Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учимся думать, играя"
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Содержание
№ | Название раздела | № страниц |
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 5 |
1.3 | Содержание программы (с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование) | 6 |
Учебный план | 6 | |
Учебно-тематический план | 7 | |
1.4 | Планируемые результаты | 9 |
Раздел 2 Комплекс организационно- педагогических условий | ||
2.1 | Календарный учебный график | 10 |
2.2 | Условия реализации программы | 10 |
2.3 | Формы аттестации | 10 |
2.4 | Оценочные материалы | 12 |
2.5 | Методические материалы | 14 |
2.6 | Список литературы для педагогов, для учащихся и родителей | 14 |
Приложения 15 |
1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника. Меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неготовность ребенка к систематическому школьному труду.
Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. А это значит, что для успешного обучения детей в школе важна как психологическая (познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля), так и содержательная подготовка по основным дисциплинам (математика, обучение грамоте и др.). Для решения этих проблем была создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся думать, играя», которая является комплексной и имеет социально-педагогическую направленность. Программа включает в себя две дисциплины «Обучение грамоте и развитие речи», «Введение в математику». Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у дошкольника при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а также подготовить его к новой социальной роли школьника.
На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные, и поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям.
Нормативно-правовой основой разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Учимся думать, играя» являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот 29.03.2016 № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций вместе с «Методисескими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.»)
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467).
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом
знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе
реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти,
ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.
Новизна данной программы заключается в том, что её реализация позволяет комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей.
Педагогическая целесообразность.
Содержание образовательной программы направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
развитие универсальных учебных действий в рамках
дополнительного образования;
обеспечение преемственности содержания различных видов
образования;
целостность процесса психического и физического, умственного
и духовного развития личности ребенка;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
положительную социализацию ребенка;
профилактику асоциального поведения;
формирование человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого
общества
При реализации программы педагог опирается на основные принципы
дидактики:
Научность: учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями обучающихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а так же от особенностей организации учебного процесса.
Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к загадкам и тайнам исторического прошлого.
Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием межпредметных связей, обобщения и систематизации.
Прочность обучения: использование опорных конспектов по технологии В.Ф. Шаталова, широкое использование мнемотехнических приёмов, справочной и информационной литературы.
Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, организует работу обучающихся по микрогруппам с более или менее одинаковой степенью обучаемости, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.
Связь теории с практикой: глубокое осмысление жизненных фактов, связанных с изучаемыми явлениями и применением в личной жизни ребенка полученных навыков.
Адресат программы.
Программа адресована для детей дошкольного возраста, 5-7 лет. В дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
Исходя из возрастных особенностей детей, содержания и целеполагания курса была выстроена вариативная структура программы.
Принципы к формированию Программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Учимся думать, играя» опирается на определенные научные принципы:
- Принцип доступности материала - этот принцип учитывается при подборе содержания программы;
- Принцип построения программного материала от простого к сложному. Усложнение требований базируется на постепенном развитии и уточнении умений с учетом возрастных особенностей детей.
- Принцип развития - опора на зону ближайшего развития ребенка.
- Принцип дифференциации и индивидуализации - помогает выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.
Объем программы-– 72 часа.
Форма обучения – очная.
Методы обучения:
-словесный (рассказ, объяснение, беседа), метод устного изложения материала;
-практический (дидактические, сюжетно-ролевые игры, КВН);
-поисково-исследовательский (создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи, работа с интернет-ресурсами);
-метод самовоспитания (деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями; отношение к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки).
Формы организации образовательного процесса и виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают следующие виды теоретических и практических занятий:
Виды теоретических занятий:
- Рассказ
- Беседа
- Слайд программа с комментариями
Виды практических занятий:
- Рисунок
- Игра
- Загадки
- Скороговорки
- Просмотр тематических видеофильмов
- Работа с интернет-ресурсами
- Культурно-массовые мероприятия: викторины, конкурсы, праздники, выставки и т.п.
Срок освоения программы-36 недель, 9 месяцев обучения.
Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий:
- 2 занятия по 30 минут в неделю, всего 72 часа.
- Цель и задачи программы.
Цели программы:
˗ формирование общей культуры и позитивной социализации ребёнка;
˗ развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
˗ сохранение и укрепление здоровья;
˗ развитие инициативы и творчества на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
˗ формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к школе, и достижение уровня развития, необходимого для успешного освоения основных образовательных программ начального общего образования с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.
