Консультация для педагогов и родителей "Ознакомление со звуковой стороной слова"
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Средний дошкольный возраст имеет важнейшее значение для речевого развития. Это период интенсивного ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (слово имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество) и звуковой стороной (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). Со смысловой стороной слова ребенка знакомят с колыбели через общение со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов и родителей "Ознакомление со звуковой стороной слова" | 120.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление со звуковой стороной слова
Средний дошкольный возраст имеет важнейшее значение для речевого развития. Это период интенсивного ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (слово имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество) и звуковой стороной (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). Со смысловой стороной слова ребенка знакомят с колыбели через общение со взрослыми. Слово как смысловое явление понятно детям, так как обозначает всегда что-то определенное. В процессе ознакомления четырехлетнего ребенка со смысловой стороной слова важное значение имеет организация его чувственного опыта и самостоятельной мыслительной деятельности. Дошкольник сам действует с предметами, рассматривает их, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качества, свойства с уже известными; видеть, чувствовать и передавать словесно все виденное. Поэтому важное значение придается организации различных наблюдений, служащих средством обогащения и уточнения словарного запаса детей. Обдумывая методику применения игровых приемов воздействия на речь и чувства детей, воспитатель стремится развить у них интерес именно к точным наблюдениям. Умение правильно называть предмет, его признаки, выражать свои мысли меткими словами, понимание истинного значения слов, привычка вникать в смысл услышанного слова и выражения - все это очень важно для речевого (языкового) развития дошкольника.
Пока ребенок мал, на занятиях по развитию речи он изучает игрушку, книгу, картинку, в которых раскрывается конкретный смысл и значение каких-то жизненных явлений, событий. Но уже на пятом году жизни ему предстоит изучить новый для него "предмет" - слово. Это сложно для ребенка, так как слово является для него неуловимой звучащей стихией, существующей физически во временных измерениях (произнес ребенок слово, и оно уже не существует в настоящем моменте, так как минуло в прошлое).
В будущем, в школе, потребуются четкие знания детей о слове именно как о звучащем явлении, потребуется знание основного принципа звукового строения слова - звуки в слове следуют строго в определенной последовательности и др.
Чтобы в дошкольном возрасте стало возможным само изучение этой единицы речи, взрослый должен как бы остановить перед ребенком звучащее, подвижное слово, дать возможность "рассмотреть" его, обследовать, "прощупать" вникнуть в строение. Задача воспитателя - заинтересовать малыша и с помощью игр и упражнений доступно ввести в сложную новую для него языковую область, где он получит начальные представления о звуковом процессе, начальные знания о звуковой форме слова.
При формировании умения вслушиваться в звучание слов, умения слышать и как бы "видеть" звуки слова нужно прежде всего обучить правильному употреблению и пониманию терминов слово и звук, помочь упорядочить стихийный опыт детей в этой области еще задолго до Обучения грамоте. Осуществляется это разными путями: чтением произведений об увлекательных событиях, в которых ярко выступают эти термины (например, "Игра в слова" А. Барто, "Вот сколько на "к" я сумею назвать" Л. Куклина, "Прислушайся к слову" А. Шибаева и др.); организацией игр, в которых ребенок должен или не должен произносить те или иные звуки и слова ("Угадай, какой звук я не произнесла", "Звук потерялся", "Скажи, как я" и др.); проведением словарных упражнений ("Как назвать?", "Кто это?") и т. п.
Правильное понимание и употребление детьми этих терминов должно не только способствовать глубокому усвоению речевых задач, но и послужить в дальнейшем облегчающим моментом в осознании сложных задач звукового и слогового анализа слова.
В играх и упражнениях воспитатель старается вызвать интерес к слову, его звучанию, красочности, образности. Особое место в речевой работе отводится наглядной демонстрации звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим, порядку следования звуков (а в дальнейшем и слогов) в слове. Уяснению того, что слова состоят из звучащих элементов - звуков и что звуковая окраска многих слов приятна и красива, в значительной мере способствует усиленное, подчеркнутое (жжук, жуук, жукк) и замедленное (жжуукк, ммоохх) произнесение слова воспитателем.
