В статье раскрываются возможности развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, описан опыт работы по развитию активного и пассивного словаря дошкольников путем организации пальчиковых игр.
Ключевые слова: развитие речи, ранний возраст, пальчиковые игры, словарь, дети, речь.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности.
Л. А. Венгер, А. Воллон, Л. С. Выготский, Н. М. Аксарина, А. М Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие авторы доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеет единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Статья на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
Выполнила: Малачлы Анастасия Сергеевна
Аннотация: в статье раскрываются возможности развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, описан опыт работы по развитию активного и пассивного словаря дошкольников путем организации пальчиковых игр.
Ключевые слова: развитие речи, ранний возраст, пальчиковые игры, словарь, дети, речь.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности.
Л. А. Венгер, А. Воллон, Л. С. Выготский, Н. М. Аксарина, А. М Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие авторы доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеет единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Основным новообразованием детей раннего возраста является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка. Речь ребенка постепенно становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Исследователи, родители, воспитатели обеспокоены значительным ухудшением здоровья детей, которые приводят к появлению речевых нарушений. Отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, педагогов, существенное сужение «живого» общения родителей и детей приводит к снижению уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.
Особый интерес в работе с детьми раннего возраста вызывает процесс овладения словарным запасом, который составляет основу речевого развития детей.
Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Например, мы даем ребенку конструктор и спрашиваем: «Хочешь поиграть в конструктор?».
Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активной речи может и не быть этого слова «конструктор». Но если попросить малыша принести с полки конструктор, он принесет именно его. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу в речевом развитии детей. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий.
Анализируя исследования учёных Н. М. Аксариной, Е. К. Кавериной, Г. Л. Розенгарт-Пупко, В. А. Петровой был сделан вывод о том, что одним из ответственных периодов в развитии речи ребёнка является третий год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в общении с окружающими, развиваются отдельные функции речи.
Следует отметить, что речь ребёнка раннего возраста включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в действия составляет важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Созданию такой ситуации, которая активизирует речь детей, способствуют пальчиковые игры.
Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс пальчиковых игр для обогащения активного и пассивного словаря детей раннего возраста.
Пальчиковые игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизируют словарь детей раннего возраста. Игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором психические процессы протекают активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей работы воспитателя с данным ребёнком.
Пальчиковая игра может проводиться в виде инсценировки рифмованных потешек, историй, сказок при помощи пальцев рук. Владея методикой пальчиковых игр для детей 1,5-2 лет, необходимо помнить о следующих правилах: сначала объясняя, как выполняется то, или иное упражнение, надо показать ребёнку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.
Начинать пальчиковую гимнастику нужно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр. Для некоторых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Было замечено, что наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением.
Для наших пальчиковых игр мы использовали кукольный персонаж: Светочку-конфеточку, которая представляла собой платочек, обернутый ленточкой и одеваемый на указательный пальчик. Как правило, Светочка- конфеточка приходила к детям и начинала свои забавные песенки: «Я Светочка-конфеточка, я гости к вам пришла. Я, Светочка-конфеточка, носочек я нашла. Чей носок, чей носок? Ты подай свой голосок». Одновременно мы показывали носок и старались поощрять активные высказывания детей.
Весь текст мы старались рифмовать и пропевать: «А ты что мальчик с пальчик, мальчик Ивантик, такой грустный? Ты съел капусты? Нет, ты капусты не ел, может быть, ты заболел? Может сделать тебе укол? Ты зачем залез под стол?». Мы показывали небольшие сценки с пальчиками (Светочка-конфеточка разговаривала с мальчиком Иванчиком, догоняла, его, пряталась и т.д.). Мы старались вызвать улыбки у детей. Если дети улыбались, мы понимали, что наши театрализованные постановки, наша речь понятна детям.
Поэтому первоначально мы стремились формировать пассивный словарь детей, где основная задача была направлена на развитие внимания к обращенной речи нашей речи и ее понимание.
Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.
Для активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. С помощью пальчиковых игр, пальчикового театра мы показывали детям, что предметы различаются по существенным признакам.
Упражнения из артикуляционной и пальчиковой гимнастики могут быть следующими:
Ключик в руку мы возьмем
И моторчик заведем:
«Чик, чик, чик, чик».
И поедет грузовик
Мы показываем движения (щепотью крутили из стороны в сторону), поощряли произносить слова (чик-чик)
Или пальчиковая гимнастика «Лошадка»:
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок, цок-цок —
Скачет резвый табунок.
Мы показываем движения (барабанили пальцами по столу), поощряем произносить слова (цок-цок).
Отвечая на вопросы, дети выделяли особенности и характерные признаки и качества предметов ( «Какая коза? Рогатая») а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает лягушка? что делает собачка?).
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышалась, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Е. Благиной и др.
Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей мы использовали пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Одно из важнейших направлений в нашей деятельности — взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Заяц и лиса» и др.
Также родителями были изготовлены дидактические игры на развитие речи и мелкой моторики. Игра «Ключики», игра «Волшебные бусы» (на шнуровках были нанизаны плоские геометрические фигуры разной формы, величины, цвета; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность), «Покорми колобка», «Уронили мишку на пол».
Развитие речи детей раннего возраста происходит успешно, если регулярно, последовательно используется специальная методика и комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Совместная деятельность педагога, родителей и детей с использованием пальчиковых игр должна носить развивающую направленность и проводиться на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.
Список использованной литературы
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развитие речи дошкольников / А. Е. Белая. – М.: Астрель, 2009. – 143
Громова О. Е. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. — М.: Сфера, 2005. — 182 с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры /О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2005. – 220 с.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М.: Родничок, 2013. – 185 с.