Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя и связной речи по теме " Продукты питания"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Целью данного конспекта является уточнение и систематизация знаний детей о продуктах питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produkty_pitaniya.docx | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
№
Конспект непрерывной образовательной деятельности (образовательная область «Речевое развитие»)
(формирование лексико – грамматического строя и связной речи).
Подгрупповое занятие для детей с ТНР, подготовительная группа.
Тема недели: Продукты питания.
Тема НОД: Продукты питания.
Учитель-логопед: Сейидова Е.В.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о продуктах питания
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить согласованию числительных с прилагательными и существительными в роде, числе, падеже (один румяный пирог, два румяных пирога, пять румяных пирогов)
- учить образованию существительных в творительном падеже (я угощу …)
- активизировать словарь (существительных, прилагательных, глаголов) по теме
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительное внимание, восприятие, память, мышление
- развивать общую и мелкую моторику
- развивать синтаксический стой речи (составление распространенных предложений с опорой на зрительный образ).
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Словарная работа: активизация словаря детей ( существительные: манка, греча, пшено, горох, запеканка, желе; прилагательные: картофельный, грибной, малиновый, капустный, яблочный, свекольный, гороховый, фасолевый, молочный, мясной, хлебный, рыбный; глаголы: варить, запекать, жарить, тушить).
Оборудование: баночки с крупами, горшок, сюрпризная коробка, предметные картинки с изображением продуктов, картинка с изображением девочки Маши, мешочек с муляжами продуктов, мяч, картинки – раскраски по количеству детей с изображением продуктов.
Ход НОД:
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда и детей |
Организационный момент | Игра-приветствие «Наши умные головки» Наши умные головки - Сегодня мы начнем как всегда с массажа наших пальчиков, потому что мы знаем «Чтобы четко говорить - надо с пальцами дружить»: - колечко - кулак – ребро – ладонь - фонарики |
Актуализация знаний. | «Жили – были сыр, котлеты, Колбаса, батон, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем всё …. (продукты) Очень любим их всегда, это вкусная … (еда)» - Кто догадался, о чём мы сегодня поговорим? (ответы детей) - Правильно, о продуктах питания! Это продукты питания, у каждого своё название: Масло, мясо, хлеб и каша, ряженка и простокваша, Йогурт, сыр, кефир, творог и рассыпчатый пирог. Колбаса, салат, сосиски, чай, печенье и ириски, Фрукты, овощи, пельмешки. На здоровье ешь! Без спешки! (Т. Кулакова) - Сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла с этими продуктами у девочки Маши на кухне (выставляется картинка девочки) |
Лексика. Расширение словаря по теме. | Сказка «Спор продуктов» «Однажды на кухне, на столе поспорили продукты. Кто из них вкуснее? - Я, сказал сыр – вкуснее всех, потому, что я – молочный, из молока, а значит очень полезный. - Я вкуснее всех – сказала котлета, я из мяса, я мясная и вкусная. - Я вкуснее всех, - заявил о себе сок, я фруктовый, а значит во мне много витаминов. - Я вкуснее всех, - закричала капуста, я свежая и хрустящая. А батон в ответ: - Я вкуснее всех, я – мучной, свежий, душистый и всегда должен быть на столе! Услышала их спор Маша и сказала: «Не спорьте, вы все очень вкусные и полезные, я вас всех съем с удовольствием!» - Кто же промолчал в этом споре? (конфета) - Как вы думаете, почему? (много конфет есть вредно!) - Правильно, а остальные продукты просто хвастались друг перед другом. - Продукты очень нужны и важны для человека. Почему? (для роста организма, для здоровья, чтобы быть крепкими и сильными.) - Для чего нужна еда? - Кто готовит еду? - А теперь представьте, чем могут похвастаться продукты в магазине?
- творог вкуснее всех, потому - что …. (он очень полезный для здоровья зубов) - масло сливочное …. (потому, что его добавляют в любое блюдо, «Кашу маслом не испортишь!»)
- Сосиска, потому что … (её можно быстро отварить и съесть) - колбаса, потому что … (можно быстро приготовить бутерброд!)
