Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию "На поиски книги сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Купцова Надежда Васильевна

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_na_poiski_knigi_skazok.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №12 «Березка»

Конспект непрерывной образовательной

деятельности в старшей группе

На поиски «Книги сказок».

Воспитатель: Купцова Н.В.

1 кв. категория

        п. Приводино

2019 г.

Цель: развитие познавательной и речевой активности детей посредством  сказок.

Задачи:

Обучающие:

  • Активизировать  знания детей о сказках детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Формировать умения классифицировать сказки
  • Учить детей описывать героя сказки, не называя его.

Развивающие:

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
  • Развивать  внимание, мышление, воображение, память.
  • Расширять словарь антонимов.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей любовь к художественной литературе.
  • Воспитывать умение слушать, слышать и дополнять друг друга.


Материал и оборудование: экран, компьютер, карточки с картинками по сказкам, домик, плоскостное изображение яблоньки, мяч, корзинка с яблоками, корзинка для страниц книги, столы.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный.

Приемы:  художественное слово (загадки, стихи), пояснения, поощрение,  гимнастика для глаз, физминутка,  самостоятельная деятельность детей.

ХОД НОД

В зал входит сказочница.

 - Здравствуйте ребята, я Сказочница из волшебной Страны Сказок. В моей стране живут разные сказки. А вы знаете, какие сказки бывают? (ответы детей: русские народные, авторские, волшебные и т.д.)

Сказочница (С):  Я пришла к вам, чтобы попросить о помощи. Злая Баба-Яга украла у меня книгу сказок. Она порвала ее, и странички по лесу темному разбросала. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить. Поможете? (дети: да)

С: Тогда мы с вами отправляемся в волшебный лес. Только как нам лес этот сказочный найти? Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Вот вам первая загадка:

Четыре стены,

Печь внутри,

Крыльцо снаружи,

Спасает от стужи!

Ответ: Дом

Автор: Леонов В.А.

С: оглянитесь вокруг, найдите дом.

Ребята показывают на избушку и подходят к ней.

1 задание

С: Ребята, посмотрите, это же сказочный домик. Сейчас мы узнаем, кто в нем живет. Для этого нам надо отгадать загадки.

На лавочке (на столе) лежат картинки-герои сказок: надо взять картинку и, не называя героя, описать его. Сначала описывает воспитатель, а затем дети.

С: Героев какой сказки мы с вами описали? Соберите  картинки по порядку.  («Колобок»)

С: Молодцы ребята!  

Всех героев описали,

Сказку правильно собрали!

С: Посмотрите, здесь, что-то еще лежит! Да это страничка  из моей волшебной книги!). Получаем первую страничку.

Ой, ребята,  посмотрите, на страничке книги еще одна подсказка –  изображение яблони. Надо искать яблоньку.

2.Второе задание.

(Изображение яблоньки, на яблоках задания.)

С: Ребята, посмотрите, какие спелые яблочки растут на дереве. Давайте посмотрим, нет ли здесь страничек из волшебной книги, но для этого надо выполнить задание

Снимает яблоко и читаю задание.

Закончите предложения:

  1. Прыг с окошка на дорожку… (покатился колобок в лес).
  2. Тянут-потянут… (Вытянули репку/Вытянуть не могут).
  3. Как выскочу, как выпрыгну… (пойдут клочки по закоулочкам).
  4. Сяду на пенек… (съем пирожок).
  5. В некотором царстве… (в некотором государстве).
  6. По щучьему велению… (по моему хотению).
  7. Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается).
  8. Несёт меня лиса… (за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
  9. Стали они жить – поживать… (и добра наживать).
  10. Тили, тили, тили-бом… (Загорелся кошкин дом)

С: молодцы, ребята хорошо сказки знаете.

3 задание 

С: А яблонька предлагает вам поиграть.

Игра «Яблонька, наклонись»

Ход игры

                                                                                                                       

 Дети встают в круг, у каждого ребенка в руках картинка с изображением отрицательного или положительного сказочного персонажа. Играющие выбирают водящего - ребенка, который с плоскостным изображением яблоньки, должен идти по кругу и выбрать по картинкам в руках детей доброго героя. Дети, стоящие в кругу, в это время произносят такие слова:

Яблонька, яблонька,

Наклонись, наклонись.

К доброму, хорошему

Повернись, повернись.

А от злого, плохого

Отвернись, отвернись.                                                                                                           Как только текст заканчивается, ребёнок-водящий останавливается и выбирает картинку с изображением положительного героя, при этом отвечает на вопросы:

- Почему выбрал этого героя?

- За какие качества его выбрал и почему?

Игра повторяется несколько раз.

Молодцы, вы все правильно ответили, вот они странички из книги. (Достаю из-за яблони).

4 задание.

Игра «Придумай новое название к знакомой сказке»

С: Ох, ребята, я что-то устала. Давайте сядем на нашу цветочную полянку и отдохнем. Ребята, а вы хотите почувствовать себя настоящими сказочниками?  (Ответы детей).  Я вам предлагаю вам придумать названия к знакомым сказкам.  Игра- творчество «Кто больше придумает новых названий». 