Основные задачи Программы:
˗ формирование культуры здоровья, формирование потребности в двигательной активности;
˗ физическое и моторное развитие, способствующее сохранению и укреплению здоровья; развитие координации движений;
˗ развитие познавательного интереса;
˗ развитие самосознания и самоконтроля;
˗ формирование и развитие коммуникативных навыков;
˗ формирование и развитие организации деятельности;
˗ развитие внимания и памяти;
˗ развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций;
˗ развитие вербального восприятия, фонематического слуха;
˗ развитие речи: постановка и автоматизация правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильного строя речи;
˗ развитие логического мышления, как постепенного перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
˗ развитие воображения и творческого мышления;
˗ эстетическое развитие.
- Содержание программы.
Учебный план.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||||||
«Обучение грамоте и развитие речи» (36 часов) | ||||||||
1. | Буква А. Автомобили. | 1 | ||||||
2. | Буква Б. Бабочки. | 1 | ||||||
3. | Буква В. Времена года. | 1 | ||||||
4. | Буква Г. Город. | 1 | ||||||
5. | Буква Д. Дом. | 1 | ||||||
6. | Буква Е. Еда. | 1 | ||||||
7. | Буква Ё. Ёлка. | 1 | ||||||
8. | Буква Ж. Животные. | 1 | ||||||
9. | Буква З. Зоопарк. | 1 | ||||||
10. | Буква И. Игрушки. | 1 | ||||||
11. | Буква Й. Делай так! | 1 | ||||||
12. | Буква К. Космос и космонавты. | 1 | ||||||
13. | Буква Л. Лес. | 1 | ||||||
14. | Буква М. Мебель. | 1 | ||||||
15. | Буква Н. Небо. | 1 | ||||||
16. | Буква О. Овощи. | 1 | ||||||
17. | Буква П. Профессии. | 1 | ||||||
18. | Буква Р. Река. | 1 | ||||||
19. | Буква С. Сказки. | 1 | ||||||
20. | Буква Т. Транспорт. | 1 | ||||||
21. | Буква У. Улица. | 1 | ||||||
22. | Буква Ф. Фрукты. | 1 | ||||||
23. | Буква Х. Хлеб. | 1 | ||||||
24. | Буква Ц. Цветы и цвета. | 1 | ||||||
25. | Буква Ч. Человек. | 1 | ||||||
26. | Буква Ш. Шары и шарики. | 1 | ||||||
27. | Буква Щ. Щенки. | 1 | ||||||
28. | Буква ъ, ы, ь. Рыбы. Что дети умеют делать. | 1 | ||||||
29. | Буква Э. Электробытовые приборы. | 1 | ||||||
30. | Буква Ю. Юг. Буква Я. Ягоды. | 1 | ||||||
31. | Повторение гласных букв. | 1 | ||||||
32. | Повторение согласных букв. | 1 | ||||||
33. | Согласные буквы твердые и мягкие . | 1 | ||||||
34. | Определение слогов в слове. Ударение. Разделение слова на части. | 1 | ||||||
35. | Правописание под диктовку букв, слогов, слов с изученными буквами. Штриховка. | 1 | ||||||
36. | Итоговое занятие. «Жили – были буквы». | 1 | ||||||
«Введение в математику» (36 часов) | ||||||||
37. | Числа от 1 до 20. | 20 | ||||||
38. | Математические знаки +; -; =; | >; < | 1 | |||||
39. | Математические действия с числами. | 3 | ||||||
40. | Геометрические фигуры | 4 | ||||||
41. | Состав чисел. | 6 | ||||||
42. | Ориентирование в пространстве. | 2 | ||||||
Итого: | 72 |
Учебно – тематический план
«Обучение грамоте и развитие речи»
Буква А. Автомобили – 1ч.
Знакомство с посадкой и правилами письма. Буква А. Штриховка. Обведение по контуру буквы . Игра «Спрятанная буква». Раскрашивание рисунков.
Буква Б. Бабочки – 1ч.
Буква Б. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква В. Времена года – 1ч.
Буква В. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Г. Город – 1ч.
Буква Г. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Д. Дом – 1ч.
Буква Д. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Е. Еда – 1ч.