Вслушиваясь в слово и подражая звучанию слов, произносимых взрослым, дети имеют возможность контролировать собственное произнесение, наблюдать за участием своего голоса в произнесении отдельных слов и звуков в них, самостоятельно выделять голосом поочередно все звуки с целью установления последовательного звучания их в слове, а в связи с этим наблюдать и изменение звучания самого слова.
Большую помощь в понимании того, что звуки в слове следуют друг за другом, оказывает звуковая линейка, которая сосредоточивает внимание детей на каждом или на каком-то одном звуке слова, помогая "увидеть" этот звук, определить его место в слове (например, звук у в слове жук следует после звука ж, а звук к - после звука у), закрепить знание о последовательном звучании - следовании звуков в слове.
Усиленное, протяжное (на первых порах) произнесение ребенком каждого звука, самостоятельные действия с индивидуальной звуковой линейкой (во второй половине года) - важные моменты в работе воспитателя по закреплению знаний детей о последовательной смене звуков в словах. Постепенно ребенок учится обращать внимание на соотношение звуков в словах, сравнивать динамические оттенки (звуки тихие, громкие, одинаковые), сопоставлять слова, сходные и различные по звучанию (Мила - мыла, шар - снег), т. е. слово начинает восприниматься детьми уже не только как целостное, но и как расчлененное. Важную роль в осмысливании значения слова играет умение детей отличать слова, близкие по звуковой окраске (гора - горы, тень - темень и др.). Но этому умению нужно специально учить, потому что не у всех детей одинаково развито тонкое восприятие определенного звукового комплекса.
Поэтому важно в среднем дошкольном возрасте создавать необходимые условия для наблюдения над звучащей речью. Игры, игровые упражнения, звуковые шутки, занимательные задачи - задания о слове, воздействуя на чувства детей, заставляют их активно действовать с языковым материалом, способствуют задержке внимания на звучащем слове. То, что в обычной речи могло остаться незаметным, в игре со Словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. "Он играет словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологически называют "духом языка", - писал М. Горький об особенностях восприятия мира ребенком (Горький М. Собр. соч. В 30-ти т., т. 25, с. 113), Рифмуя строчки, ребенок интересуется не только звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумывается над его смысловой выразительностью. Это - свидетельство более высокого уровня общей культуры детской речи.
В работе по воспитанию внимания и интереса к слову, его звуковой стороне большая роль принадлежит благозвучию речи самого воспитателя, ее выразительности (четкое звучание слов, соблюдение пауз, ритма, темпа, силы голоса, логических ударений и т. п.).
Прослушивание детьми голосов хороших чтецов в грамзаписи, художественная передача произведений, музыкальность которых подчеркивается наличием эпитетов, повторов, ритмических пар слов (лягушка - квакушка, спать - почивать, молодица - царица), постоянное внимание к мелодичности речи, ее темпу и ритму на занятиях (музыкальных и речевых особенно), на прогулках, в процессе подготовки к литературным утренникам, играм-драматизациям и т. п. помогает детям практически познавать интонационно-звуковое богатство языка, создает предпосылки для формирования образных представлений об окружающем, тонкого восприятия различных звуковых комплексов.
Слова - разные
Цель приведенных ниже игр и упражнений - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.
Как об этом сказать?
Наглядный материал. Два белых плюшевых зайца; один - большой, другой - маленький.
"Посмотрите на эти две игрушки, что можно про них сказать? - спрашивает воспитатель. - Верно, это зайки. Сколько их? ("Два".) Два зайчика. Только этот зайка какой? ("Большой".) А этот? ("Маленький".) А как можно назвать этого маленького зайку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем зайки, зайцы (воспитатель жестом показывает на игрушки, подчеркивая их различную величину). Как же мы назовем маленького зайца? ("Зайчик, заинька, зайчонок, сыночек, малыш".) Слова все хорошие, ласковые, очень подходят для маленького зайки. Повторите эти слова еще раз, а мы послушаем. (4-5 ясных и громких ответов.) А эту игрушку будем называть: большой заяц".
Кто это?
Наглядный материал. Игрушка или картинка с изображением лисы.
