Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)
консультация по развитию речи (младшая группа)
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, так как больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Сегодня все знают, что игры и упражнения с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.38 КБ |
palchikovye_igry_i_uprazhneniya.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 17 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»
Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)
Воспитатель
Нестеренко Наталья Васильевна
Ахтубинск -2021
«Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Проводя занятия, общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у некоторых детей не очень хорошо развита активная речь. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, так как больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Сегодня все знают, что игры и упражнения с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности . Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры» .
Техника «пальчиковых игр» очень проста, движения несложны. Однако они убирают напряжение рук, способствуют расслаблению мышц всего тела. Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка улучшается произношение «трудных» звуков. Замечена закономерность: чем пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики — тем лучше малыш разговаривает.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают .
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш. А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей — универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном.
Поскольку пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи и являются одним из направлений по развитию мелкой моторики пальцев рук, работу построила следующим образом.
Планируя работу с детьми, наметила основную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации основной цели выделила ряд других задач:
– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего дошкольного возраста.
Поставив перед собой цель и задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, опираясь на ФГОС ДО, основную образовательную программу МБДОУ «Детский сад № 17» и комплексно- тематическое планирование к ней (разработанных на основе примерной основной образовательной программы "От рождения до школы", под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.) , я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Создала информационный банк пальчиковых игр и упражнений, которые направлены на устранение проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики рук. Определив основное направление в работе, я начала искать пути создания такой пространственно-предметной среды группы, которая будет стимулировать речевую, познавательную и творческую деятельность и в свою очередь способствовать развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук. В группе были созданы условия по развитию мелкой моторики с учетом интеграции образовательных областей. Имеющийся материал расположен так, чтобы дети могли свободно выбирать игры, пособия для этого вида деятельности (игры-шнуровки, мозаику, трафареты, бумагу, карандаши, раскраски, штриховки, счётные палочки, пальчиковый театр, театр БИ-БА-БО, пособие для дыхательных упражнений).
Чтобы добиться результатов, решила уделить больше внимания работе с родителями. Проводила индивидуальные беседы и консультации, объясняла, что нужно учить ребенка манипулировать предметами, покупать игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики рук – пирамидки, строительный материал, машинки, конструкторы, вкладыши, бусы, логические домики, мозаику и т.д. Предлагала для ознакомления памятки, в которых указывала, что нужно давать детям больше самостоятельности при одевании – раздевании, а также – застегивать – расстегивать кнопки (на одежде и обуви), пуговицы, липучки, молнии, застегивать – расстегивать сандалики, завязывать – развязывать (по возможности) шнурочки и т.д., так как эти действия формируют умелость рук. Подготовила папку с консультациями для родителей – «Развитие мелкой моторики у малышей», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук». Для родительского собрания подготовила доклад –практикум «Пальчиковая гимнастика для малышей» с показом видеоролика «10 пальчиковых игр для малышей». В папке-передвижке постоянно меняла информационные листы, где для родителей каждый месяц для разучивания предлагалась новая пальчиковая игра.
Основная работа проводилась с детьми как во время организованной образовательной деятельности, так и вне ее. В начале года разработала проект «Пальчиковые игры и упражнения как средство формирования речи у детей 3-4 лет». Кроме того, наметила план разучивания пальчиковых игр в каждом месяце с учетом интеграции в другие виды деятельности. Цель проведения пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время физкультминуток, в свободное время, утром, после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Тексты пальчиковых упражнений старалась подбирать так, чтобы они легко ложились на слух ребенка и настраивали на игру.
Для успешной коррекции по формированию грамматического строя речи и моторики у детей дошкольного возраста, я решила использовать в своей работе кинетический песок, благодаря которому можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов. Сегодня кинетический песок приобретает всё большую популярность в работе с детьми. Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, коррекционно-развивающего и познавательного процесса. При контакте кинетический песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсических веществ, поэтому может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.
Детям очень понравился этот песок, и они стали использовать его в самостоятельной деятельности: сначала делали различные постройки, потом стали обыгрывать их с различными маленькими игрушками, придумывать сюжеты. Для возникновения интереса у детей организовывала игры, стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Одним из главных средств развития связной речи детей является сюжетно-ролевая игра. Атрибуты для игры можно построить из кинетического песка. Вспомогательным материалом могут служить фигурки животных.
Количество игр и упражнений с этим материалом можно придумывать множество. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и развивает фантазию детей. Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты.
Игра «Угадай, что спрятано под ладошками?» Круглое, жёлтое, яркое. После верного ответа покажите фигуру и обязательно проговорите, выделяя окончания слов "Солнце круглОЕ, солнце яркОЕ, солнце жёлтОЕ".
Игра «Волшебный клад» Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
Игра «Начни предложение» Ребенок делает из песка фигуру (или рисует на песке предмет) и начинает предложение, воспитатель (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
Игра «Выложи по контуру» Разровняйте песок и нарисуйте простой рисунок - круг, елочку или домик. А затем предложите ребёнку выложить фигурку по контуру подручным материалом - камешками, кусочками мозаики, пуговицами.
Игра «Найди домик» Знакомые всем игры и упражнения с рамками-вкладышами. Разровняйте песок и, взяв несколько формочек, оставьте на песке их отпечатки. А теперь скажите, что это домики, что настал вечер и фигуркам нужно возвращаться по домам и ложиться спать. Кто же в каком домике живёт? Эта игра кроме логики и мышления прекрасно развивает и словарь.
Как показала практика такой мега - тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче происходит развитие мелкой моторики, формируется представление о сенсорных эталонах.
