Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»
методическая разработка по логопедии по теме

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посуда».

Скачать:


Предварительный просмотр:

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посуда».

Занятие 5. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»

        Задачи:        

  1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана.
  2. Формировать понятия «чайная», «столовая» и «кухонная посуда».
  3. Активизировать и расширять словарь по теме «Посуда».
  4. Учить образованию относительных имен прилагательных.
  5. Учить образованию существительных с помощью суффикса -ниц- со значением «вместилища» (посуды).
  6. Развивать зрительное восприятие и  внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.
  7. Развивать диалогическую речь детей.
  8. Формировать навыки самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

   Оборудование: компьютер, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Бьется – не бьется», мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кукла Даша встречает гостей»,  театральная ширма,  кукла-марионетка, карточки с изображением посуды, посуда для игры  « Какой предмет лишний?», подарки от Кати.

        Ход занятия:

  1.  Организационный момент.

– Посмотрите, сколько у меня картинок. Что на них изображено? Назовите одним словом.

– Посуда.

– Вы догадались, о чем мы будем с вами говорить? (о посуде).

– А зачем нам она нужна? (Чтобы есть из нее, пить, готовить и хранить продукты.)

  1.  Основная часть.
  1. Драматизация.

Раздаётся стук в дверь. Появляется  «плачущая»  Катя (ребёнок).

- Ты кто? Почему ты плачешь?

Катя: - «От меня посуда ушла!»

- Ребята, вы догадались кто  это? Как вы думаете, почему от Кати посуда ушла?  (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

-  А какая она должна быть?  (чистая).

-  Вот видишь, Катя,  с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.

Катя: (громко плачет).

-  Почему ты так громко плачешь?

Катя:- «Мне посуду жалко! Она побьется».

- Блюдца, блюдца

Вдоль по улице несутся

На стаканы – дзынь – натыкаются

И стаканы – дзынь – разбиваются.

  1. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Бьется – не бьется».

        Цель: образование относительных прилагательных.

        Ход игры: «Ребята,  почему посуда разбивается? Давайте посмотрим и назовем, какая посуда бьется  (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины). Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая)».

- Вот видишь, Катя, не всякая посуда бьется. Ребята, что нужно сделать Кате, чтобы посуда к ней вернулась? (нужно убраться дома, все помыть, себя причесать, умыться).

- Так что, Катя, поторопись домой, сделай все, как ребята сказали, может посуда к тебе и вернется.

3. Работа над слоговым анализом слов.

- А вы, ребята, посмотрите на свои карточки с изображением посуды.

- Что изображено на карточке?              

- Разбейте слово на слоги. Сколько слогов в слове? (Дети отвечают по очереди, каждый разбирает свое слово).

4.Работа с загадками. 

- Послушайте загадки:

1) Салат, макароны, котлеты, картошку

Их можно, конечно, покушать и ложкой,

Но мною удобней – у меня есть зубчики

Правда, невозможно мною кушать супчики.

- Ребята, что это? (Вилка).

- Для чего она нам нужна?

2) Чтобы обед был хорош,

     В правую руку возьму я …(нож)

- Для чего нам нужен нож?

-  Каким должен быть нож? (острым).

- Давайте поточим и наш нож.

    5. Пальчиковая гимнастика.

      Точим нож, точим нож

      Будет очень он хорош

      Будет резать он припасы:

       Масло, сало, хлеб, колбасы,

      Помидоры, огурцы,

      Угощайтесь, молодцы!

6.  Раздается  стук в дверь. Из-за театральной ширмы появляется кукла.  Она здоровается с детьми. Называет своё имя.

- Ребята, кукла Даша говорит, что к ней гости собираются, а посуды у нее мало.

- Что же  делать? (купить). А где? (в магазине).  А как называется магазин, где продают посуду? (посудный). А какая посуда нужна для куклы? (кукольная).

7. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кукла Даша встречает гостей».

        Цель: образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением «вместилища»(посуды).

        Ход игры:

-  Каждая посуда имеет свое назначение.

- Если Даша гостей позовет на чай, какая посуда ей понадобится? (чайная). 

- Назовите чайную посуду (блюдца, чашки, ложки).

- В чем лежит сахар? (в сахарнице). 

- А печенье, конфеты? (в конфетнице).

- А где хранится чай? (в чайнице).

- Если гости придут к Даше на обед, то какую посуду она поставит на стол? (столовую). Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку, вилку, нож).

- Суп на стол мы поставим в чем? (в супнице).

- А селедку? (в селедочнице).

- А соль? (в солонке).

- А соус? (в соуснице).

-  Ребята, когда мама или бабушка на кухне готовят обед, какой посудой они пользуются? (кухонной)

- Назовите, какую кухонную посуду вы знаете? (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник, кружка).

8. Гимнастика для глаз.

Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 3-4 раза.

Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно – так 3-4 раза.

Медленно переводите взгляд вправо – вверх, затем влево – вниз и обратно, так 3-4 раза.

Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 3 – 4 раза.

9. Дидактическая игра « Какой предмет лишний?».

 - А теперь я посмотрю,  знаете ли вы, какая посуда для чего предназначена и из чего она сделана.  Для этого мы поиграем в игру.

(Перед детьми выкладывается посуда)

-  Ложка, вилка, нож, ложка деревянная.

- Чашки 3 шт. одинаковые, 1 чашка с другим рисунком.

-  Кукольные сковорода, кастрюля, шумовка, тарелка наст.

- Кружка железная, пластмассовая, глиняная, чашка.

-  Селедочница, глубокая тарелка, ложка столовая, ложка чайная.

-  Стакан хрустальный, стеклянный, пластмассовый, 100 г маленький.

-  Какие молодцы! Теперь вы  сможете правильно накрыть стол для гостей и не перепутаете чайную посуду с кофейной, столовую с кухонной.

10. Раздаётся стук в дверь. Заходит чистая Катя и благодарит за помощь детей.

 -Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

   Буду, буду я посуду и любить и уважать!

- И за вашу помощь дарю вам подарки (картинки с изображением посуды)..

  1.  Итог занятия.

- О чём мы говорили сегодня на занятии?

        - В  какие игры мы играли?    

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме "Продукты питания, посуда"

конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий  в подготовительной группе  по лексической  теме "Продукты питания, посуда"...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...