Конспект занятия по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи по теме «Космос»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: расширение и уточнение элементарных знаний о космосе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи по теме «Космос»
для детей с ОНР в старшей группе
Цель: расширение и уточнение элементарных знаний о космосе.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
Расширение и уточнение словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.
- Коррекционно-развивающие:
Развитие общей и мелкой моторики (игра «Полет к звезде»), зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции (воспитание ясной шепотной речи). Автоматизация речевых звуков.
- Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.
Оборудование: электронная игрушка «Звезда»; предметные картинки (ракета, космонавт, глобус планета Земля, скафандр, изображения космонавта и атрибутов); слайдовое сопровождение по теме «Космос»; аудиозапись «Выход космического корабля в атмосферу».
Ход занятия.
1.Организационный момент. Логопед загадывает загадку:
Из крылатой пламя льется,
Вверх стремительно несется,
На свидание с кометой,
Остроносая… (Ракета)
Логопед:
– Как вы думаете, зачем людям ракета? (Чтобы полететь в космос)
– Знаете ли вы, что такое космос? (ответы детей)
2.Введение в тему (развитие речевого внимания и слуха, автоматизация звука р)
Логопед знакомит с гостем:
– Сейчас мы с вами отправимся в космос. Но сначала нам надо заправить ракету горючим. И для этого называть будем те предметы, которые изображены на канистрах.(дети поднимают канистру и называют предмет)
3.Беседа (пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания, диалогической речи)
Логопед показывает плакат «Космос»:
– Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце - это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случиться не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках.
Но Земля – это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи.
Логопед показывает слайды «Звёздное небо» и читает стихотворение:
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Логопед спрашивает:
– На какой планете мы живём? (На планете Земля)
– На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)
– Где находится Солнце? (В космосе, в небе)
– Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)
– Солнце большое или маленькое? (ответы детей)
– Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)
4.Упражнение «Звезда» (нейроупражнение)
Логопед: Сейчас нам с Вами надо пройти испытание. Облететь звезду. Специальной волшебной палочкой нужно обвести контур металлической ракеты и не задеть ее.
5.Игра «Млечный путь»
Логопед на электронной доске показывает изображение космонавта, которому надо указать космический путь. Между планетами проложен слоговой путь. Ребенок ведет указкой по линиям и читает слоги.
Надевают скафандр по очереди чертят и читают.
– Как вы думаете, кто это? (Космонавты)
– Как называется костюм космонавта? (скафандр)
– На чем летают космонавты в космос? (На ракетах).
– А вы хотите полететь в космическое путешествие?
– Что нам необходимо для этого сделать?
6.Игра «Взлет ракеты» (развитие связной речи и автоматизация и дифференциация звуков в словах)
Логопед предлагает детям отделять изображенные ступени ракеты.
На ступенях изображены предметы со звуком «Р» и со звуком «Л»
Если в слове слышим звук «Р», то часть летит направо
Если в слове слышим звук «Л», то часть ракеты летит налево
7.Физ. минутка, игра «Космонавты» (координация речи с движениями)
«Раз, два - стоит ракета»
Раз, два - стоит ракета.
(Руки вытянуты вверх).
Три, четыре - самолёт.
(Руки в стороны).
Раз, два - хлопок в ладоши,
(Хлопаем в ладоши).
А потом на каждый счёт.
(Шагаем на месте).
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши).
Руки выше, плечи шире.
(Руки вверх-вниз).
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши).
И на месте походили.
(Шагаем на месте).
8.Упражнение «Потопаем, похлопаем» (совершенствование слоговой структуры слов)
Логопед раздаёт детям индивидуальные дидактические карточки: космонавт, солнце, планета, звёзды
9.Итог занятия.
Логопед подводит итог занятия:
– Вот и закончилось наше путешествие. Дети, что интересного вы запомнили?
Мне понравилось, как вы работали. Всем спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей....
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Занятие построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: "Много разной есть посуды, и нужна она повсюду"
Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи ( использовать в речи существительные в родительном падеже, в уменьшительно-ласкатель...
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Конспект будет интересен нетолько, учителям - логопедам, но и воспитателям комбинированных групп ДОУ....
Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя и связной речи по теме " Продукты питания"
Целью данного конспекта является уточнение и систематизация знаний детей о продуктах питания....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт" Цель: развитие лексико-грамматического строя ...