Дополнительная общеобразовательная –
общеразвивающая программа
«Учимся, играя».
(мнемотехника)
Возраст обучающихся: ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
Срок реализации: 1 год
Содержание программы.
1.Пояснительная записка
1.1. Нормативные и правовые аспекты. Образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
1.2. Введение: статус, направленность и актуальность программы Программа является дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программой для детей старшего дошкольного возраста.
Направленность программы – познавательная.
Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей. Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая ее, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.
В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.
Основные приемы мнемотехники детям 5 -7 лет:
Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения.
Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.
Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка-продавец, весы, касса.
1.3.Теоретические положения программы
Теоретическими основаниями программы являются следующие положения:
Первое - концепция самоценности дошкольного периода развития,разработанная
А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка - это амплификация, т. е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.
Второе - теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Согласно их теории, развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка - дошкольника это, прежде всего, игра. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.
Третье - концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером. Под способностями, вслед за отечественными авторами (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер и др.) мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обеспечивающие успешность в деятельности, успешность решения той или иной задачи. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы, в то же время - это могут быть словесно задаваемые правила и инструкции.
1.4. Цели и задачи образовательной программы.
Целью образовательной программы является: развитие у детей дошкольного возраста творческих и познавательных способностей в игровой
деятельности.
Задачи образовательной программы:
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательные и творческие способности ребенка.
2.Развивать способность к решению и постановке познавательной задачи.
3. Развивать предпосылки учебной деятельности: усидчивость, умение планировать свою работу, действовать в коллективе.
4. Развивать и формировать творческую личность, умеющую свободно мыслить.
Обучающие задачи:
1.Расширять, дополнять знания детей об окружающем мире.
2.Развивть связную речь дошкольников.
3.Учить замечать красоту окружающего мира, через развитие органов чувств.
4.Учить осваивать действия замещения реальных объектов и явлений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание и умение решать игровые и интеллектуальные задачи в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
1.5.Сроки реализации программы.
Режим занятий.
Обучение по данной программе рассчитано на 1 год.
возраст обучающихся - дети 5-7 лет
Занятия с детьми проводятся 2 раз в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности:
для детей 5-7 лет – 25 минут
1.6. Ожидаемые результаты освоения программы
К концу года дети должны уметь:
• Проявлять интерес к познавательной деятельности.
• Самостоятельно использовать полученные умения и навыки, пользоваться различными мнемотаблицами, схемами ,моделями.
• Уметь составлять рассказы, загадки, сказки по мнемотаблицам.
• Самостоятельно составлять план-схему или мнемотаблицу .
• Овладеть техникой выучивания стихов по мнемотаблицам.
• Овладеть навыком графического замещения предметов, ритмической организации листа линиями разного типа: округлыми, прерывистыми, прямоугольными и др.
• Уметь работать в коллективе сверстников.
1.7.Отслеживание результативности реализации программы.
Отслеживание результативности освоения программы по основным разделам программы проходит в форме проведения занятий по плану, путем анализа детских работ.
1.8.Подведение итогов.
Подведение итогов проходит в форме итоговых занятий.
2. Учебный план
№
Разделы программы
Теория
часы
Практика
часы
Всего
часы
1
Знакомство с мнемотаблицами
---
2
2
2
Работа с мнемотаблицами по лексическим темам
---
9
9
3
Заучивание стихотворений по мнемотаблицам
---
5
5
4
Составление рассказов по картинно-графическим планам
---
3
3
5
Мнемозагадки
---
8
8
6
Составление мнемотаблиц детьми
---
3
3
7
Работа со сказкой по картам-схемам
---
2
2
Итого:
---
32
32
6. Список литературы
Полянская Т.Б.
« Использование метода мнемотехники в детском саду»
Издательство «Детство-Пресс» 2010 год.
Граб Л.М.
«Творческое рассказывание: обучение детей 5-7лет»
Издательства «Учитель» 2012 год.
Мещерякова В.Н.
«Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – как одно из видов наглядного моделирования» «Великий Новгород» 2013год.
Федорова Л.И.
«Учимся общаться»
Издательство «Вентано-Граф» 2016год.