- пирожное, потому что …. (оно сладкое и красивое) - хлеб, потому что … («Хлеб – всему голова, без хлеба – нет обеда!») |
Игра «Жадина» | - Вам надо взять картинку с изображением какого – либо продукта. Представьте, что это только твой продукт. Назовите, используя слова: «мой», «моя», «мое», «мои». Например, Мой сыр. (Спросить каждого ребенка) |
Игра « Посчитай – ка» | - А теперь вам нужно посчитать свои продукты ( 1 – 2 – 5) Например,одна жареная котлета — две жареные котлеты — пять жареных котлет и т.д. |
Физминутка | Игра «Мы продукты покупали» В магазин мы все ходили и продукты там купили: Ходят на месте Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, Взмах руками влево, вправо Все к обеду припасли, Прямо, широко разводят руки Чуть до дома донесли. Приседают |
Игра «Что приготовить?» | - Ребята, а Маша приготовила для вас очень интересное задание. Она захотела что – нибудь сварить(выставляется чугунок), а на кухне у ней много - много баночек. Это - волшебные баночки, подскажите Маше, что в них, и что из этого можно приготовить? Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных ёмкостях (манка, греча, рис, геркулес, горох, пшено, овсянка, перловка, чечевица, кукурузная крупа). Каждый ребёнок берёт одну ёмкость и составляет предложения. - Какую кашу можно сварить из…? - Это пшено. Из пшена можно сварить пшенную кашу. И т.д. |
Игра с мячом «Думай и отвечай» | Учитель - логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы): - Суп варят или жарят? - Что ещё можно варить? Ребёнок: Компот, варенье, кашу, лапшу, макароны. Учитель – логопед: - Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё можно кипятить? Ребёнок: Воду. Учитель – логопед: - Котлеты пекут или жарят? Назови, что ещё можно жарить? Ребёнок: Картофель, рыбу, яйцо, мясо. Учитель – логопед: - Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут? Учитель – логопед: Ребёнок: Пироги, торты, печенье. Учитель - логопед - Назови, что можно тушить? Ребёнок: Овощи, мясо. |
Дидактическая игра «Пирожки с начинкой» | - Дети, а Маша любит печь пироги с разными начинками. Показывает картинку с капустой. Это капуста. Маша испекла капустный пирог. Выставляются картинки: картофель – картофельный, гриб - грибной, рыба – рыбный, яблоко – яблочный, морковь - морковный, малина – малиновый. Подбор обобщающего слова Учитель - логопед. Как назвать, одним словом капусту и морковь? Дети. Овощи. Учитель - логопед. Начинка из овощей, какая? Дети. Овощная. Учитель - логопед. Как назвать, одним словом яблоко и сливу? Дети. Фрукты. Учитель - логопед. Начинка из фруктов, какая? Дети. Фруктовая. учитель - логопед. Как назвать, одним словом малину и землянику? Дети. Ягоды. Учитель - логопед. Начинка из ягод, какая? Дети. Ягодная. |
Игра «Я угощу» | - А сейчас я предлагаю каждому из вас взять из волшебного мешочка какой-то продукт питания и угостить им Машу. Предложение начинайте со слов «я угощу…» |
Окончание деятельности | Учитель - логопед предлагает детям вспомнить, чем он занимались, в какие игры играли, что им понравилось или не понравилось, в чём испытывали затруднения. Дети дают оценку, используя смайлики. - А Маша приготовила для вас сюрприз – картинки с изображением продуктов, которые вы можете раскрасить в групповой комнате или дома - Давайте поблагодарим Машу и попрощаемся с ней. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посу...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя и связной речи в старшей логопедической группе. Тема: Ранняя весна
Тема: Ранняя весна...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III-IV уровня.
Данный конспект итогового занятия по теме "Транспорт" разработан с опорой на презентацию в программе Smart Notebook. Интересная мотивация учебной деятельности, использование ИКТ-технол...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме "Продукты питания"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме "Продукты питания". Совершенствование навыков словообразования, формирование умения образовывать от...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему «Продукты питания»
Цель: совершенствовать навыки словообразования.Задачи:Формировать умение образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.Уточнить, обобщить и активизировать словарь по теме &laqu...
Конспект занятия по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи по теме «Космос»
Цель: расширение и уточнение элементарных знаний о космосе....