Конспект занятия по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи по теме «Космос»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Цель: расширение и уточнение элементарных знаний о космосе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи по теме «Космос»

для детей с ОНР в старшей группе

Цель: расширение и уточнение элементарных знаний о космосе.

Задачи: 

  • Коррекционно-образовательные:

Расширение и уточнение словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.

  • Коррекционно-развивающие:

Развитие общей и мелкой моторики (игра «Полет к звезде»), зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции (воспитание ясной шепотной речи). Автоматизация речевых звуков.

  • Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование: электронная игрушка «Звезда»; предметные картинки (ракета, космонавт, глобус планета Земля, скафандр, изображения космонавта и атрибутов); слайдовое сопровождение по теме «Космос»; аудиозапись «Выход космического корабля в атмосферу».

Ход занятия.

1.Организационный момент.  Логопед загадывает загадку:

Из крылатой пламя льется,

 Вверх стремительно несется,

 На свидание с кометой,

Остроносая… (Ракета)
Логопед:

– Как вы думаете, зачем людям ракета? (Чтобы полететь в космос)

– Знаете ли вы, что такое космос? (ответы детей)

2.Введение в тему (развитие речевого внимания и слуха, автоматизация звука р)

Логопед знакомит с гостем:

– Сейчас мы с вами отправимся в космос. Но сначала нам надо заправить ракету горючим. И для этого называть будем те предметы, которые изображены на канистрах.(дети поднимают канистру и называют предмет)

3.Беседа (пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания, диалогической речи)

Логопед показывает плакат «Космос»:

– Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце - это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случиться не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках.

Но Земля – это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи.

Логопед показывает слайды «Звёздное небо» и читает стихотворение:

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

 Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту.

 А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Логопед спрашивает:

– На какой планете мы живём? (На планете Земля)

– На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)

– Где находится Солнце? (В космосе, в небе)

– Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)

– Солнце большое или маленькое? (ответы детей)

– Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)

4.Упражнение «Звезда» (нейроупражнение)

Логопед: Сейчас нам с Вами надо пройти испытание. Облететь звезду. Специальной волшебной палочкой нужно обвести контур металлической ракеты и не задеть ее.

5.Игра «Млечный путь»

Логопед на электронной доске показывает изображение космонавта, которому надо указать космический путь. Между планетами проложен слоговой  путь. Ребенок ведет указкой по линиям и читает слоги.

Надевают скафандр по очереди  чертят и читают.

– Как вы думаете, кто это? (Космонавты)

– Как называется костюм космонавта? (скафандр)

– На чем летают космонавты в космос? (На ракетах).

– А вы хотите полететь в космическое путешествие?

– Что нам необходимо для этого сделать?

6.Игра «Взлет ракеты» (развитие связной речи и автоматизация и дифференциация звуков в словах)

Логопед предлагает детям отделять изображенные ступени ракеты.

На ступенях изображены предметы со звуком «Р» и со звуком «Л»

Если в слове слышим звук «Р», то часть летит направо

Если в слове слышим звук «Л», то часть ракеты летит налево

7.Физ. минутка, игра «Космонавты» (координация речи с движениями)

 «Раз, два - стоит ракета»
Раз, два - стоит ракета.
(Руки вытянуты вверх).
Три, четыре - самолёт.
(Руки в стороны).
Раз, два - хлопок в ладоши,
(Хлопаем в ладоши).
А потом на каждый счёт.
(Шагаем на месте).
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши).
Руки выше, плечи шире.
(Руки вверх-вниз).
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши).
И на месте походили.
(Шагаем на месте).

8.Упражнение «Потопаем, похлопаем» (совершенствование слоговой структуры слов)

Логопед раздаёт детям индивидуальные дидактические карточки: космонавт, солнце, планета, звёзды

9.Итог занятия.

Логопед подводит итог занятия:

– Вот и закончилось наше путешествие. Дети, что интересного вы запомнили?

Мне понравилось, как вы работали. Всем спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей....

Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».

Занятие  построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкатель...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя и связной речи по теме " Продукты питания"

Целью данного конспекта является уточнение и систематизация знаний детей о продуктах питания....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт"   Цель: развитие лексико-грамматического строя ...