Дети рассматривают картинку (игрушку). Воспитатель спрашивает: "Кто это? ("Лиса".) А как еще можно назвать это животное? ("Лисичка, лисица, лисонька, мама".) Вы вспомнили и назвали разные слова, я все их еще раз повторю... Всмотритесь внимательно в картинку, что делает лиса. ("Стоит, смотрит...") Еще какими словами можно назвать действия лисы? ("Слушает, видит, разглядывает".) Скажите, какая эта лиса. ("Большая, рыжая, красивая".) Я повторю все слова, которые мы говорили о лисе. А вы послушайте и, если я забыла назвать какое-то слово, мне напомните: это лиса или лисичка, лисонька, лисица, лиса-мама. Лиса большая, рыжая, красивая. Лисонька стоит, смотрит, видит нас, разглядывает, слушает. Возьмем лису с собой на прогулку?"
Произнеси слово
Наглядный материал. Мяч.
Воспитатель показывает мяч и спрашивает: "Что это?" дети отвечают. Игрушку откладывают в сторону, детям предлагают повторить слово мяч отчетливо и достаточно громко: "Вова, произнеси слово мяч громко. Повтори, Таня, Дима... (5-6 ответов.)
Как хорошо, ясно вы произнесли слово мяч".
Педагог просит детей послушать интересные загадки-складки-добавлялки: "Я не буду договаривать одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я не сказала. Слушайте внимательно: Наша Таня громко плачет, уронила в речку ..." Дети подсказывают: "Мячик". Это слово четко произносят еще 4-5 детей. "Слушайте дальше: Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... ("Зайка".) Уронили мишку на пол, оторвали мишке ..." Несколько ответов: "Лапу".
"А теперь, дети, вы назовите какое-нибудь слово". Если дети затрудняются, воспитатель сам произносит четко, не торопясь, достаточно громко несколько слов: "Я припомнила такие Слова: мама, кукла, Петрушка, шар, птичка, солнечный. Вася, ты хочешь сказать какое-то слово?" Вася: "Мишка". Воспитатель одобряет ответ и опрашивает еще 5-7 человек. Затем перечисляет все услышанные слова и говорит: "Как много разных слов вы сегодня называли, произносили их громко".
Кто что делает?
Наглядный материал. Игрушки - кошка и собака.
Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать их внешний вид (кошка - серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка - белая, мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов - названий игрушек (кошка, собака), просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в их произнесение. Поощряет хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель. Как интересно звучат слова, послушайте, как я их произнесу: коошшкаа, ссообааччкаа. Вслушайтесь еще раз. Повторите вместе со мной так же. Теперь только Валя скажет слово кошка, а мы послушаем. А Коля произнесет слово собачка. Хорошо звучит оно у Коли. Повторите, дети, все вместе с Колей.
Как вы думаете, что делает кошка, когда мы ее гладим?
Дети. Мурлычет, радуется, выгибает спинку.
Педагог. Хорошие слова вспомнили: кошка мурлычет; радуется. А что она делает, когда видит мышку?
Дети. Тихонько подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.
Педагог. Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком?
Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.
Педагог. Еще что умеет делать кошка?
Дети. Мяукать ("мяу-мяу"), лакать молоко, пить.
Педагог. Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.) А что делает собачка?
Дети. Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.
Педагог. Что делает собака, когда видит кошку?
Дети. Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.
Педагог. А когда собачке дают кусочек мяса, то что она делает?
Дети. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.
Педагог. Много вы сказали слов и о том, что делает собака. Помогите вспомнить и назвать эти слова еще раз (дети подсказывают).
Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли как можно больше слов-глаголов, соответствующих характерным действиям кошки и собаки. Поощряет тех, кто удачно подбирает слова, проявляет активность и заинтересованность в поиске слов. Особое внимание уделяет процессу вслушивания детей в звучание слова ("Каждое сказанное слово и звучит по-разному и обозначает разное действие"), умению описать внешний вид предмета (животного).
Подумай и скажи
На прогулке воспитатель спрашивает детей: "Какая сегодня погода?" Дети с помощью взрослого подбирают слова, характеризующие состояние данной погоды. "Какие разные слова вы назвали! Послушайте, я их еще раз произнесу: Погода сегодня теплая, солнечная, безветренная, хорошая. Повторим эти разные слова про сегодняшнюю погоду все вместе... Посмотрите теперь на клумбу, какие цветы на ней растут? Какими словами можно сказать про цветы? (Дети отвечают.) И про цветы много разных слов вспомнили. Цветы красные, желтые, большие и маленькие, красивые".