Буква Е. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Ё. Ёлка – 1ч.
Буква Ё. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Ж. Животные – 1ч.
Буква Ж. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква З. Зоопарк – 1ч.
Буква З. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква И. Игрушки – 1ч.
Буква И Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Й. Делай так! – 1ч.
Буква Й. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква К. Космос и космонавты – 1ч.
Буква К. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Л. Лес – 1ч.
Буква Л. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква М. Мебель – 1ч.
Буква М. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Н. Небо – 1ч.
Буква Н. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква О. Овощи – 1ч.
Буква О. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква П. Профессии – 1ч.
Буква П. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Р. Река – 1ч.
Буква Р. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква С. Сказки – 1ч.
Буква С. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Т. Транспорт – 1ч.
Буква Т. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква У. Улица – 1ч.
Буква У. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Ф. Фрукты – 1ч.
Буква Ф. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Х. Хлеб – 1ч.
Буква Х. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Ц. Цветы и цвета – 1ч.
Буква Ц. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Ч. Человек – 1ч.
Буква Ч. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Ш. Шары и шарики – 1ч.
Буква Ш. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Щ. Щенки – 1ч.
Буква Щ. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква ъ, ы, ь. Рыбы. Что дети умеют делать – 1ч.
Буква ъ, ы, ь. Штриховка. Обведение по контуру букв. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Э. Электробытовые приборы – 1ч.
Буква Э. Штриховка. Обведение по контуру буквы. Игра «Спрятанная буква».
Раскрашивание рисунков.
Буква Ю. Юг. Буква Я. Ягоды – 1ч.
Буква Ю. Юг. Буква Я. Штриховка. Обведение по контуру букв. Игра «Спрятанная буква». Раскрашивание рисунков.
Повторение гласных букв – 1ч.
Повторение согласных букв – 1ч.
Согласные буквы твердые и мягкие – 1ч.
Определение слогов в слове. Ударение. Разделение слова на части – 1ч.
Правописание под диктовку букв, слогов, слов с изученными буквами. Штриховка – 1ч.
Итоговое занятие. «Жили– были буквы» – 1ч.
«Введение в математику»
Числа от 1 до 10 – 10ч.
Число и цифра 1. Число и цифра 2. Число и цифра 3. Число и цифра 4. Число и цифра 5.
Число и цифра 6. Число и цифра 7. Число и цифра 8. Число и цифра 9. Цифра 0.
Знакомство с числом 10.
Числа от 10 до 20 – 10ч.
Число 11. Число12. Число13. Число 14. Число 15.
Число 16. Число 17. Число 18. Число 19.
Знакомство с числом 20.
Математические знаки +; -; =; >; < – 1ч.
Математические знаки +; -; =; >; <
Математические действия с числами – 3ч.
Математические действия с числами.
Геометрические фигуры – 4ч.
Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб). Плоские и объёмные фигуры (круг, шар). Плоские и объёмные фигуры (квадрат, куб). Плоские и объёмные фигуры (треугольник, конус). Плоские и объёмные фигуры (прямоугольник, параллелепипед). Плоские и объёмные фигуры (овал, яйцо). Пирамида. Призма. Ромб. Звезда. Цилиндр.
Состав чисел – 6ч.
Состав чисел 3 и 4. Состав чисел 5 и 6. Состав числа 7. Состав числа 8. Состав числа 9 Состав числа 10.
Ориентирование в пространстве – 2ч.
Ориентирование в пространстве (слева, справа, наверху, внизу, по, под, над, на) Ориентирование в пространстве (внутри, снаружи, перед, за, впереди, сзади).
1.4.Планируемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты. В конце обучения должны знать:
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- ударение в словах;
- схемы слов;
- звуки и буквы;
- сочетание гласных и согласных;
- буквы, обозначающие мягкость и буквы, обозначающие твердость;
- элементы букв. Должны уметь:
- составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта и небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- составлять предложения из трех, четырех слов;
- членить простые предложения на слова;
- членить слова на слоги;
- правильно держать шариковую ручку и карандаш;
- обводить, штриховать и соединять;
- писать элементы букв.
