ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА
статья по развитию речи (старшая группа)
С учетом ФГОС ДО образовательные области посвящены не столько традиционному развитию речи детей дошкольного возраста, сколько развитию общения, в том числе и речевого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smysl_storona_slova.ppt | 936 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.
Задачи: Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами. Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи. Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Методы и приемы 03.05.17 http://aida.ucoz.ru
а) Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: Показать картинки, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов: ГРЕБЕШОК Гребешок петуха Гребень волны Гребешок (расческа) ПЕРО Перо лука Плавник рыбы (перо) Перо птицы ЛИСИЧКА Гриб Животное
ключ
Угадайте слово :
Знакомство с многозначными словами.
Художник нарисовал 11 носов и носиков. Попробуй их отыскать!
б) Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: Выбрать картинки, названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов: ОСТРЫЙ (АЯ, ОЕ) Перец Игла палка ГОРИТ (ЯТ) Огонь Ребенок от жара Щеки на морозе ИДЕТ Дождь Ребенок Лед по реке Дым из трубы ИГРАЮТ Дети в мяч Девочка на скрипке Мальчик в кубики Улыбка на лице
"Скажи похоже" Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. Ход игры. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу. 03.05.17 http://aida.ucoz.ru
веселый - быстрый - красивый - пустой - худой - умный - трудолюбивый - тяжелый - трусливый - в) Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: "Говори наоборот" Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса. Ход игры. Педагог кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: твердый - светлый - длинный - высокий - острый - горячий - больной - широкий - мягкий темный короткий низкий тупой холодный здоровый узкий грустный медленный безобразный полный толстый глупый ленивый легкий храбрый
"Найди противоположное слово" Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. - Сахар сладкий, а лимон .....( кислый ). Луна видна ночью, а солнце ....( днем ). Огонь горячий, а лед .....( холодный ). Тополь высокий, а шиповник ..... ( низкий ). Река широкая, а ручей ....( узкий ). Камень тяжелый, а пух ..... ( легкий ). Редька горькая, а груша ..... ( сладкая ). - Если суп не горячий, то, значит, какой? ( Холодный. ) Если в комнате не светло, то в ней ...( темно ). Если сумка не тяжелая, то она .... ( легкая ). Если нож не тупой, то он ....( острый ). 03.05.17 http://aida.ucoz.ru
" Все наоборот" Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок. Материал. Две обезьянки (игрушки). Ход игры. Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д. 03.05.17 http://aida.ucoz.ru
"Я начну, а ты закончи" Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово. Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения. - Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ... (выбежали). 03.05.17 http://aida.ucoz.ru
«Идёт и идёт» Идёт летний дождик, Идут и ребятки, Поезд идёт и гудит без оглядки. Часики тикают - тоже идут, Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут. В кинотеатрах во всех там и тут Мультики детские часто идут. Дорога идёт далеко-далеко, Идёт дым из трубы высоко-высоко. Годы идут, не воротишь назад, Идёт, словно в бой, танк на парад. Занятие в школе долго идёт, Невеста с фатою замуж пойдёт. Так всё на свете идёт и идёт, И в основном всё вперёд и вперёд! г) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах: *** Бьют часы, который час, Бьёт барабанщик дробь для нас, Лентяи бьют всегда баклуши, Боксёры бьют в перчатках груши, Бьёт пешка в шахматах слона, Бьёт громко в колокол страна. Бьёт дождик по стеклу в ненастье, Посуду бьют всегда на счастье! *** Золотое солнышко Восходило на небе, Золотые лучики Подарило Наденьке. Маленькая девочка, Золотые локоны, Песенку запела - Радуется солнышку. Золотые рученьки У бабушки Надюшеньки, Испекла ватрушечки, Угощает внученьку.
Пословицы и поговорки: Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках. Речевой материал: " Ученье - свет, а неученье - тьма." " Меньше говори, а больше делай." " Труд кормит, а лень портит." " Готовь сани летом, а телегу зимой." " Большая работа лучше большого безделья" " Лето собирает, а зима подъедает". " Чужбина - калина, родина - малина". 03.05.17 http://aida.ucoz.ru
1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы. Круглое и яркое, дарит всем тепло. Встало утром рано, По небу пошло. Закатилось вечером За леском. Угадайте, дети, Говорю о ком? (Солнце) Вьется, словно лента, В дымке голубой, Может быть спокойной, Может бить волной Темной и глубокой , Что не видно дна. Мелкой и прозрачной Может быть она, А в жару купает Нас в своей волне. Что это такое, Подскажите мне. (Река) 03.05.17 http://aida.ucoz.ru
Кто с него снимает кожу, Будет в три ручья реветь, Без него стрела не сможет До мишени долететь. ( лук ) Знает скотовод бывалый, И девчонка, и река, Что бывает из металла, Из волос, и из песка. ( коса ) Может хоть потоп устроить, Хоть в стакан воды налить, Стоэтажный дом построить, И состав остановить. ( кран ) Загадки, посвященные многозначным словам. Есть она у чемодана И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой. ( ручка ) Может напоить водою, Может гайку отвинтить, А еще замок откроет, Чтоб хозяев в дом впустить. ( ключ )
д) Рисование на тему многозначного слова; е) Составление предложений с многозначными словами: Помогите ребёнку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания: Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; Ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др. ж) Придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова; З) Занимательные вопросы . Например: - Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? - Какую ноту кладут в суп? - Из каких ноготков нельзя собрать букет? - Какой губкой нельзя мыться?
Сочетание различных приемов в работе над смысловой стороной слова способствует повышению эффективности словарной работы, совершенствованию связной монологической речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о звуковой стороне слова у детей старшего дошкольного возраста в играх со звучащим словм.
Из опыта работы учителя-логопеда...
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...
Мастер-класс "Развитие смысловой стороны речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений"
Мастер-класс для воспитателей....
Консультация для родителей "Формирование смысловой стороны речи у дошкольников"
Презентация для родителей, рассказывающая о приемах развития смысловой стороны речи у дошкольников.Формирование смысловой стороны речи-необходимое условие для подготовки ребенка к школе....
Игры по ознакомлению со смысловой стороной слова для старшего возраста
Игра «Какие слова вы услышали?»Цель: учить выделять слова, близкие или противоположные по смыслу....
«Формирование у детей с ОНР смысловой стороны понимания слова»
Презентация знакомит с особенностями формирорвания у дошкольников смысловой стороны речи....