные области посвящены не столько традиционному развитию речи детей дошкольного возраста, сколько развитию общения, в том числе и речевого....

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...

Дидактическая игра по ознакомлению детей с профессией портного «Ателье» (старший дошкольный возраст)

Цель:- расширять представления детей о профессии «портной»;- формировать представления детей о тканях, их свойствах, качествах (цвет, фактура, вес, толщина, прочность);- показать детям раз...

Консультация для педагогов и родителей "Ознакомление со звуковой стороной слова"

Средний дошкольный возраст имеет важнейшее значение для речевого развития. Это период интенсивного ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (слово имеет смысл, обозначает какой-то предмет...

"Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста"

Материал содержит картотеку дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом...