Презентация «Нетрадиционные формы работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».
презентация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе . К сожалению, практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме.
В речи детей существуют множество проблем : • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; • бедность речи, недостаточный словарный запас; употребление нелитературных просторечных слов и выражений; • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; • неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
В речи детей существуют множество проблем : • плохая дикция. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера и разнообразных гаджетов , недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников . Одни из них являются традиционными и основными, это, как вам известно: наглядные: - наблюдение во время прогулок, экскурсий; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; - знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. посредством фотографий, картин, картинок.
словесные: - беседы. - пересказ; - составление различных видов рассказов; заучивание наизусть. игровые: - дидактические игры-упражнения; - театрализованные игры; - сюжетно-ролевые игры.
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и нетрадиционные формы работы по развитию речи . 1. Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать : - ассоциативное мышление; - зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание; - воображение; - связную речь; мелкую моторику рук. Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания : - пересказ; - составление рассказов по картинке; - описательный рассказ; - разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок ; - составление пословиц, загадок и т.д.;
Мнемотехника помогает развивать : - ассоциативное мышление; - зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание; - воображение; - связную речь; мелкую моторику рук. Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания : - пересказ; - составление рассказов по картинке; - описательный рассказ; - разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок ; - составление пословиц, загадок и т.д.;
Суть мнемосхем: на каждое слово или на предложение подбирается картинка ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете , чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
ПРИМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ НА РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОВ
ПРИМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ НА СОСТАВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦ
2. Еще одна нетрадиционная технология по развитию речи – технология ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) . Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку , творческое воображение, связную речь , учит детей находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.
Примеры игр по методике ТРИЗ-технологии : «Круги Луллия » .
Примеры игр по методике ТРИЗ-технологии : пособие « Гусеничка ». Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам.
3. Набирает популярность еще одна нетрадиционная форма работы – лепбуки . Это подборка дидактических игр на заданную лексическую тему или на отработку определенной темы (например, образование имен прилагательных от имени существительного). В лепбуке собрано несколько различных дидактических игр на одну тему (разрезные картинки, лото, сортировка, картинки для составления рассказов и т.д.), ребёнок сам определяет, в какую игру он хочет поиграть.
Лепбуки удобны для использования в маленьких подгруппах или для индивидуальной работы с ребёнком .
Использование нетрадиционных форм работы делают занятия по развитию речи увлекательными , интересными для детей , а значит, сами занятия становятся продуктивнее и эффективнее .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...
« Использование Су-Джок как нетрадиционную форму работы по коррекции речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Проектная деятельность использования Су-Джок с детьми ОНР в образовательной деятельности...
«Использование Су-Джок как нетрадиционную форму работы по коррекции речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Использование нетрадиционной формы работы с детьми ОНР по коррекции речи...
«Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».
laquo;Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. Одна из основных ли...
«Использование нетрадиционной формы работы в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека, в котором формируются все психические процессы, свойства и качества личности. Изобразительная деятельность представляет для этого б...
«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» ( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)
laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»К.Д.УшинскийПроблема формирования речи у детей дошкольного во...
План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованиювоспитателя высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...