˗ состав чисел первого десятка;
˗ цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9; знаки +; -; =; >; <
˗ названия геометрических фигур;
˗ пространственные представления Должны уметь:
˗ называть числа в прямом и обратном порядке;
˗ соотносить цифру и число предметов;
˗ составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
˗ пользоваться арифметическими знаками действия;
˗ составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
˗ делить круг, квадрат на две и четыре равные части;
˗ ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Срок реализации программы | 9 месяцев с 1 сентября по 31 мая |
Количество занятий в год | 72 |
Недельная образовательная нагрузка (количество занятий кружка)/ Объем недельной образовательной нагрузки (мин.) | 2 занятия 60 минут |
Промежуточная аттестация | Февраль |
Итоговая аттестация | Май |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ |
Зимние каникулы Летние каникулы | 01 января по 9 января 01 июня по 31 августа |
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в учебном кабинете, просмотр презентаций в музыкальном зале.
Перечень оборудования учебного кабинета: магнитная доска, столы и стулья для воспитанников и педагога, шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
Перечень оборудования музыкального зала: компьютер, проектор, экран, стулья для воспитанников и педагога.
Обучающие видео:
- Серии видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы».
2.3.Формы аттестации.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся является обязательным элементом образовательного процесса в объединении. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей предметным УУД, но и развитие личностных качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей:
Учебные, фиксирующие предметные результаты, достигнутые в процессе освоения образовательной программы (мониторинг уровня обученности);
Личностные, выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении.
Метапредметные результаты, раскрывающие формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце каждого учебного года и позволяет выявить уровень формирования предметных УУД в результате освоения образовательной программы. Мониторинг результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых параметров:
- Теоретическую подготовку
- Практическую подготовку
По окончании программы проводится итоговая оценка уровня освоения программы в целом.
Диагностика проводится во всех группах и состоит из нескольких этапов:
Первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного года. Выполняется в форме беседы. Диагностика проводится методом включенного наблюдения с целью определения базового уровня обученности учащихся (для 1 года обучения). Эти данные помогают педагогу своевременно внести необходимые коррективы не только в содержательную часть образовательной программы, но и в технологию ее реализации.
Промежуточная диагностика – в середине 1 года проводится тестирование, по результатам которого педагог проводит анализ уровня обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики – выполнение творческих заданий, проектов, ответы на занятиях, участие в конкурсах и выставках творческих работ внутри объединения.
Итоговая диагностика осуществляется по окончанию 1 года обучения – анализ проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется динамика уровня обученности каждого учащегося, итоговый уровень сформированности у них универсальных учебных действий.
Виды диагностики
- Открытое занятие
- Конкурсы
- Тест
- Опрос
- Включенное наблюдение
- Контрольная работа
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка о выполнении программы, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, готовые работы (контрольные и творческие), грамоты и дипломы учащихся, фото, отзывы детей и родителей, статьи о проведенных мероприятиях.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, тест, открытое занятие, праздник, конкурс, викторина.
Оценочные материалы
Мониторинг предметных результатов проводится на основе результатов устного опроса и письменного тестирования по основным разделам программы (Приложение 1).
Мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения программы проводится по окончании образовательной программы с учетом всей промежуточной диагностики по методике В.П. Симонова, который показывает уровень сформированности у них универсальных учебных действий. По каждому параметру выставляются балл (по 10-
балльной шкале), затем подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения образовательной программы. В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по каждому уровню, %, анализ полученных результатов.
2.4. Оценочные материалы.