На развитие мелкой моторики рук, для тренировки пальчиков благотворное воздействие оказывают игры с предметами. Их я тоже использовала в своей работе: это и мозаика, пирамидки, мягкие кубики со шнуровками и кнопками, липучками, игры-шнуровки, молнии, наборы колец, шаров для нанизывания на стержень, бусы, прищепки; игры с карандашами, счетными палочками; лепка из соленого теста; для развития движений – «Пальчиковый театр», с помощью которого разыгрывались знакомые сказки «Репка», «Теремок». Малышам интересно также было раскручивать и закручивать пластмассовые гаечки на болтиках, разбирать и собирать матрешки. Во время таких игр моя задача состояла в том, чтобы организовать игру и общение детей, помочь расширить словарный запас.
Поскольку использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционного аппарата, уже к середине учебного года пальчики у детей стали быстрее осваивать более сложные упражнения, а речь детей заметно улучшилась. Работа в данном направлении будет продолжена, так как она актуальна и в процессе овладения пальчиковыми играми у детей формируется память, мышление , воображение и внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, так как больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Сегодня все знают, что игры и упражнения с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности .
Я выстроила систему работы в данном направлении, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений, повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач: 1. Интегрировать пальчиковые игры и упражнения в речевой деятельности детей. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук через использование разнообразных форм, методов и приемов. 3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики. 4. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
Что же такое пальчиковые игры? Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Основная работа проводилась с детьми как во время организованной образовательной деятельности, так и вне ее. В начале года разработала проект «Пальчиковые игры и упражнения как средство формирования речи у детей 3-4 лет». Кроме того, наметила план разучивания пальчиковых игр в каждом месяце с учетом интеграции в другие виды деятельности. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время физкультминуток , в свободное время, утром, после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Тексты пальчиковых упражнений старалась подбирать так, чтобы они легко ложились на слух ребенка и настраивали на игру.
На развитие мелкой моторики рук, для тренировки пальчиков благотворное воздействие оказывают игры с предметами. Их я тоже использовала в своей работе: это и мозаика, пирамидки, мягкие кубики со шнуровками и кнопками, липучками, игры-шнуровки, молнии, наборы колец, шаров для нанизывания на стержень, бусы, прищепки; игры с карандашами, счетными палочками; лепка из соленого теста; для развития движений – «Пальчиковый театр», с помощью которого разыгрывались знакомые сказки «Репка», «Теремок».
Малышам интересно также было раскручивать и закручивать пластмассовые гаечки на болтиках, играть с сортерами . Во время таких игр моя задача состояла в том, чтобы организовать игру и общение детей, помочь расширить словарный запас.
Для успешной коррекции по формированию грамматического строя речи и моторики у детей дошкольного возраста, я решила использовать в своей работе кинетический песок. Для возникновения интереса у детей организовывала игры, стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Атрибуты для игры можно построить из кинетического песка. Вспомогательным материалом могут служить фигурки животных. Количество игр и упражнений с этим материалом можно придумывать множество. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и развивает фантазию детей. Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты.
Игра «Угадай, что спрятано под ладошками?» Круглое, жёлтое, яркое. После верного ответа покажите фигуру и обязательно проговорите, выделяя окончания слов "Солнце круглОЕ , солнце яркОЕ , солнце жёлтОЕ ". Игра «Волшебный клад» Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада . Игра «Найди домик» Знакомые всем игры и упражнения с рамками-вкладышами. Разровняйте песок и, взяв несколько формочек, оставьте на песке их отпечатки. А теперь скажите, что это домики, что настал вечер и фигуркам нужно возвращаться по домам и ложиться спать. Кто же в каком домике живёт? Эта игра кроме логики и мышления прекрасно развивает и словарь. .
Как показала практика такой мега - тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче происходит развитие мелкой моторики, формируется представление о сенсорных эталонах
Создала информационный банк пальчиковых игр и упражнений, которые направлены на устранение проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики рук.
Чтобы добиться результатов, решила уделить больше внимания работе с родителями. Проводила индивидуальные беседы и консультации.Предлагала для ознакомления памятки, в которых указывала, что нужно давать детям больше самостоятельности при одевании – раздевании, а также – застегивать – расстегивать кнопки (на одежде и обуви), пуговицы, липучки, молнии, застегивать – расстегивать сандалики, завязывать – развязывать (по возможности) шнурочки и т.д., так как эти действия формируют умелость рук. Подготовила папку с консультациями для родителей – «Развитие мелкой моторики у малышей», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук».
Принимала участие в VI международной научно-практической конференции «Современный педагог :Траектория успеха » с работой «Использование кинетического песка для развития речи у детей дошкольного возраста» и принимала участие в конкурсе профессионального мастерства «Шаг к успеху» с работой «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Поскольку использование пальчиковых игр развивает координацию движений и совершенствует деятельность артикуляционного аппарата , пальчики у детей стали быстрее осваивать более сложные упражнения, а речь детей заметно улучшилась. Работа в данном направлении будет продолжена, так как она актуальна в любом возрасте и в процессе овладения пальчиковыми играми у детей формируется память, мышление , воображение и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...
В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
В VII ВСЕРОССИЙСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА " ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ" с Научно-методической работой " Пальчиковые игры одно из средсв в развитии речи детей.младшего дошкольного возр...
Статья на тему: «Игры с песком как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходим...
Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны и апробированы дидактические игры и упражнения по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя перспективный план работы с участниками образовательного процесса, перечень пальчиковых игр бе...
Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы
Оглавление1.Предисловие - 32.Введение -3.Пояснительная записка к сборнику «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». - 54.Рекомендация для воспитателей...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В пособии представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов, цель которых – развит...