Подскажи слово
"Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).
Жил на свете человек -
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной... (дорожке).
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные... (мышки)!
И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные... (волки).
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у ... (окошка).
Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".
Скажи, как я
Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя."Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.
Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.
Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.
Какие слова бывают?
Педагог спрашивает у детей, что они знают о словах (слова разные, слов много), предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет тех детей, которые произносят слова громко, ясно, отчетливо; одобряет, что никто не повторяет уже сказанное, отмечая большое количество произнесенных слов. Затем просит детей назвать только ласковые слова (Дети:"Солнышко, березка, олененок..."), слова громко-звучащие ("Гром, тигр, гроза..."), звонкие слова ("Зонт, зайцы, звонок..."), тихие слова ("Мышонок, уснули, шепчет..."). Взрослый проводит упражнение, не торопясь, радуясь вместе с детьми каждому удачно подобранному слову; просит отдельных детей повторить слова. Отмечает, какие интересные слова вспоминали дети, хорошо и отчетливо их произносили, предлагает дома повторить разные слова младшим членам семьи и родителям.
Слова произносятся друг за другом
Цель упражнений - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Какое слово потерялось?
На прогулке воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... (зайка). Наша Таня громко ... (плачет), уронила в речку ... (мячик). Тише, Танечка, не ... (плачь)! Не утонет в речке ... (мяч). Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу). Все равно его не ... (брошу), потому что он ... (хороший). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится ... (кошки).
Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами".
Где вы слышали эти слова?
Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".
Как надо произнести эти слова?
"Кто из вас, дети, отгадает, из какого стихотворения такие слова: хозяйка, бросила, зайку? (Дети говорят, что у А. Барто: есть стихотворение "Зайка", слова оттуда.). А что я сказала не так? Как надо было произнести эти слова? Медленно произносите слова, по порядку, какое первое? ("Зайку".Воспитатель рисует одну линию.) Какое слово следующее? ("Бросила".Рисует еще одну линию-черточку.) Какое последнее после слова бросила? ("Хозяйка", на доске появляется еще одна черта.Произнесение слова и его графическое изображение совпадают во времени.)" Детям предлагается не спеша повторить в логической последовательности слова стихотворения, а воспитатель указкой одновременно проводит по линиям. Графический прием помогает детям наглядно представить, что слова в стихотворении следуют друг за другом.
Кто предложит сам?
Детям предлагается по желанию спеть песенку или рассказать стихотворение, перепутав в них какие-нибудь слова, а затем пропеть или проговорить их так, как они должны произноситься на самом деле. Желательно, чтобы дети проявили инициативу в выборе поэтических строчек. Взрослый напоминает, что слова и в стихотворении, и в песне, и в разговоре, всегда произносятся друг за другом.
Аналогичные упражнения проводятся систематически.
Слова - звучат
Цель данных ниже упражнений - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Знакомить с термином звук.
Произносим слова
Наглядный материал. Игрушка или картинка - лиса.
Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"
На что похоже?
"Дети, послушайте, как я называю игрушку. Это лиса. Ллииссаа. Какое еще слово можно вспомнить, чтобы оно звучало похоже? Не знаете? А я уже вспомнила: коса. Вслушайтесь в эти два слова: лиса - коса, слышите, как они сходно звучат? Молодец, Валя, нашла сходно-звучащее слово - оса. Валя, произнеси сразу два слова ("Лиса - оса"). Повторите, дети, эти похожие слова. А какие слова сходны по звучанию со словом лисичка? ("Сестричка, синичка..."). Повторим все слова, которые мы называли. Много слов".
Здравствуйте, я - Петрушка!
Наглядный материал. Персонаж кукольного театра Петрушка.
Из-за ширмы появляется Петрушка: "Здравствуйте, ребята! Я - Петрушка. Пришел играть в слова. Где моя волшебная палочка? Играем так. Я молчу, вы молчите, и волшебная палочка молчит. Но как только палочка дотронется до какого-нибудь предмета, сразу же зазвучит его название. Произносите слова ясно и громко, чтобы хорошо были слышны все звуки. Так, палочка, начинай!"