Предметные результаты освоения программы
Год обучения _____________________________________________________
Педагог _________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Предметные результаты | Форма диагностики | |
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | |||
Итоговые результаты освоения программы Название программы «Подготовка к школе»
Год обучения ____________________________________________________
Педагог _________________________________________________________
№ Фами | Предметные | Метапредметные | Лично | Об |
лия, | результаты | результаты | стные | щи |
имя, | резуль | й | ||
учащ | таты | бал | ||
егося | л | |||
Теорети | Практи | Коммуник | Регулят | Познават |
ческая | ческая | ативные | ивные | ельные |
подгото | подгото | УУД | УУД | УУД |
вка | вка |
Выводы:
- Минимальный уровень освоения программы - информационный
- Средний уровень освоения программы – репродуктивный
- Максимальный уровень освоения программы - творческий
Десятибалльная шкала оценивания степени обученности
(по В.П. Симонову)
10-бал. шкала | Теоретические параметры оценивания | Практические параметры оценивания |
2балла Слабо | О т л и ч а е т какое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. | Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом |
3 балла Посред-ственно | Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. | Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их. |
4 балла удовле-твори-тельно | Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. | Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания. |
5 баллов недост. хорошо | Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положения усвоенной теории или её раздела, аспекта. | Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия. |
6 баллов хорошо | Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам. | Выполняет задания, действия образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность. |
7 баллов очень хорошо | Четко и логично излагает теоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. | Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности. |
8 баллов отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. | Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога. |
9баллов велико-лепно | Легко выполняет разнообразные творческие задания на уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. | С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога. |
10 баллов прекрасно | Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков. |
2.5. Методические материалы:
- Магнитная азбука;
- Дидактические настольные игры;
- Учебные пособия;
- Предметные картинки;
- Раздаточный и счетный материал;
- Набор цифр;
- Набор геометрических плоскостных и объемных фигур;
- Книги-раскраски;
- Карточки для словарной работы;
- Компьютер.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради,
раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
2.6. Список литературы для педагогов, детей и родителей.
1. .Безруких М.М «Ступеньки к школе «Азбука для дошкольников». Издательство «Дрофа», 2017г.
- Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Мир чисел и фигур». Издательство «Дрофа», 2017г.
- Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Учимся писать». Издательство «Дрофа», 2017г.
- Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.
- Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г.
6. Айзман Р.И., Великанова Л.K., Жарова Г.П. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. - Новосибирск, 1987г.
7. Буре Р.С. «Готовим детей к школе» М., 1987г.
8. «Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду»М., 1981г.
9. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М., 1989г.
10 Гредасов В.Н. Преемственные связи в работе детских дошкольных учреждений и начальной школы. Методические рекомендации. - Челябинск: ЧОИУУ, 1991.
11. Глинка Г., «Буду говорить, читать, писать правильно», 1999г.
12. Ефимова С.П. Как подготовить ребенка к школе: советы врача/ Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1992.
13. Короткова Э.П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» М., 1990г.
14. Практикум по психодиагностике. - М.: МГУ, 1989г.
15. Петерсон Н.П. «Математика для дошкольников» М., 1993г.
16. Усова А.П. «Обучение в детском саду» М., 1987г.
18. Федосова Н.А., Плешаков А.А. и др. Дошкольное обучение: подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2004г.
Приложение №1
Изучение зрелости детей, поступающих в первый класс
Тестовый материал
- Назови свою фамилию, имя, отчество
- Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы
- Кем работает твоя мама (папа)?
- Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
- У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?
- Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
10.Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делают почтальон, врач, учитель?
- Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
- Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
- Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
- Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких зверей ты знаешь, каких птиц?
- Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?
- Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Обработка результатов теста
За правильный ответ на все под вопросы одного пункта ребенок получает 1 балл. Например, при ответе на п. 5: «Я девочка. А когда вырасту, буду тетей», – начисляется 1 балл. Исключение составляют контрольные вопросы.
Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, по неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на «Азоте», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две». Ошибочными считаются ответы: «Мама Люда», «Папа работает на работе», а также, если ребенок путает времена года, их признаки, «больше – меньше» без наглядных примеров.
К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом:
- Вопрос №4 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла;
- Вопрос №7 – если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев – 3 балла;
- Вопрос №10 – за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) – 2 балла, до 3 признаков – 1 балл; 14 – за каждое правильное указание применения школьной атрибутики – 1 балл;
- Вопрос №22 -за правильный ответ «Попрошу прощения. Отдам свою* – 2 балла.
Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие -на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной – все это отмечается в их высказываниях.
Общая оценка результатов методики
Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам.
- «Школьно-зрелыми «считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов,
- средний уровень школьной зрелости определяется 20– 23 баллами,
- условно-неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15– 19 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»
Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 2017-2018
В программе предложены логические игры для детей 4-5 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 5-7 лет 2017-2018
В программе представлены занятия для обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет
Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пишем играя»
Программа разработана с учетом интересов учащихся и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму – сложного навыка, включающего выполнени...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры (5-7 лет)»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логические игры (5-7 лет)" направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, приобщение подрастающего поколе...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Учимся, играя"(мнемотехника)
Дополнительная общеобразовательная – общеразвивающая программа«Учимся, играя».(мнемотехника) Возраст обучающихся: ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ Срок реализации: 1 го...