Примеры новых названий к знакомым сказкам

1) Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

- «Волшебница-лягушка»

- «Заколдованная царевна»

- «Иван Царевич и стрела»

- «Чудеса в тридесятом царстве»»

2) Русская народная сказка «По щучьему велению»

- «Три желания Емели»

- «Говорящая щука»

- «Емеля и щука»

- «Волшебная рыба»

- «Чудеса сбываются»

- «Царевна, Емеля и щука»

3) Русская народная  сказка «Репка»

- «Дедушкины приключения»

- «Веселые помощники»

- «Сильная мышка»

- «Хорошая удача»

- «Дедка и репка»

- «Семья на огороде»

- «Тяжелая репка»

- «С маленького зернышка до большой репки»

4) Сказка  С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

- «Чудеса во дворце»

- «Доброта и злоба»

- «Заколдованный принц»

- «Настенька и чудовище»

 С: Ребята, вы все молодцы! Сколько новых и интересных названий вы придумали! Под цветком страничка книги. Давайте немного отдохнем!

 

       Физминутка “Движения”

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз-два, раз-два,
Нам идти уже пора!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали
Руки кверху все подняли

Отпустили, потрясли!

Дальше в путь мы все пошли!

На цветочке дети находят подсказку с загадкой:

Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет?

 (Гриб)

Дети находят гриб и следующее задание

5 задание.

Ребята, для того чтобы идти дальше нам нужно выполнить следующее задание. Игра С мячом – «Скажи-наооборот»

Большой-маленький

Добрый-злой

Маленький — большой,

Короткий — длинный,

Горячий-холодный

Мальчик-девочка

Молодой-старый

Белый-черный

День-ночь

Грустный-веселый

Слабый-сильный

Чистый-грязный

Короткий-длинный.

Сильный-слабый

Веселый-грустный

Строить-ломать

Трусливый-смелый

Узкий - широкий

Высокий-низкий

Близко — далеко,

Левый — правый

Солнце-луна,

Худой-толстый

Много-мало

Близкий-далекий

Входить-выходить

Сухой-мокрый

Застегнуть — расстегнуть

Тяжелый-легкий

Жара-холод

Больной-здоровый

Лето-зима

Широкий-узкий

Труд-отдых

Закрыть-открыть

Ехать-останавливаться

Умный-глупый

Жарко-холодно

Под грибом ребята находят еще один лист из книги сказок с изображением сундука на обороте .

С: Ребята, для того чтобы идти дальше, нам нужно найти сундук.

 Дети находят сундук, в нем лежит обложка книги сказок. Сказочница вставляет листочки.  

Молодцы! Нашли все страницы из книги сказок. А как вы думаете, почему Кощей и Баба-Яга утащили «Книгу сказок»? Правильно ребята, потому что в сказках много добра и волшебства. Мы сегодня с вами постарались, для этого нам пришлось преодолеть трудный путь, разгадать загадки и пройти все испытания. Мы победили, потому что мы дружные ребята, правда?

С: Пора возвращаться в детский сад к вашим друзьям и игрушкам. Для этого, закроем глаза и скажем все вместе волшебные слова: «Раз, два, три – обратно в садик попади! ».

Вот мы и очутились в  детском  саду!

Воспитатель:   Понравилось наше путешествие? Что было трудно? Какое задание понравилось выполнять? Какое задание было самым легким? За что вы себя сегодня можете похвалить?

- Ребята, обратите внимание на корзину, ее нам подарила яблонька, в ней лежат  красные и зеленые яблоки. Они обозначают ваше настроение после путешествия. Красные яблочки – это веселое, радостное, хорошее  настроение. Зеленые – грусть, скука, это значит, что вам было неинтересно сегодня. Я предлагаю взять яблочко, которое подходит вашему настроению.

Воспитатель:  Посмотрите, как много красных яблочек у вас в руках, значит мы отлично провели сегодня наше путешествие. 

 Спасибо Вам за увлекательное путешествие..

А на память я вам хочу подарить книгу сказок. Вы можете нарисовать сюда и другие странички со сказками. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, старшая группа - театральная речевая мастерская - "Волшебная книга"

Цель: использование театральной деятельности для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка.Задачи:- разнообразить содержание, методы и приёмы работы ...

Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика»

Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «В поисках Цветика-семицветика» Проводит: Данилова Мария Александровна, воспитатель ГБДОУ д/с № 57 Цель: формирование элементарных матем...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «В поисках клада».

Конспект занятия  в старшей группе на тему: «В поисках клада»....

конспект занятия в старшей группе на тему : " В поисках ключа"

В данном конспекте расписано занятие для старшей группы. Занятие полностью соответствует ФГОС. Использованы все виды деятельности. Используется интеративная доска. В форме квеста....

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Волшебная книга сказок»

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Волшебная книга сказок» Цель: умение составлять творческие рассказы с использованием картинок Задачи: - совершенствовать диалогическую речь; ...