Воспитатель (Петрушка) касается палочкой разных предметов, а дети хором произносят по одному слову так, чтобы; четко были слышны составляющие их звуки ("Ззааййкаа, ллииссииччкаа, ммаатрреешшкаа, ччаассыы..."). Петрушка: "Ой! Как интересно звучат слова. Очень хорошо звучат слова! Еще раз, палочка, начинай!" Упражнение повторяет Палочка "оживляет" разные предметы, дети отчетливо произносят их названия, Петрушка очень доволен: "Какие разные слова! Звучат как замечательно, приятно слушать, как звучат слова. Спасибо, дети! Спасибо, палочка! Пойду теперь играть к другим детям. До свиданья!"
Подумай и скажи
Петрушка здоровается с детьми и говорит: "Я принес вам игрушки. Это мишка. (Показывает.) Это зайка. Это лисичка. Будем подбирать к названиям этих игрушек слова, сходные по звучанию. Я говорю: лисичка-сестричка, а вы какие слова добавите. (Дети:"Синичка, певичка, невеличка...") Ой, сколько похожих слов, я их все сейчас повторю, если какое-нибудь забуду, подскажите...
А теперь вы сами, без моей подсказки, подберите слова сходно-звучащие к слову зайка. Молодцы! Повторю все ваши слова: зайка - лайка, майка, попрыгайка, побегайка... А теперь вы их еще раз повторите. А какие слова сходно звучат со словом мишка? Ох, как много слов сказали: мишка - шишка, мышка, фишка, малышка, кочерыжка, мартышка. Ребята, пожалуйста, и про меня подыщите слова. Я - Петрушка. Какие слова звучат похоже? Как интересно: ватрушка, подушка, погремушка, вертушка. Спасибо! Очень рад! Приду к вам еще. До свиданья!"
Кто летит в самолете?
Наглядный материал. Самолет (в окнах его видны пассажиры: петух, заяц, кот, лиса и др.), фишки по числу играющих детей, кубик с кружочками.
Воспитатель сообщает детям, что в самолете летят разные звери, они хотят посетить столичный зоопарк, и про каждого пассажира нужно сказать много разных и интересных слов. Детям для выполнения игровых заданий предлагаются фишки (по числу участвующих) и кубик.
Вначале все рассматривают, кто летит в самолете, ясно, четко и громко называют животных: "Это кот, заяц, лиса, петух". Предоставляется возможность высказаться каждому. Затем дети поочередно бросают кубик. Количество кружков на верхней стороне кубика обозначает, сколько следует отсчитать окошек и около какого пассажира разместить фишку, чтобы начать разговор о нем. Например, фишка играющего оказалась около окошка, из которого выглядывает пассажир заяц. Все рассматривают зайца, описывают его внешний вид (белый, пушистый, веселый, длинноухий), обращают внимание на звучание разных слов, каждый играющий повторяет все сказанные слова. Затем воспитатель просит подобрать разные слова, чтобы ответить на вопрос: кто это? Дети предлагают: заяц, зайка, зайчонок, заинька, заюшка, зайчоночек, зайчишка. Педагог одобряет подбор слов про длинноухого пассажира и просит подумать, какое еще слово можно добавить к слову зайка, чтобы оно звучало похоже. (Дети: "Зайка-зазнайка, зайка-побегайка, зайка-незнайка, зайка-попрыгайка...") Если ребята затрудняются, воспитатель помогает им. Можно предложить найти слова, разные по звучанию (зайка - рыбка - петушок). Аналогичные задания даются и для других пассажиров самолета.
Важно создать такую игровую ситуацию, при которой бы все дети были активны и старались правильно ответить на вопросы воспитателя.
Какое это имя?
Наглядный материал. 10 карточек с изображением детей (или куклы). На пяти изображены девочки, на остальных - мальчики.
Все карточки (куклы) находятся на столе. Воспитатель откладывает в сторону карточку с изображением девочки и говорит, что ее зовут Галя. Галя хочет идти на прогулку с товарищем. Но в паре с ней может быть лишь тот ребенок, чье имя звучит схоже с именем Галя. Догадавшемуся ребенку предлагается взять карточку с изображением мальчика по имени Валя и присоединить к первой карточке: Валя и Галя собираются идти гулять.
Затем педагог берет следующую карточку и спрашивает: "Как зовут этого мальчика?" Дети предлагают имена: Митя, Коля, Саша... К названному имени аналогично подбирается созвучное. (Витя, Оля, Маша и т. п.) Несколько пар карточек размещаются рядами на стенде: Валя - Галя, Коля - Оля, Саша - Маша, Шура - Юра. Если дети предлагают имена Костя, Марина, Женя, Максим, Слава, Ира, то сообща уточняется, что звучание этих имен не похоже друг на друга, пары составить нельзя.
Отыщем картинку
Наглядный материал. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.
Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.
Вариант 1
Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит".
Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.
Вариант 2
У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего - слева, ребенка - справа.
Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду.
Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола.
Вариант 3
Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса - коса, мак - рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук - лук.
При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак - мак (лак, так, как); жук - лук (тук, сук).
Вариант 4
Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками.
На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию.
Что ты слышишь в слове?
Детям, читают потешку: "Наша Маша маленька, на ней шубка аленька", показывают картинку, они рассматривают девочку Машу, ее одежду. Некоторые дети повторяют потешку. Потом воспитатель предлагает внимательно вслушаться в слова потешки и при повторном чтении слегка выделяет голосом звук ш: "НашшаМашшамаленька, на ней шшубкааленька". 2-3 детей, а затем все вместе повторяют так, чтобы звук ш очень ясно слышался.
Читается еще одна потешка (по выбору воспитателя), и дети определяют, какой звук в ней часто встречается.
Слышишь ли ты звук?
Наглядный материал. Картинки с изображениями разных предметов.
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко называют: "Рак". Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. ("Мак".)
Слова рак и мак неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Взрослый предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее ("Звучат сходно") и что же разное. (Воспитатель сам очень отчетливо произносит: мммак - рррак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки м и р.)
Аналогично проводится упражнение со словами мышка мишка, кит - кот. Очень важно при произнесении слов детьми и воспитателем подчеркнуть разницу в звучании ы - и, о - и акцентируя внимание на произнесении гласных звуков.
Звуковые часы
Звуковые часы
Наглядный материал.Пособие "Звуковые часы": демонстрационные, большого размера - для воспитателя, и индивидуальные, маленького размера - для каждого ребенка.
Изображения предметов на индивидуальных "звуковых часах" разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым участником игры. Названия же семи предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами (жук - лук); одно-два - длинными (Чебурашка, Буратино); два названия - трехсложные (машина, курица); два - двусложные (в одном слове ударение на первом слоге-части - рыба, роза, в другом - на втором слоге - щенок, лиса).
Пособие используется в течение года неоднократно на групповом занятии, в работе с подгруппой детей, а также индивидуально в часы игр. Оно дает возможность воспитателю закреплять, уточнять и активизировать знания каждого ребенка о звучащем слове. Содержание картинок помогает сосредоточить внимание играющих на слове-названии каждого изображенного предмета, подкрепляет интерес к звучанию слова, активизирует высказывания, не дает утомляться и заставляет детей работать самостоятельно, так как картинки не повторяются.
Примерные задания для детей 4 лет: 1. Произнесите названия изображенных предметов. 2. Вслушайтесь, как звучат эти слова. 3. Найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками. 4. Отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию. 5. Подберите к слову рак слова, похожие по звучанию.
За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку, в конце упражнения подсчитывается количество очков и определяется победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о звуковой стороне слова у детей старшего дошкольного возраста в играх со звучащим словм.
Из опыта работы учителя-логопеда...
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова
Файл содержит дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников старшего возраста. Цель данных игр и упражнений — показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из зв...
Картотека игр и упражнений для ознакомления детей среднего дошкольного возраста со звуковой стороной слова.
Цель данных игр и упражнений: продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином «слово»; вызывать интерес к слову....
Дидактическая игра - как основной метод знакомства дошкольников со звуковой стороной слова
Ребёнок должен пойти в школу с чистой хорошо развитой речью. В речевой подготовке дошкольников помогают словесные игры, игры со звучащим словом, игры - путешествия, а так же заниматель...
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова лучше проводить с использованием наглядных средств (картинок, игрушек, предметов,иллюстраций, раздаточного матер...
Консультация для педагогов Как обучать детей звуковому анализу слов
Консультация для педагогов Как обучать детей звуковому анализу слов...
консультация для родителей(педагогов): "Как обучать детей звуковому анализу слов?"
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами....
- Мне нравится (7)